Урок русского языка в 3-м классе: "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:  

  • Дать представление о местоимении как о части речи;  познакомить учащихся с личными местоимениями единственного и множественного числа:
  • Развивать речь, восприятие, внимание, орфографическую зоркость, словарный запас учащихся.
  • Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • На партах у детей стоят конторки для работы стоя, поэтому один ученик сидит за партой и работает сидя, а другой рядом стоит и работает стоя. По команде учителя («Поменялись!») учащиеся меняются местами.
  • На боковой стене расположен офтальмотренажер «Цветик-семицветик» (с траекториями) <Рисунок 1>
  • На потолок нанесён офтальмотренажер «Восьмёрка» (с траекториями) <Рисунок 2>
  • На оконных стёклах закреплены снежинки и звёздочки для выполнения упражнений.
  • На стенде выставка фотографий цветов (с жёлтыми лепестками), редко встречающихся в природе.
  • На доске закрыт текст  про одуванчик, а в ходе урока на неё вывешивается другая информация по теме урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать!

– Вспомните девиз наших последних уроков: Если есть желание, найдется и путь! Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка.

II.  Чистописание

– Начинаем урок с чистописания. Для этой работы нужно подготовить пальчики:

1. Пальчиковая гимнастика

Меж еловых мягких лап (поглаживание пальчиками по столу)
Дождик: кап, кап, кап. (постукивание по столу)
Где сучок к сучку прилип (хлопки в ладоши)
Вырос гриб, гриб, гриб. (поднимают руки над столом)
Кто нашёл его, друзья, а?(разгибают пальчики из кулачков)
Это я, я, я, я! (загибают пальчики от мизинцев)

2.  Массаж кисти рук с помощью ручки

3.  Пальчики «на лесенке»

а)  Сегодня будем прописывать букву и ее элементы. Эта буква стоит первой в слове, с которым мы познакомились на уроке окружающего мира. Это слово означает науку о нашем общем доме; науку об охране и защите окружающей среды.
–  Правильно (Экология)
–  Буква состоит из правого полуовала.
–  Повторяем за мной: э Э с С  ээ ЭЭ сс СС 
–  Что напишите дальше?  (По 3 элемента: эээ  ЭЭЭ  ссс  ССС)

б)  Какое словарное слово помогло отгадать букву? (Экология).
–  Запишите это слово на новой строке:
экология,
–  Ребята, вы уже знаете, как важен порядок на парте, в классе, в школе, в доме. Так и для нашей планеты очень нужен порядок. А вот для наведения порядка в окружающей среде и ее поддержания нужны хорошо подготовленные специалисты. Как называется профессия такого специалиста?
эколог,
– Что они защищают? (Природу). Запишите рядом это слово:
природа.
– Внимание! Какое из этих слов может быть лишнее? (Ответы детей).

в)  Послушайте стихотворение. Запомните в нем первые три слова – мы запишем их в виде призыва:

Любите родную природу
Озера, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относиться добрей!

–  Что значит “относиться добрей”?
–  Кто запомнил первые 3 слова? Какое предложение запишем?
– Какой знак напишем на конце? (Любите родную природу!)

(Записывают под диктовку)

– Ручки положили, встали.

III.  Физкультминутка

–  Ручки положили. Встали и повернулись к “Цветику-семицветику” (офтальмотренажеру).

Работа по тренажеру <Рисунок 1>

–  Назовите цветы желтого цвета.
–  Я подготовила для вас подборку цветов, которые не часто или даже редко встречаются в природе. Познакомьтесь с ними (зачитываются названия). Запомните их название и если встретите их в природе – берегите!

Поменялись!

IV.  Знакомство с новой темой (актуализация знаний)

–  А сейчас отгадайте загадку про желтый цветок, который наоборот встречается в природе очень часто и собой украшает наш мир.

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк. (Одуванчик)

– Эту работу резаными нитками выполнила Ильзира. (На доске закрепляется  изображение одуванчика , выполненное резаными нитками)
–  Прочитайте на доске текст об этом цветке. (Он пока был закрыт)
– Если заметите что-то особенное, то поднимите руку. Текст на доске читает… (1 ученик)

Это одуванчик желтый сарафанчик.
Одуванчик один из первых весной зацветает. Одуванчика цветок в дождик и в холод распускается. Красуется одуванчик с месяц, а потом вместо яркого цветочка появляется пушистый шар.
Так и хочется дунуть!

–  Что заметили?  (Неоправданный повтор)
–  Нужно отредактировать текст. Слушаю вас. (Подбор замены слов)
–  Прочитайте отредактированный текст.

–  К какой части речи относятся слова-заместители – он и его? Для этого вспомним известные нам части речи (ответы – определения частей речи).
–  Эти слова относятся к глаголам? (нет ––> почему?)
–  Это имена прилагательные? (нет ––> почему?)
–  Это имена существительные? (нет ––> почему?)
–  Значит это какая-то новая, неизвестная пока часть речи. Это для нас секрет, русского языка.
– Попробуем сделать открытие!
–  Место какой части речи заняли эти слова?

– Так как же их назвали? (Местоимения)
– Это и есть новая тема нашего урока. (На доске закрепляется тема урока): 

Местоимение. Понятие о местоимении

V.  Физкультминутка

– Встали! (Движения по содержанию)

1.  Спал цветок и вдруг проснулся – 
Больше спать не захотел.
Потянулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел

2.  Повернулись к тренажеру, поднимает глазки вверх. Работаем глазками. (Движение глазами по офтальмотренажеру, изображенному на потолке. <Рисунок 2> (Слова произносит учитель или учащиеся по очереди)

Вверх и вниз ведем мы взгляд,
Каждый это делать рад,
Право, лево отмечаем
На качелях взгляд качаем.
По красной дорожке
Пройдемся немножко
Тепло и уютно
На этой дорожке.
Как чистая речка
С водицей живой
Навстречу течет
Поток голубой
Мы глазки свои
В него окунем,
И медленно-медленно
В нем поплывем.
Отправимся в лес по зеленой тропинке,
Петляет тропинка в лесу без запинки.
Куда же тропинка нас заведет?
Об этом узнаем, продолжив урок!

(Дети занимают свои места)

Поменялись!
–  Где в жизни встречали местоимения?
–  Какие местоимения знаете?
–  Давайте попробуем дать определение местоимению. (По ходу ответов детей вывешиваются слова-опоры)
Итак, местоимение – это…

Часть речи

(почему?) – это отдельная группа слов.

–  Называет предметы? (нет)  Он ––> стол, шкаф, ученик. Значит

не называет предметы

–  Указывает на предметы? (да)  Укажите ––> я, он, она…

только указывает на предметы

– Кто сможет сам дать определение местоимению? (По опорным словам)

Местоимение – это часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них.

– Вы настоящие исследователи тайн русского языка. Молодцы! Давайте хором прочитаем это определение. (Читают полное определение, закрепляемое на доске, вместо опорных слов)

VI. Закрепление темы урока (Работа в парах на листочках )

–  Прочитайте предложения и вставьте подходящие по смыслу местоимения. Прочитайте предложения “по цепочке”. (8 пар предложений, в каждой паре одно местоимение и эти местоимения  не повторяются, предложения взяты из упражнения 290 учебника)
–  Выпишите только одно предложение с местоимением из пары номер 7 (под диктовку 1 ученика)

Пальчиковая гимнастика:

Две сороконожки бежали по дорожке,
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Что едва мы их разняли!

VII.  Физкультминутка (Упражнения на укрепление глазных мышц)

– Встали!

1.  Повернулись к окну. Смотрим на снежинку, на дальние дома, на звёздочку, на кончик носа, на снежинку…( и т.д. – на каждый объект по 10-15 секунд)
2.  “Стреляем глазами”.Глазки вверх, вниз, влево, вправо (повторить движение 5-6 раз)
3.  “Карандаш  двоится”.(Отставить карандаш на расстояние вытянутой руки, медленно приближаем карандаш к носу .Как только изображение карандаша в глазах начинает двоиться – начинаем медленно удалять карандаш. Выполняется 5-6 раз)
4.  “Колесо”. (Вращение глазами по кругу: 3 раза в левую сторону, 3 раза в правую сторону. Повторить упражнение 3-4 раза).
5 . Активная гимнастика:
Сколько раз хлопну – столько раз присесть,
Сколько раз стукну ручкой по столу – столько раз подпрыгнуть.
– Поменялись!
– Продолжаем работу.
–  Прочитайте все 8 местоимений, которые заняли место имен существительных. Открою новый секрет русского языка: эти 8 местоимений называются личные местоимения. Запоминайте их!
–  Отгадайте, какие из личных местоимений скрываются за этой схемой (схемы личных местоимений). <Рисунок 3>
–  Назовите признаки имен существительных и прилагательных (род, числа, одушевление).
–  Какого признака не может быть у местоимений? (Одушевление).
– А у местоимений есть особый признак ––> лицо.
–  Послушайте диалог и постарайтесь заполнить в нем местоимение. (Учебник. стр. 196, упр. 292.)
– Кто был первым лицом в диалоге? (Тот кто звонил)

–  На сколько предметов могут указывать оставшиеся местоимения? (На 2 и более  (мн.ч.)
–  Распределим оставшиеся местоимения по лицам.

–  Мы с вами составили таблицу местоимений с делением по признакам лица и числа?

  ед.ч. мн.ч.
1 лицо я мы
2 лицо ты вы
3 лицо он они

–  А есть ли у местоимения признак рода?
– Какого рода существительные и прилагательные вы знаете? (М.р., ср.р., ж.р.)
– Есть ли местоимения  мужского рода?  (Он)
– Среднего  рода?(Оно)
– Женского рода? (Она)
– Что их объединяет? (Они находятся в 3 лице ед.ч.)

Вывод: Род бывает только у личных местоимений 3-го лица!

– Поменялись!

VIII.  Закрепление

Стр. 198  упр. 293, 294 – устно, фронтально.

IX.  Итоги урока

–  С какой частью речи познакомились на уроке? (Местоимение).
–  Дайте определение местоимению.
–  С какой группой местоимений работали?(Личные).
–  С какими признаками местоимений встретились? (Лицо, род, число).
–  Назовите местоимения 1 лица (2 лица, 3 лица).
– Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Чаще всего мы употребляем местоимения 3-го лица. Для чего существуют местоимения в речи? (Ответы детей).
– Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. А это мнение самого местоимения:

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

–  На уроке очень хорошо поработали…(имена учащихся, оценки за урок …)

X.  Домашнее задание

Стр. 206  упр. 2, (выборочное списывание)

Использованная литература:

1. Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева «Методические рекомендации для учителя. Русский язык . 4 класс» – Москва «Баласс», 2002.
2. Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык 4 класс»– Москва,  «Баллас», 2003.
3. В.В.Волина «Учимся, играя» – Москва, «Новая школа», 1994.