Урок по теме "Путешествие в страну Грамматика"

Разделы: Русский язык


Цели:

Обучающая: повторение пройденного материала из раздела «Грамматика».

Развивающие:

1. развитие умения применять имеющиеся знания в игровой ситуации.

2. развитие интереса к изучению русского языка.

Воспитывающая: воспитание чувства коллективизма.

План урока

I. Вступительная часть.

II. Представление команд.

III. Грамматический бой.

1. Разминка «Назови одним словом».

2. Игра «В две колонны становись».

3. Игра «Кто быстрее?»

4. Дуэль капитанов.

IV. Путешествие по станциям:

1. Остров волшебных букв.

2. Глагольные луга.

3. Пещеры вопросов.

4. Море новых слов.

5. Город художников.

V. Подведение итогов жюри.

I. Вступительная часть

1-й ученик: С самого раннего детства и до глубокой старости вся   жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но сказки и песенки - это язык.

2-й ученик: Подросток идёт в школу, юноша шагает в институт. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там. Через слово он впервые узнаёт о том, чего ещё не видели его глаза. Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка.

1-й, 2-й ученики:

Учите русский – годы к ряду.
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда.
И та награда в нём самом.

Учитель: Но изучить язык, не изучая грамматику, невозможно. И сегодня мы отправимся путешествовать в страну «Грамматика». Для этого класс разделится на две команды: «Грамотеи» и «Любознайки». А девизом для обеих команд будут слова: И дома, и в школе будьте внимательны, грамматику всем учить обязательно! Но прежде, чем отправимся в путешествие, необходимо испытать силы в грамматическом бою.

II. Грамматический бой

1. Разминка «Назови одним словом».

Командам предложены словосочетания, где главным словом является имя существительное человек, а зависимым выступают имена прилагательные: храбрый, умный, добрый, болтливый, ленивый, мудрый, богатый, грубый, сильный, весёлый.

Вместо словосочетания требуется назвать одно слово, например: храбрый человек – храбрец.

2. Игра «В две колонны становись!».

На доске прикреплены карточки со словами: водник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопой, довод, водоросль, водомер. 1-я команда должна собрать все карточки со словами, однокоренными слову «вода», вторая – слову «водить» (время 1 минута).

3. Игра «Кто быстрее?».

За 3 минуты команды должны построить по 4 слова – дома по схемам (на схемах условными обозначениями указаны морфемы).

4. Дуэль капитанов.

Капитаны обеих команд по очереди отвечают на вопросы:

1) Из чего состоит предложение?

2) Что входит в грамматическую основу предложения?

3) На какие виды делятся предложения по цели высказывания?

4) На какие виды делятся предложения по интонации?

5) Какие слова называются однокоренными?

6) Что входит в основу слова?

7) Чем звуки отличаются от букв?

8) Как переносится слово из одного слога?

9) Как переносится слово с двойными согласными?

10) Какие гласные буквы могут обозначать 2 звука?

III. Путешествие по станциям

1. Остров волшебных букв.

На доске прикреплены буквы. Каждая команда за 3 минуты должна составить из данных букв как можно больше слов.

2. Глагольные луга.

Командам розданы карточки с именами существительными: мороз, встреча, обед, боль, стройка, дружба. Задание:

1) К каждому слову подобрать однокоренные глаголы в начальной форме, указать спряжение (время: 3 минуты).

2) С помощью пантомимы изобразить действия, которые обозначают образованные глаголы.

3. Пещеры вопросов.

Каждой команде предложены по 3 вопроса.

1) А) сколько звуков в словах: сшить, объём?

Б) сколько звуков в словах: вёл, вьюга?

2) А) когда в предложении между главными членами ставится тире?

Б) когда пишется Ь после шипящих на конце слов?

3)  А) как связаны слова в словосочетании?

Б) как выражается грамматическая связь между словами в словосочетании?

4. Море новых слов.

1) Из букв каждого слова, записанного на карточке, образовать новое, не добавляя других букв.

Слова: мука, липа, рога, арфа, корм, нос, кот, сосна

2) Образовать слово.

Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода.

5. Город художников.

Командам предложено задание нарисовать инопланетянина, используя только буквы и знаки препинания (3 минуты).

IV. Подведение итогов жюри

(Каждый правильный ответ – один жетон).