Урок литературы по теме «Трагическая судьба простого советского человека и ее отражение в рассказе В.Астафьева «Пролетный гусь»"

Разделы: Литература


Оборудование урока: портрет В. П. Астафьева,  копии текста произведения из журнала «Новый мир», 2001г., №1.

Организация урока:  предварительное чтение рассказа учащимися

Цель урока: проанализировать содержание рассказа и ответить на вопросы:

  • В чём трагизм судьбы простого советского человека?
  • Как соотносится  совестливость и праведность героев В. П. Астафьева с жестокостью,   бездушием окружающего мира?
  • В чём заключается авторская позиция?

Ход урока

I. Урок начинается беседой с учащимися о том, что они знают о  В. П. Астафьеве, слышали ли что- либо  о рассказе «Пролётный гусь». В ходе беседы  учащиеся отмечают, что Виктор Астафьев ушёл на фронт простым солдатом, и солдатом он с неё и вернулся, но это, конечно, был уже не рабочий паренек, а  зрелый человек. Как и все, он стал читать написанное о войне, смотреть фильмы и думать. И первой его мыслью было, что он воевал не на той войне, о которой пишут писатели и  показывают фильмы, а на какой- то другой. И может быть, эта несуразица и подтолкнула его к мысли самому попробовать описать то, что было на самом деле.

Далее выясняем первое впечатление от рассказа.

- Понравился ли рассказ?

- Что особенно поразило Вас, удивило, расстроило?

- Какие эпизоды могли бы стать иллюстрацией к термину «жестокий сентиментализм»?

II. Анализ терминов «маленький человек» и «простой советский человек»

- Применимо ли к героям В. П. Астафьева определение «маленький человек»? Аргументируйте свой ответ.

Судьба «маленького человека» в России  XX века – это трагедия. Трагична  судьба многих персонажей В. П. Астафьева. Приведите примеры из текста.

Учащиеся приводят примеры из текста:

- Данила рос в семье ссыльного дяди. Погиб на войне, а жена сдала детей в детдом.

- Оноприйчук – сержант, переселенец с Украины.

- Мытарства эшелонов, никому они не были нужны.

-  Родителей «завербовали» и увезли, а сама в детспецприёмнике воспитывалась.

- Толя Хомеляйнен, сосланный финн и Анатолий Аржанов из раскулаченной семьи.

- Владимир Федорович был направлен на работу в лагеря для военнопленных.

- В Чуфырино построили два лагеря строгого режима.

Ребята  зачитывают отрывки из произведения ( рассказ Данилы о бое на Косе, о «нормах выработки», разговор Данилы  и Марины, описание городка Чуфырино).

Приходим к  выводу о типичности судьбы главных героев, ужас положения заключается в том, что типичной становится трагедия.

III. Следующий этап урока –  выяснить, в чем заключается конфликт произведения?

- По какому принципу противопоставлены главные герои? Расскажите о них.

- Сравните с героиней рассказа  А.Солженицына «Матренин двор»?

- Какие эпизоды раскрывают лучшие стороны характеров героев рассказа, оказавшихся в сложных обстоятельствах?    Ребята называют эпизоды и делают вывод о том, какие нравственные начала олицетворяют герои.

На доске  появляется запись:

  • доброта
  • совестливость
  • незлобность
  • праведность
  • щедрость
  • сострадание
  • трудолюбие
  • сочувствие

Качества святых соединяют в себе «мученики» (Виталия Гордеевна, Пахомка)

Парадокс в том, что сохранение естественных человеческих качеств является святостью в условиях жестокой реальности.

Рассмотрим вторую сторону конфликта. В годы войны родилась и такая пословица: «Кому война, а кому мать родна». На каких эпизодах рассказа вы могли бы доказать ее справедливость?

Ребята рассказывают о сыне Виталии Гордеевны, его жене; зачитывают рассказ Марины о расформировании госпиталя.

- Подберите слова, характеризующие жизненную позицию этих героев. На  доске появляется запись:

  • приспособленчество
  • жестокость
  • бесчувственность
  • равнодушие
  • высокомерие
  • жадность
  • трусость

- Закономерен ли финал рассказа?

- Так как соотносится совестливость и праведность героев Астафьева с жесткостью таких, как семья Мукомоловых? 

На данном этапе урока озвучиваю термин  «трагическое бессилие» (ребята зачитывают  слова Данилы после похорон сына). Приходим к выводу:  сюжет выстроен таким образом, что все светлое гибнет, а зло побеждает. Ребята читают эпизод с фотографией, о подушке с наградами.

- С какой целью писатель вводит в повествование историю с гусем?

- Почему рассказ называется «Пролетный гусь»?

Ребята отмечают, что в сюжете упоминается гусь как последнее средство спасения мальчика; символ гуся – это символ погубленной, отрешенной жизни, неприкаянность; приставка  - про -  указывает на то, что пролетела жизнь и оборвалась.

IV. Следующий этап урока – выяснить, в чем заключается авторская позиция.

- Какова авторская позиция?

В. П. Астафьев выносит приговор обездушенному обществу, несправедливому устройству жизни, которое уничтожает «маленького человека», делает трагичной его жизнь.

- Каковы приемы выражения авторской позиции?

Авторская позиция выражается опосредованно.

1. Система персонажей. Без включения образов семьи Мукомоловых авторская позиция сводилась бы к состраданию и жалости.

2. Речь персонажей. Марина в обычной обстановке разговаривает в соответствии с ожиданием читателя (простая речь), но в столкновении с бездушием, жестокостью Нелли Сергеевны ее речь становится «книжной», «жесткой», высокой. Марина подтверждает свою святость и праведность, она возвышается над Нелли Сергеевной.

3.Авторская позиция раскрывается и в названии рассказа, и в последнем предложении последней главы.

VI. Подведение итогов урока

- В чем значение рассказа сегодня?

- Каковы, на ваш взгляд, пути преодоления трагического бессилия, о котором шла речь в рассказе? (Смириться? Сопротивляться? Изменить обстоятельства?)

- Что, по – вашему, важнее: способность противостоять злу или возможность сделать так, чтобы негде было «преть и зреть» человеческой подлости и низости?