Литературное слушание: «А.А. Блок "Снег да снег"»

Разделы: Начальная школа


Цель: литературное и нравственное развитие, обогащение читательского опыта обучающихся.

Задачи:

  • формировать литературоведческие представления и понятия;
  • учить выявлять позицию автора, выражать своё понимание произведения;
  • развивать речевые умения;
  • развивать воссоздающее и творческое воображение обучающихся;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному.

Оборудование: рисунок Зимушки-Зимы, снеговика; мешок со снегом; импровизированные ворота; снежинки с буквами “п”, “о”, “э”, “з”, “и”, “я”; рисунки снежных комков с текстами; снежинки-модели; сигнальные карточки заместители; 4 ватмана; музыка П.И.Чайковского “Времена года”.

I. Подготовительная работа.

1. – Ребята, к нам на урок пришла гостья, но вам надо узнать кто она.

Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрыла серебром. /Зима/

- Правильно, это Зимушка-Зима!

Рисунок Зимушки-зимы.

- А что я о ней прочитала? Покажите при помощи заместителя.

- Почему вы считаете, что это загадка?

Игра “ Отгадай, что в мешке”.

- Несмотря на свой суровый характер, зимушка-Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарок.

Мешок, в котором коробка со снегом.

- Чтобы угадать, что за подарок принесла Зима, надо опустить руку в мешок, и, не называя то, что там находится, подробно описать.

- “Всё покрылось серебром”, что это такое “серебро”?

- А как ещё можно назвать снег, с чем сравнить?

- О какой “тройке” идёт речь?

- Сколько всего зимних месяцев?

- Какой месяц первый? Какой последний? Какой месяц между декабрём и февралём?

- Какие изменения произошли в природе с приходом зимы?

2. Динамическая пауза.

- Давайте встанем в круг, и расскажем об изменениях в природе.

Дети идут по кругу и хором произносят слова.

Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце,
А теперь пора настала –
В поле вьюга загуляла.
Разбежалась с песней звонкой,
Всё укрыла как пелёнкой,
Запушила снежным пухом –
Стало всюду пусто, глухо.

3. Проверка домашнего задания.

- Зимушка-Зима очень любит не только себя показать, но и послушать, что о ней люди говорят. Поэтому предлагаю поиграть. Игра называется “Ворота Зимы”. Для этого надо разбиться на пары и рассказать пословицы и поговорки о зиме, которые вы готовили дома. Говорить надо громко, чётко, чтобы Зимушка-Зима их услышать могла. Кто в ворота пройдёт, тот занимает своё место за партой.

- Кто пословицу иль поговорку прочтёт,

Тот и в ворота Зимы пройдёт.

Игра “Ворота Зимы”.

Дети стоят парами перед воротами.

Чья пара называет пословицу или поговорку о зиме – проходит.

- Покажите заместитель, которым обозначаем пословицы.

4. – Но зимушка-Зима никак не хочет успокаиваться. Говорит: “ Ледяной ветер на вас напущу, снегом всё завалю. Буду морозом щёки, нос щипать, если не справитесь со следующим заданием”.

Выложить из снежинок слово “Поэзия”.

- Знаете ли вы, что означает это слово?

- Поэзия – это искусство, это стихотворная речь. Стихотворения создают поэты. Это те люди, которые обладают талантом так построить речь, чтобы она звучала как музыка.

Поэзия – это чудесная страна. Я приглашаю вас в путешествие по стране с удивительным названием “Поэзия”.

На доске рисунки двух снежных комков.

На обратной стороне написаны тексты.

- Но дорогу нам перекрыли два огромных снежных кома. Чтобы их убрать с дороги, надо определить, какой из текстов можно отнести к поэзии.

1.) Белым ровным слоем покрыл снег землю. Все деревья окружены снегом. Под его тяжестью берёзы и ели склонили свои ветви. Очень тихо вокруг. А в лесу мороз кружева развесил – ни в сказке сказать, ни пером описать. Невзначай зацепишь – летит на шапки алмазная пыль.

2.) Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит, -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

- Какие строки можно отнести к поэзии? Почему?

II. Слушание и работа над стихотворением А.А. Блока “Снег да снег”.

- Мы начинаем своё путешествие по стране “Поэзии”, но отправиться в него сможет только тот, кто умеет не только слушать, но и видеть.

Может ли человек, читая или слушая, “увидеть” то, о чём говорится?

- А вы умеете слушать? А видеть?

- Тогда в путь!

1. Чтение стихотворения учителем.

2. Работа с произведением.

- Что я вам читала? Покажите заместитель.

- Почему вы так думаете?

- Какое настроение передаёт автор в своём произведении?

- Пока я читала стихотворение, в воздухе кружились снежинки. Они легли к вам на парты и просят изобразить на них модель обложки к прослушанному стихотворению.

У каждого ученика на парте лежит снежинка.

На доске большая снежинка, на которой будет работать учитель.

3. Словарная работа.

- Есть ли в стихотворении слова, значение которых вам непонятно?

4. Беседа об авторе.

- Может кто-нибудь знает автора этого произведения?

- Это стихотворение написал А.А.Блок.

Укажите на модели фамилию автора.

Он родился в семье, где увлекались литературой. Стихи Александра Александровича отличаются напевностью и музыкальностью. Известно, когда поэт читал свои стихи, то слушатели шёпотом повторяли вместе с ним строки.

Поэзия А.А.Блока проникнута такой задушевностью, что тот, кто знакомится с ней, навсегда остаётся почитателем поэта.

А.А.Блок чаще писал о природе, родине, чувствах человека.

5. Продолжение работы с произведением.

- А о чём это стихотворение?

- Покажите, каким цветом обозначается стихотворение о природе?

Изобразите это на модели.

- Как бы вы озаглавили это произведение? Почему?

- А.А.Блок назвал своё стихотворение “Снег да снег”.

Изобразите название стихотворения на модели.

6. Работа с моделью обложки.

- Покажите, где на модели указывается фамилия автора.

- Кто автор произведения, которое слушали на уроке?

- Покажите, где на модели указывается название произведения.

- Как называется произведение А.А.Блока, которое вы сегодня слушали?

- Где на модели указан жанр произведения? Каким знаком обозначаем?

- К какому жанру относится произведение А.А.Блока “Снег да снег”?

- Какова тема стихотворения?

- Как обозначили тему на модели обложки?

III. Повторное слушание.

- Как автор относится к природе; к людям?

- Кто назовёт фамилию автора?

IV. Творческая работа.

- А. А. Блок написал стихотворение “ Снег да снег” при помощи слов, а вам предстоит изобразить то, что вы увидели во время слушания при помощи красок.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”.

Дети работают в творческих группах.

V. Презентация работ учащихся.

VI. Итог.

- Назовите произведение, которое мы слушали на уроке.

VII. Домашнее задание.

Принести книги со стихами А.А.Блока.