Управление системой здоровьесбережения

Разделы: Администрирование школы


1. Введение.

Проблема здоровья детей сегодня настолько остра, что мы вправе поставить вопрос: “ Что для нас важнее - их физическое состояние или обучение”. Статистические данные дают для этого не мало поводов. За последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии. Снижение уровня и качества жизни в совокупности с дальнейшим распространением курения, алкоголизации, наркомании, ВИЧ/ СПИД, ростом дорожно- транспортных происшествий способствовали подъему смертности не только от хронических, но и социально обусловленных заболеваний. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс социализации - воспитание. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. Существующая система школьного образования при всей ее научности не учитывает главного: конкретного человека, индивидуальных законов его развития. Несоответствие школьной системы образования и развития личности ребенка конкретным закономерностям индивидуальности накладывает своеобразный порочный стереотип на так называемое домашнее воспитание, когда каждая мать исходит не из потребностей своего ребенка, изученного досконально, а из общей позиции "так принято, так надо!"

2. Основная часть. Актуальность темы.

Необходимость изучать состояние здоровья младших школьников обусловлено тем, что здоровье формируется в детстве. Здоровье сформированное в период роста и развития организма детей и подростков, в значительной степени определяет продолжительность жизни взрослого человека.

В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все - и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Базовое, а тем более профилированное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих

2.1. Управление системой здоровьесбережения.

Ценностные ориентации на здоровый образ жизни, устойчивые потребности в сохранении и совершенствовании здоровья, в использовании эффективных средств оздоровления, организации рационального режима труда и активного отдыха, занятии физкультурой и спортом формируются при обеспечении условий управления здоровьесберегающим образованием.

Под условиями мы понимаем обстоятельства, от которых зависит успешность управления здоровьесбережением в образовательном учреждении.

Возрастающая потребность социума в воспитании здорового поколения наталкивается на недостаточную разработанность системы здоровьесбережения в школе, обусловленную низким уровнем профессиональной компетентности педагогов в привитии школьного интереса и развития потребностей в здоровом образе жизни.

М.М. Поташник выделяет целый спектр проблем кадровой работы:

“Отсутствие или слабое изучение диагностики затруднений учителей, отсутствие практики дифференцированной работы с педагогами в зависимости от уровня их педмастерства и практики выращивания молодых учителей;

  • Слабая научно-методическая обеспеченность педагогов литературой;
  • Отсутствие специальной работы по мотивации педагогических кадров на постановку для себя новых напряженных целей”. Г.Н. Сериков, вычленяя противоречия между личностными целями педагогических кадров и требованиями других людей (государства), определяет следующую структуру обобщенных квалификационных характеристик.

При этом под профессиональной компетентностью понимается “способность специалиста применять научные и практические знания к предмету профессиональной деятельности”. Особенности педагогического труда немыслимы без выделения профессиональной нравственности как приоритет духовных (интеллектуальных) и душевных (чувственных) качеств специалиста, которая в совокупности с компетентностью образует понятие педагогической культуры.

Путь личностно-профессионального роста учеными определяется через инициативность специалиста как “организационно-управленческие способности личности, необходимые при осуществлении процессов профессиональной деятельности, самообразования и творческого применения новаций”.

Образцом профессиональной деятельности становится педагогическое мастерство, которое “оценивается через отношение других участников образования, а также через результаты влияний выполненной специалистами работы на качество деятельности, например,  других обучаемых”.

Таким образом, управление здоровьесбережением в школе будет успешным при наличии соответствующей квалификации работников образования.

Под квалификацией мы понимаем “интегративную способность не в ущерб здоровью людей содействовать развитию их образованности, профессионально ориентировать их и направлять образовательные процессы (учение, самообразование, обучение и др.) так, чтобы удовлетворялись личные и социальные потребности граждан в общем образовании”.

Однако, как ранее было отмечено, достижение и основная реализация образовательных и здоровьесберегающих задач в полной мере осуществляется на стадии педагогического мастерства. Таким образом, условием успешности управления здоровьесбережением в школе является построение системы позиционного (социально-профессионального) роста педагогических работников.

Под системой позиционного роста педагогических работников мы понимаем овладение ими технологиями социального здоровья и перевода со стадии управляемого (исполнительного специалиста) до направляющего (учителя – мастера).

В процессе позиционного роста происходит формирование ряда внутренних позиций, которые являются движущей силой во внешнем “деятельностном проявлении”.

Специалист” – первая ступень позиционного роста. Задача компетентного педагога заключается в обнаружении (осознании) идеи, проблемы, способа ее решения, образа необходимого результата, способов и критериев оценки эффективности его достижения.

“Управленец” – следующий этап, когда работник не только успешно овладел технологиями, но и может обучать этому других.

Управляющий” – как правило, свободный лидер, который может организовать и повести за собой команду, владеет технологиями достижения результата и может передавать это учение другим.

Учитель – мастер” работает над формированием новых знаний, умений и навыков, “производит” определенный продукт, т.е. достигает соответствующего уровня образованности в условиях сохранения (творения) здоровья обучающихся через деятельностное обучение способами решения жизненных задач.

Таким образом, первым условием управления здоровьесбережением в школе является наличие системы подготовки педагогических кадров в работе по здоровьесбережению обучающихся и самооздоровлению педагогов.

Приступая к любой работе, а к педагогической особенно, педагог должен иметь представление об объекте и результате своего воздействия. Под этим мы понимаем второе существенное условие управления здоровьесбережением – информированность.

Для осуществления функций управления в образовании необходима информация.

Таким образом, для получения объективной информации необходимо функционирование в школе служб сопровождения – психологической, медицинской и службы функциональной диагностики, которые обеспечивают информированность об участниках и самом образовательном процессе, что является вторым существенным условием управления здоровьесбережением в школе.

Важнейшим условием достижения цели является идеология дела. Для управления здоровьесбережением такой идеологией является профилактическое мышление.

Мышление трактуется как способность человека, уясняя содержание явлений действительности, связывать, сопоставлять их и делать из этого выводы. Рассматривая мышление в сочетании с профилактикой (совокупность предупредительных мероприятий), мы определяем профилактическое мышление как целенаправленную сознательную деятельность участников образования по сохранению (улучшению) их здоровья.

Формирование профилактического мышления участников образования является составной частью позиционного роста педагогов и учащихся и информированности об образовательном процессе (мониторинг здоровья, мониторинг качества образования). Профилактическое мышление становится в современных условиях логическим продолжением принципов личностно-ориентированной педагогики.

Профилактическое мышление, затрагивая глубинные основы самости человека, обеспечивается через всю систему управления и организации образовательного процесса. Эта твердая система взглядов, идей на образование как сферу здоровых, миротворческих отношений, определяет третье существенное условие управления здоровьесбережением в школе – формирование профилактического мышления участников образования.

Таким образом, для эффективного управления здоровьесбережением в коррекционной школе необходима целенаправленная деятельность учителей на формирование ценностных ориентаций применительно к состоянию здоровья школьника, его потребностям и мотивациям на сохранение здоровья, на занятия физкультурой, на стремление самих педагогов и родителей обучающихся поддерживать здоровый образ жизни, объективно строить учебно-воспитательный процесс, исходя из возможностей обучающихся и их творческой активности как условия позитивной самоорганизации.

Условиями такого эффективного управления являются:

  1. Повышение профессиональной компетентности и педагогическое мастерство учителей.
  2. Информированность об участниках и процессе образования.
  3. Профилактическое мышление, как идеология всего образовательного процесса.

2.2. Исследовательская работа по выявлению причин заболеваемости у младших школьников.

По оценкам различных отечественных и зарубежных специалистов, у современных школьников в последнее время наблюдается снижение темпа роста и функциональных показателей, отмечается замедление развития по сравнению с данными 10-20 летней давности. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование. Может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивному ухудшению состояния здоровья своих воспитанников?

В настоящее время Всемирной организацией здравоохранения здоровье определяется состоянием полного телесного, душевного и социального благополучия. Организм человека считается здоровым, если его жизнедеятельность уравновешивается с окружающей средой. В поддержании равновесия жизненных процессов организма с внешней средой огромную роль играет состояние нервной системы и его сопротивляемость к воздействию различных факторов. Когда нарушается равновесие организма с внешней средой, возникает заболевание, которое и приводит к выраженным физиологическим и морфологическим сдвигам.

Причины, вызывающие заболевание, могут быть внутренними и внешними.

К внутренним причинам относятся наследственность, врожденные особенности;
К внешним – механические факторы (ушибы, травмы, ранения);
Физические (действия электрического тока, , лучистой энергии, атмосферное давление);
Химические (отравления солями тяжелых металлов, ядохимикаты);
Биологические (болезнетворные микробы, вирусы, простейшие);
Нарушение питания (отсутствие в пище белков, витаминов), а также социальные условия.

Здоровье зависит:

+ на 50% и более от социальных условий и образа жизни;
+ на 20-25 % от уровня загрязнения среды обитания;
+ до 20% на него оказывают влияние генетические факторы;
+ на 8 % -10% уровень здравоохранения.

Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но воспитывать в будущем здоровых детей. Во многом организация гигиенических условий обучения, воспитания и труда т. е. создание условий внешней среды зависит от педагогов.

Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть принятым для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!”

ЦЕЛЬ: Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий обучения.

Задачи:

  • Воспитание грамотности в вопросах здоровья;
  • Практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни;
  • Внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой;
  • Реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель и каждая школа, стремящаяся дать ученику старт счастливой жизни.

Объект: обучающиеся.

Методы: опрос, анкетирование, анализ результатов обследования, собеседование.

В социо-образовательной системе обеспечивается социальная защищенность участников образования. Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от их здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Ничто так не радует родителей, как здоровый ребенок, его нормальное физическое и умственное развитие. Но здоровье само собой не приходит, его нужно формировать, прививая детям навыки гигиены.

В коррекционной школе-интернате №11 часто приходится сталкиваться с заболеваниями, не приводящими к длительной изоляции ребенка, причем число их постоянно растет. Согласно многочисленным исследованиям за последние годы здоровье школьников значительно ухудшилось.

Очень важной проблемой является – отсутствие сенсорной комнаты в образовательном учреждении. Где педагог, психолог, воспитатель могут корригировать недостатки ВПФ, поведения у обучающихся.

Внимательно просматривая классные журналы в начальной школе, столкнулась с такой проблемой:

“Листы здоровья” учащихся полностью исписаны диагнозами различных патологий и отклонений.

Меня обеспокоила такая ситуация в начальной школе и при выполнении данной работы целью, поставленной передо мной, стало: выяснение не только причин хронических заболеваний младших школьников, но и попытка нахождения выхода из сложившейся ситуации при помощи мер по профилактике заболеваемости и укрепления их здоровья.

Изучив документы и выявив причины заболеваемости у детей, предположила, что, составив совместно с руководителем ЛФК (Креминской Т.Ф) программы по лечебной физкультуре, согласно рекомендаций Министерства образования Российской Федерации кандидата педагогических наук, доцента А.А. Хилько, Международного Университета Семьи и ребенка им. Рауля Валленберга, а также информационный справочник по использованию упражнений для предотвращения ослабления зрения, нарушения осанки, плоскостопия у обучающихся, сможем помочь в правильном выборе мер, направленных на оздоровление детского организма. Данный справочник используется педагогами, родителями, медицинскими работниками и воспитателями в школе.

Задача заключалась в следующем:

  1. Изучение и анализ имеющейся литературы.
  2. Обработка информации полученной от медицинских работников школы по заболеваемости с 2003-2008г
  3. Анализ полученных данных.
  4. Составление плана проведения мероприятий по устранению фактов, влияющих на рост заболеваемости и направленных на профилактику и укрепление здоровья школьников.

Проанализировав данные медицинского школьного журнала о патологиях и заболеваниях учащихся 1-4-х классов с 2004 г. по 2008 г.

Сравнив данные таблицы, отмечаем рост показателей по плоскостопию учащихся в два раза.

Если учесть, что в 2003году у учащихся наблюдалось нарушение осанки, то в 2008 появилась более прогрессивная форма этого заболевания — сколиоз у учащихся. В 2003г. у6 из 62 учеников, из них у 4 сколиоз отмечался 1-ой степени, у 2 - уже 2-ой.

С учетом изменения контингента учащихся в 2003, 2008году, фиксируем увеличение количества учеников с ослабленным зрением до 30%

Институт гигиены детей и подростков разработал схему комплексной оценки их состояния здоровья. Согласно этой схеме все дети и подростки общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ разделяются на пять групп здоровья:

I группа – здоровые с нормальным физическим и психическим развитием;

II группа – здоровые с функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, функциональными отклонениями после перенесенных заболеваний, страдающие частыми острыми заболеваниями и имеющие нарушения зрения средних степеней;

Ш группа – больные хроническими заболеваниями в компенсированное состоянии;
IV группа – больные хроническими заболеваниями, затрудняющими приспособление к труду;
V группа – инвалиды 1-ой и 2-ой групп.

Особого внимания заслуживает II группа здоровья, наиболее многочисленная во всех возрастах. У детей этой группы снижены функциональные возможности. Это необходимо знать и учитывать при организации и дозирование учебной и трудовой деятельности таких учащихся.

При несоблюдении режимных моментов и увеличении учебной нагрузки в старших классах у школьников ухудшается состояние здоровья. Важно отметить, что почти у половины школьников развиваются хронические заболевания тесно связаны с ранее выявленными функциональными нарушениями. Учащиеся, прежде входящие во II-ую группу здоровья, с возрастом оказываются в Ш-ей и IV-ой группах.

Учеба в школе является значительной физической и эмоциональной нагрузкой. После 3-4-ro уроков наблюдается снижение умственной и физической работоспособности детей, что выражается в ослаблении внимания и увеличении числа ошибок при выполнении учебных заданий, нарушается ритмичность работы, точность и координация движений.

Утомление — временное состояние организма и существует целая система мероприятий для его снятия и предупреждения. Давно установлено, что восстановление сил быстрее происходит при смене деятельности, переключении с умственной на физическую работу и наоборот. Так, например, с этой целью во время уроков проводятся физкультминутки и физкультпаузы, организуются подвижные перемены.

В связи с этим предлагаю:

  1. Комплекс упражнений на коррекцию осанки и плоскостопия содержащий порядка 20-и заданий для применения учащимися дома.
  2. Упражнения для проведения физкультминуток на уроках.
  3. Комплекс упражнений по профилактике зрительного утомления и развития зрительных способностей, ряд моторных упражнений.
  4. Увеличение объёма двигательной активности за счёт проведения внешкольных физкультурно-оздоровительных мероприятий и оптимизации, на основе этого, здоровья и работоспособности. Это будет во многом способствовать решению задач гармонического развития личности.

К сожалению двигательная активность детей разного возраста находится на очень низком уровне. Среднесуточный её объём у большинства школьников, например, ниже гигиенических норм на 30-35 %.. Три урока физкультуры в школе компенсируют всего 11 % необходимой двигательной активности. Малая двигательная активность, высококалорийное питание в конечном итоге приводят к избыточному весу детей. Это далеко не безобидное явление. При ожирении значительно ухудшается способность сердечно- сосудистой системы приспосабливаться к новым условиям, замедляется период восстановления после выполнения физических нагрузок, нарушается функция сердечной мышцы. Избыточная масса тела создаёт дополнительную нагрузку на двигательный аппарат, что, в свою очередь, приводит к формированию Х-образной формы ног, которая встречается у 70 % таких детей. С увеличением степени ожирения повышается процент уплощенных (в ср. на 13,8 %) и плоских (18,2 %) стоп, особенно это показательно для детей старшего возраста. У школьников, мало двигающихся, значительно снижается иммунитет, в результате чего они чаще болеют простудными заболеваниями, отмечаются повышенная утомляемость и низкая физическая работоспособность.

Почти у половины таких детей – близорукость, а у четверти – повышенное артериальное давление. Ожирением в 1-4-х классах страдают 12 детей, в частности у 5 из них — вегето-сосудистая дистония, а у 8 плоскостопие.

Для выяснения причин повышения заболеваемости младших школьников провела опрос среди учащихся 3- 4-х классов.

I. Как вы считаете, каковы причины ослабления зрения у школьников?
П. Каковы причины нарушения осанки?
Ш. В чем причины плоскостопия?
IV. Назовите причины расстройства желудка?

Ответы учащихся заставили задуматься.

  • 94,5% учеников, отвечая на первый вопрос, указали, что причиной ослабления зрения является зрительная перегрузка при подготовке уроков.
  • 84% говорят о том, что отсвечивают записи на доске.
  • 50% отмечают плохую освещенность в кабинетах школы.

Пришлось провести рейд по учебным кабинетам, в которых занимаются учащиеся 4-х классов Также причиной ослабления зрения учащиеся называют однообразную деятельность на уроке без ее смены (38,5%). 21% – что не меняется посадочное место в течение учебного года; а также были указаны следующие причины, набравшие 3,5% – близкое расстояние между глазами и экраном телевизора; длительное чтение художественной литературы, плохое материальное положение, цитирую: “нет денег на очки”.

Теперь обратимся ко второму вопросу. Он звучал так: каковы причины нарушения осанки? Одинаковое количество – 66,5% набрали два варианта ответов: неправильная посадка за партой и однообразная деятельность на уроке без ее смены. 38,5% согласились с тем, что причиной нарушения осанки является длительная нагрузка на позвоночник при сидении за партой в течении урока. 35% говорят о том, что на уроках отсутствуют физ. минутки. Но были названы и другие варианты ответов: (со слов учителей и воспитателей)

  1. Ученик сам не следит за собой и своим положением-3,5%;
  2. Один ученик сказал, что не любит когда уроки проходя неинтересно, однообразно.

Формулировка третьего вопроса звучала так: в чем причины плоскостопия?

Наибольшее количество – 63% набрал вариант ответов: неправильная постановка стопы, приводящая к ее деформации. 28% анкетируемых ответили, что причиной плоскостопия является частое ношение спортивной обуви. 14% говорят об отсутствии сменной обуви (по причине отсутствия денег). 7% отмечают такую причину, как узкая и неудобная обувь. По 3,5% набрали оставшиеся варианты ответов:

  1. Ношение обуви на высоком каблуке;
  2. Плоские платформы (был такой вариант ответа, что врачи неправильно определяют заболевание);
  3. Большая нагрузка на ноги;
  4. Отсутствие стельки в обуви.

И последний четвертый вопрос, завершающий нашу анкету, звучал так: назовите причины нарушения функций ЖКТ?

Вариант ответов: неправильное питание – получил самое большое количество голосов- 80,5% (много едят хлеба), 63% учащихся назвали нервные стрессы, полученные на уроках из-за различных проблемных ситуаций, боязнь отвечать, особенно был отмечен такой предмет, как физкультура; 45,5% отмечают употребление жевательной резинки; 7% говорят о том, что не едят дома перед школой, опаздывают на завтрак. По 3,5% получили следующие варианты ответов:

  1. Употребление семечек;
  2. Вредные консерванты в продуктах;
  3. Оставшиеся варианты опять же связаны со столовой: ученики указывают на немытые руки.

Положительным результатом является то, что в школе организовано полноценное питание для всех учащихся:

  1. Оно содержит все необходимые для организма вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду, достаточное количествах и определённых соотношениях).
  2. Разнообразно, состоит из продуктов растительного и животного происхождения (т.к.однообразная пища понижает аппетит, вызывает отвращение к еде и может привести к истощению организма).
  3. Доброкачественное (не содержит вредных примесей и болезнетворных микробов).
  4. Достаточно по объёму и калорийности, вызывает чувство сытости.

В приложении в таблице указано необходимое количество для организма веществ, их энергетическая ценность некоторых продуктов питания в пересчете различных видов физической активности человека.

В комплексе лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья подростка, влияет санаторно-курортное лечение и занимает особое место.

Воздействие физических факторов: благоприятный климат, лечебные грязи, минеральные воды, режим двигательной активности — направлено на стимуляцию защитно-приспособительных сил организма, повышение функциональной активности ряда органов и систем.

3. Создание условий комфортного обучения для старшеклассников – важный фактор для организации профильного обучения.

Министерство образования Российской Федерации утвердило концепцию профильного обучения, разработан и утвержден план - график введения профильного обучения в школах России. В этом документе предусмотрен широкий круг вопросов.

Среди них важное место принадлежит деятельности по организации профильного обучения в девятиклассников в нашей школе. Выделены основные задачи профильной подготовки:

  • Выявление интересов и склонностей, способностей школьников, формирование практического опыта, в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;
  • Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками опыта, связанного с профессиональным становлением;
  • Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов;
  • Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Данные задачи по своему содержанию носят здоровьесберегающую направленность, так как создают условия для осознанного выбора учащимися своего пути. Таким образом, предпрофильная подготовка, несмотря на свою интенсивность, создает условия для комфортного обучения, что является важным фактором сохранения здоровья учащихся, обучающихся в коррекционной школе.

Для решения этих задач в нашей школе были выделены основные направления работы по предпрофильной подготовке на 2008-2009 учебный год (на основе нормативных документов Министерства образования РФ):

  • Организация информационной работы (учащихся и родителей);
  • Организация профильной ориентации 9-х классов;
  • Система повышения квалификации педагогов, в целях подготовки к переходу на профильное обучение;
  • Подготовка и проведение итоговой аттестации. Набор учащихся в для обучения в ПУ.;
  • Обучение девятиклассников в МУК.

Одним из важнейших направлений при переходе к профильному обучению является итоговая аттестация выпускников основной школы, которая позволяет объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю.

В нашей школе все обучение детей, а в частности и подготовка к итоговой аттестации в 9-х классах носит здоровьесберегающий характер.

С учётом психологических и возрастных особенностей школьников подготовка начинается с пропедевтических курсов в 5-8-х классах, которые способствуют развитию у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, формированию представлений о собственных интересах и возможностях (формированию образа “Я”).

Воспитательная работа в школе строится, исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности. Воспитательная работа предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном занятии, создание воспитывающей среды во внеурочное время, построение внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ученика.

Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности ученика. В школе функционируют библиотека и читальный зал, работают спортивные секции, ведется работа по туризму, имеется возможность выбора спортивных клубов. Проводятся классные часы по темам “ Я и моя профессия”, конкурсы на лучшего пользователя знаний о профессиях, выпуск газет, оформление стендов, экскурсии, ярмарки профессий, семейный клуб для родителей и учащихся.

Педагогами школы в этом направлении разработана программа “ Я и город”, которая не только помогает выбрать нужную профессию, но и способствует здоровьесбережению обучающихся. Данная программа одобрена НМЦ г. Междуреченска, специалистами кафедры специальной педагогики при КРИПК И ПРО г. Кемерово.

Профессиональному самоопределению подросткового и юношеского возраста способствует работа психолога.

Индивидуальные консультации, психотренинги по развитию памяти, внимания, двигательных навыков, активного воображения, тестирование учащихся (диагностика познавательных интересов, и профессиональной направленности, выбор экзаменов).

Формирование адекватного принятия решения о выборе профиля обучения с 5 класса.

В выборе профиля обучения, экзаменов большую роль играет информационная работа: оформление стендов, родительские и ученические собрания, неделя профориентации.

3.1. Деятельность администрации и педагогов по подготовке к итоговой аттестации учащихся 9-х классов.

Стратегический уровень: уровень директора.

Цель: создать условия для функционирования социообразовательной системы.

Задачи:

  1. Создание системы здоровьесбережения всех участников общеобразовательного процесса.
  2. Использование технологий действенного воспитания и обучения.
  3. Создание условий для постоянного самосовершенствования педагогических кадров.
  4. Обеспечение условий участия родителей в жизни школы.

Подготовка МТБ: расширение материально – технической базы: кабинета технологии, компьютерного класса.

Отработка нормативной базы МОУ СКОШ №11, VIII вида.

Тактический уровень: уровень зам.директора.

1. Кадровый подбор и повышение квалификации учителей профессионально трудового обучения.

2. Организация работы с нормативными документами:

Зам.директора —> руководитель МО —> учитель;
Зам. директора —> кл. руководитель —> учитель;
(формирование папок с документами).

3. Организация мониторинговых исследований выбор профессии, мотивация выбора, выбор профиля обучения, формирование аналитического материала.
4. Диагностика обучаемости выпускников (на начало года, на первое полугодие, на второе полугодие).
5. Сбор и анализ документов по ходу эксперимента.
6. Организация системы повторения, обобщения и систематизация учебного материала.

Здоровьесберегающий принцип в современной коррекционной школе при подготовке детей к итоговой аттестации в 9-м классе предполагает длительное (не вдруг) просвещение и подготовку учащихся к осознанному выбору, отработку и освоение ими форм проведения экзамена, владение родителями и их детьми полной информацией о сути профильного обучения. Важнейшим элементом здоровьесбережения учеников в этой работе, на наш взгляд, является проведение экзамена в 9-м классе.

Таким образом, система подготовки к итоговой аттестации выпускников специальной (коррекционной) школы позволяет достигнуть необходимого уровня образованности учащихся без ущерба их здоровью, важнейшими элементами которой являются пропедевтическая и профориентационная работа с 5 класса, гласность и открытость нового содержания итоговой аттестации, деятельностный подход, учет индивидуальных особенностей ученика.

Администрация школы создает благоприятную среду не только для обучения младших школьников, но воспитанников, обучающихся в старшей школе: заботится об их образовании, здоровье, отдыхе, учителя профессионально- трудового обучения создают благоприятные условия для обучения старшеклассников: своевременно проветривают мастерские, следят за освещенностью, после занятий с учащимися наводят там порядок, но об открытии 10-11-х классов в школе не идет и речи, т. к. школа не имеет дополнительных помещений для хранения материалов, узок круг специальностей (отсутствуют дополнительные классные комнаты).Поэтому важнейшей проблемой, которая стоит перед администрацией основной школы является – профильная подготовка выпускников школы (на данный момент отсутствует документ, который дает право готовить выпускников школы в ПУ г. Междуреченска, т.к. наши воспитанники требуют индивидуального подхода при обучении). В школе только 4 мастерские в которых готовят две профессии (столяр, швея), в данный период времени эти профессии совершенно не востребованы.

Единственный выход, при помощи которого только на период 9 класса решается эта проблема – заключение договора на обучение по специальностям в МУК.

 Совершенствование образования связано с самообразованием педагогов, потребностью в освоении информации, поиске нового в обучении и воспитании, а так же их собственным здоровьем и умением сохранить его. Новые подходы к обучению требуют систематизации накопленного материала, в том числе методических пособий по укреплению здоровья подрастающего поколения.

Многие учителя и родители убеждены в том, что забота о здоровье входит в обязанность врача. Но это не так. Учеными доказано, что здоровье человека лишь на 7-10 % зависит от здравоохранения и более чем на 50 % от образа жизни, т.е. от знаний и умений сохранять его самим человеком. Пренебрежение этим в дошкольные и школьные годы приводит к тому, что человек не принимает на себя ответственность за собственное здоровье, не рассматривает здоровье как высшую ценность.

Эффект обучения и воспитания существенно снижается, если учителя игнорируют состояние здоровья учеников, если на ряду с другими вопросами учебной программы не раскрывают "секреты" их здоровья, если не используют в полном объеме гигиенические правила организации и проведения учебно-воспитательного процесса в школе.

Необходима ежедневная скрупулезная работа, проводимая по четкой системе при различных формах обучения и воспитания. Однако следует отказаться от узкого подхода: только лечить, только учить, только воспитывать. Важны совместные усилия учителей, врачей, родителей и самих детей по предупреждению отклонений их здоровья в школе и дома. Нужно показывать преимущество здорового стиля жизни, обучать радости ощущать себя здоровым, удовлетворенным от помощи другому в сохранении и укреплении здоровья.

Первым шагом к которому в условиях школы могут быть уроки и внеклассные мероприятия по здоровьесбережению.

4. Организации мероприятий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

4.1. Организация межпредметных связей в ОУ.

В начале учебного года следует четко спланировать все формы работы, их систематичность, последовательность. Укрепление здоровья - не эпизодическое, а повседневное дело школы. Дни, недели, месячники здоровья - составные части программы "Здоровье" каждой школы - являются лишь рубежами, на которых подводятся итоги каждодневной работы, уточняются задачи педагогического коллектива школы.

В этой связи заслуживают внимания межпредметные связи, например биологии и физической культуры. Полезно показать взаимосвязь биологии, анатомии и физиологии. Важно раскрыть учащимся анатомические и физиологические основы физической культуры, т.е. познакомить их с жизненными процессами организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной деятельности (физические упражнения, физическая работа). Не усложняя материал учебного предмета, преподаватель биологии должен формировать интерес к физической культуре, и наоборот, физическая культура должна формировать интерес к физиологии.

Опыт учителей-энтузиастов позволяет привести такие примеры. Давая характеристику мышц человека, учитель биологии Казанцева Г.А. показывает их топографию сначала на учащемся, затем на таблице. Потом демонстрируются движения, связанные с работой этих мышц, даются пояснения, говорится о значении их развития. На уроке физкультуры Креминская Т.Ф.закрепляются знания анатомии и физиологии путем выполнения упражнений и последующего выяснения, какие мышцы принимали в них участие.

На уроке по теме "Работа сердца" приводятся данные об изменении деятельности сердечно-сосудистой системы при мышечной работе - учащаются ритмы сердца, увеличивается скорость кровообращения, повышается кровяное давление. Так, частота пульса после интенсивной мышечной работы подростка может достигать 200-220 уд/мин, время полного круга кровообращения крови - 8-10 с, кровяное давление 160/80 мм рт.ст. После мышечной работы кровообращение восстанавливается, т.е. достигает величины покоя (частота сердечных сокращений - 65-75 уд/мин, время полного круга кровообращения крови 22-25 с, кровяное давление - 120/70 мм рт. ст.) Еще лучше продемонстрировать пульс и кровяное давление на конкретном ученике, потом дать нагрузку - 20 приседаний за 30 с, и снова определить эти показатели.

На основании указанных данных учитель подводит школьников к выводу о взаимозависимости работы органов кровообращения и мышечной деятельности. При этом подчеркивается значение тренированности сердца, занятий физкультурой. По такому принципу следует излагать почти все темы анатомии и физиологии.

Совместная работа учителей физкультуры и биологии формирует интерес учащихся к предметам, так как позволяет на собственном опыте понять значение физкультуры, знание физиологии для здоровья. Известно, что преподаватель физкультуры часто не дает учащимся даже элементарного физиологического обоснования тех или иных движений, и тогда физическое воспитание сводится к набору упражнений по принципу "чем больше, тем лучше". При таком подходе к обучению упускается анатомо-физиологический анализ движений учащихся. А ведь именно он раскрывает причины допущенных ошибок при выполнении упражнений. Например, не пояснив, что при прыжке через козла лучше отталкиваться не всей ступней, а носками, так как толчок носками позволяет совершать пружинящие движения не только в коленном, но и в голеностопном суставе, отчего сила толчка увеличивается и результат улучшается, упражнение будет выполнено неверно.

На уроках физкультуры необходимо ссылаться на известные школьникам анатомо-физиологические понятия, пользоваться общей с курсом анатомии и физиологии терминологией. Практика выявляет недостаточное понимание учащимися правил тренировки, усвоения навыка самоконтроля нагрузок, отсюда чрезмерные тренировки с гантелями, езда на велосипеде "до упаду". Такое обучение биологии и физической культуре ведет к уменьшению оздоровительного содержания этих предметов.

Целесообразно объединить усилия преподавателей биологии и физической культуры для разработки и проведения уроков-семинаров по темам "Сам себе доктор", "Самоконтроль и здоровье" и т.п. Обучение этим предметам взаимосвязано и с системой полового воспитания. Интимные отношения, секс могут (в известной мере) вытесняться целенаправленной двигательной активностью: занятиями в спортивных секциях, работой в кружках самодеятельности и т.д.

Таким образом, закреплению знаний о здоровье способствуют почти все учебные предметы, так как процессы, происходящие в организме, подчиняются биологическим, физическим, психологическим законам.

4.2. Организации внеклассной работы по здоровьесбережению учащихся школы-интерната.

При внеклассных формах работы учитель, воспитатель осуществляют преемственность между учебным и воспитательным процессом и тем самым учат детей беречь свое здоровье.

В их обязанности входит:

1) Составление, оформление, разъяснение правил для дежурного по классу, столовой, мастерской, спортивному залу, школе, а также контроль за их выполнением;
2) Подготовка и проведение экскурсий, туристических походов, отдыха на природе;
3) Организация деятельности отдыха в группах продленного дня;
4) Обучение гигиеническим правилам в лагерях труда и отдыха, школах-интернатах и контроль за их выполнением;
5) Организация работы учащихся по благоустройству школьных помещений, на пришкольном участке и контроль за их выполнением;
6) Подготовка и проведение праздников здоровья.

Для правильной организации труда школьников, особенно старших классов, учитель руководствуется основами законодательства по охране труда подростков, учитывает медицинские противопоказания к различным видам работ подростков, консультируется у “подростковых” врачей в поликлиниках, врачей отделений гигиены детей и подростков территориальных центров гигиены и эпидемиологии.

Праздники здоровья в эмоционально-игровой деятельности школьников.

В нашей школе разработана и внедрена в практику программа "Хочу быть здоровым". Она включает следующие разделы: гигиенические условия обучения школьников; гигиеническая оценка режима дня; основные направления здоровьесберегающей программы; обучение учащихся сохранению здоровья (урочная, внеурочная формы); оздоровление детей в школе; работа с родителями; праздники здоровья.

Для ее реализации используются различные формы деятельности администрации школы, педагогического коллектива, учащихся. Одной из форм обучения школьников основам здоровья является подготовка и проведение дня, недели здоровья как видов эмоционально-игровой деятельности, которые способствуют закреплению урочного материала.

Они повышают уровень знаний учащихся о том, как сохранить свое здоровье, формируют соответствующие навыки. В период подготовки к празднику выявляется, насколько эффективны другие (урочные, внеурочные) формы обучения укреплению здоровья и как высока степень усвоения материала. Совместные действия подсистем "учитель-ученик", "родитель-ученик", "ученик-ученик" раскрывают новые грани понимания того или иного вопроса.

Правомерно заметить, что если знания школьников по тому или иному предмету могут быть удовлетворительными, то знания и умения, касающиеся здоровья, должны быть хорошими. Следует учесть и тот фактор, что подростковый и юношеский возраст обуславливает переоценку учащимися своих возможностей, что является причиной недооценки здоровья как высшей ценности человека. Это обязывает учителей, воспитателей, родителей находить убедительные мотивы действий каждого школьника, которые побуждали бы его к укреплению своего здоровья, раскрытию возможностей собственного организма.

Важно вовлечь учащихся в процесс подготовки праздников, предусмотрев при этом нагрузку на все органы чувств (зрения, слуха, обоняния, тактильной чувствительности, вкуса) и все виды памяти (моторную, двигательную, слуховую, зрительную, эмоциональную). Это особенно важно при формировании интереса учащихся к своему “Я” – “Я девочка (девушка)”, “Я мальчик (парень)”.

Праздники здоровья постоянно совершенствуют знания, умения и навыки учащихся сохраняют и укрепляют их здоровье.

С этой целью, педагогической коллектив:

  • Пополняет свои знания о возрастных изменениях в организме учащихся;
  • Осваивает правила физической и гигиенической культуры;
  • Учится оценивать собственные знания и навыки по вопросам здоровья;
  • Вызывает у школьников интерес, потребность постоянно заботиться о своем здоровье;
  • Убеждает учащихся беречь здоровье как главную ценность личности.

Как происходит планирование праздников, выбор их тем:

  1. Подбирается материал методических разработок для конкретного класса (ответственный за праздник учитель должен познакомиться с ним);
  2. Исходя из показателей здоровья школьников, которые имеются в медицинском кабинете школы в форме листка здоровья класса (анализ конкретных отклонений здоровья позволяют подобрать актуальные для детей вопросы, знания и т.д.);
  3. Следующий этап – знакомство с литературой по формированию гигиенических навыков.

Тема праздника конкретна. Ограничена числом вопросов.

Классный руководитель либо учитель, отвечающий за праздник, составляет его сценарий, используя при этом рекомендации медицинских работников школы (врача- педиатра, психиатра), социальных педагогов, психологов.

Педагоги привлекают к составлению сценариев учащихся, особенно при подготовке праздников в средних и старших классах. Работа над сценарием обязывает детей просмотреть учебный материал с новых позиций, освоить дополнительную литературу, является темой для обсуждения со сверстниками элементов предстоящего праздника здоровья.

Праздник здоровья – итог дня, недели здоровья, поэтому в период работы над сценарием вся программа предыдущих праздников здоровья уточняется и оформляется в виде специальной наглядной информации.

Праздник здоровья может проходят в различных формах: “Путешествие в страну Здоровья”, “Конкурс знатоков здоровья”, “Мама, папа, я – спортивная семья”, “Вечер здоровья” и т. д. Длительность праздника для младших школьников составляет 40 минут, и проводиться он не реже одного раза в учебную четверть, для средних и старших – соответственно 90-100 минут 1-2 раза в учебный год.

В праздниках участвуют ученики параллельных классов, от каждого класса выделяются команды, в которую могут входить учителя и родители. К их проведению необходимо привлекать каждого школьника, - этому способствуют домашние задания по теме праздника, например написание сочинения на тему “Мое здоровье”, составление перечня действий по укреплению своего здоровья и т.д., а так же контроль за выполнением правил гигиены всеми учащимися (он может быть проведен накануне праздника). Оценки домашних заданий суммируются и учитываются при подведении итогов праздника.

Заранее готовятся оформление и атрибуты праздника, протоколы для жюри с перечнем конкурсов, подбираются разнообразные игры, танцы, эстафеты, продумывается музыкальное сопровождение. В ходе праздника жюри не только оценивает ответы команд, но и комментирует их. В конце подводятся итоги, награждаются победители (важно, чтобы каждый участник праздника не остался без внимания).

При подготовке и проведении месячника здоровья программой предусматривается большее количество мероприятий.

Кроме названных в программе дня и недели здоровья могут проводиться:

  • Консультации медицинских работников, психолога школы для родителей на актуальные темы, например “Профилактика утомления учащихся”;
  • Цикл лекций для воспитателей по проблемам валеологии;
  • Педсовет по теме “Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно -образовательного процесса ”;
  • Обмен опытом педагогов по проблеме: “Здоровье- вершина на которую каждый должен подняться сам”;
  • Педагоги школы совместно с администрацией школы приняли участие в разработке проектов (Например: “ Все дети едины все дети равны!”(на лучшую спортивную площадку в компании “ Русал”)), областных конкурсах (Например: “100 классных проектов” (Цель: приобретение сенсорной комнаты)).

Месячник заканчивается общешкольным праздником здоровья под девизом, например, “Физкультура, знание и труд – здоровье дают”.

Особую заботу учителей, медицинских работников школы составляют организация, подготовка и проведение экскурсий, туристических походов и путешествий. Эти формы внеклассной работы требуют усилий в различных направлениях. Учащихся необходимо определенным способом подготовить, т.е. они должны быть:

  1. Закалены, ибо точно предсказать погодные условия (температуру, влажность, скорость движения ветра, осадки) невозможно;
  2. Физически подготовлены, так как в походе требуется выносливость, умение с наименьшим напряжением выдержать непривычную обстановку;
  3. Информированы о том, как поддерживать здоровье в новых условиях..

К любому туристическому походу, даже к однодневной экскурсии, нужна существенная и длительная подготовка. Важно учесть сложность похода и его длительность.

Общая продолжительность туристических походов, экскурсий учащихся коррекционной школы не должна превышать: для 1-2 классов – 1 дня; 3-4 – 2 дней; 5-9 – 3-5 дней.

Подготовка к туристическому походу включает три этапа.

Первый этап – занятия с участниками по специальному тематическому плану. В Зависимости от категории сложности похода в программу входит разный объем подготовительных работ, но в любом случае должны иметь место общие медицинские аспекты (правила личной гигиены, закаливание, самоконтроль, самообслуживание, умение оказывать доврачебную медицинскую помощь, пользоваться аптечкой, питьевой режим, питание, правила приготовления пищи и т.д.)

Второй этап – определение степени закаленности, физической подготовленности участников. Целесообразно осуществить проверку в виде различных (с учетом возраста) форм соревнований: например, кто лучше уложит рюкзак, точнее перечислит обязанности дежурного по приготовлению туристического обеда и т.д. Перечень вопросов, подлежащих изучению участниками похода, сообщается заранее, рекомендуется литература, ведутся предварительные беседы, консультации.

Третий этап – повторное медицинское освидетельствование накануне похода. Первичное медицинское освидетельствование выполняется при комплектовании группы. На каждого участника турпохода оформляется справка о состоянии здоровья (она может быть общей на всю группу). Справка должна быть заверена медицинским учреждением.

В период подготовки к предстоящему походу целесообразно провести родительские собрания, привлечь родителей к его организации. Врач может воспользоваться случаем, чтобы дать советы по вопросам закаливания, режиму дня и не только в период похода, но и на каждый день. Заботой врача и руководителя туристического похода является гигиеническая характеристика маршрута. Для этого необходимо связаться с центрами гигиены и эпидемиологии (бывшие санитарно-эпидемиологические станции, на территории которых проложен маршрут), согласовать с ними состояние источников питьевой води, места привалов, обсудить вопросы охраны природы.

Руководитель группы отвечает за жизнь и здоровье детей – участников похода. По окончании похода он подводит итоги, оценивает оздоровительное воздействие многодневного похода.

5. Заключение.

В своей работе попыталась поднять вопрос о заболеваемости учащихся коррекционной школы- интерната №11. Но эта проблема, оказывается, не узкая, как это может показаться. Она беспокоит не только самих учеников, их родителей и некоторых педагогов, но и Госсовет России, президента страны Медведева.

Так, в начале февраля 2002г., в Москве прошло заседание Госсовета, посвящённое здоровью нации. Проблема развития спорта в России непосредственно связана со здоровьем нации и качеством жизни населения. Серьёзная обеспокоенность власти состоянием физкультуры и спорта в стране вполне обосновано. В последние годы было не до этого, и сегодня Россия пожинает горькие плоды

После 10 лет запустения Российских спортивных площадок запас физического здоровья нации на исходе. В последние два года увеличилась заболеваемость. В то время как Запад бежал от инфаркта и бросал курить, стадионы в России превращались в рынки, рос бытовой алкоголизм, армия курильщиков увеличивалась. И уже каждый 7 житель страны о 14 до 60 лет познакомился с наркотиками. Растёт смертность. Рождаемость падает. Словом, если так пойдёт дальше, через 10 лет Россия рискует превратиться в страну пенсионеров и больных. Чтобы исправить положение, Правительство подготовило государственную концепцию развития физкультуры и спорта. Среди намеченных мер и финансирование массового спорта, и создание фабрик по производству спортинвентаря, и увеличение уроков физкультуры в школах. А также широкая популяризация спорта. Конечная цель этих мер, как выразилась вицепремьер В. Матвиенко, создание в России “культа здорового образа жизни”. Изменяются условия и темп нашей жизни. Ускоренно развивается экономика, наука, техника, создается новая экономическая, психологическая и социальная среда, в которой живет современный человек. Конечно же, эта среда непосредственно влияет на здоровье людей, на возможности профилактики и лечение различных заболеваний. Печальная истина: молодые люди стали чаще болеть. Медики применяют даже новый термин—“омолаживание заболеваний”. Среди молодежи распространено ложное представление: болезни, мол, приходят в старости, когда активная жизнь уже позади. Поэтому большинство молодых людей часто не заботится о поддержании и укреплении собственного здоровья. И здесь важно вспомнить древнюю мудрость, которая гласит, что подорвать здоровье намного легче, чем потом добиваться его восстановления.

Введение в образовательный процесс здоровьесберегающих программ, инновационной коррекционно-развивающей технологии кандидата педагогических наук, доцента кафедры олигофренопедагогики Е.Д. Худенко, нетрадиционных приемов передачи зрительной информации, активизирующих психофизические механизмы познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на уроках, конторки, использование “Экологических букварей”, разработанных кандидатом педагогических наук доцентом кафедры педагогики Д.М. Базарным, систематическое проведение интегрированных уроков, внеклассных мероприятий в нетрадиционной форме, дало положительные результаты:

С 2008 по 2009 г. произошло снижение процентного показателя детей имеющих нарушение осанки, диагноз “скалиоз”, нарушение зрения, лор. патологии.

Таким образом, здоровье действительно та вершина, на которую каждый должен подняться сам.