Игровой урок для 5-х классов на тему "Правила безопасности дорожного движения"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Игра проводится в форме соревнований между 5- ми классами. Проводить ее можно в спортивном зале, на спортивной площадке. О дне и начале игры ребят оповещают заранее. Каждому классу выдается маршрутный лист с названием станций. Заранее готовится каждая станция. Количество станций зависит от времени отведенное на этот игровой урок. Задания планируются от степени подготовки участников. Помощники на станциях могут быть специально подготовленные старшеклассники.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ИНВЕНТАРЬ: плакаты с заданиями и примерами (приложение 1), маршрутные листы (приложение 2), бумажные светофоры, стихи к сценки (приложение 3), наглядное пособие с дорожными знаками, стихи к сценкам, жезлы, одежда регулировщика, дорожные знаки, разрезанные на 9 частей (приложение 4), загадки к 5-ому этапу (приложение 5), кроссворд (приложение 6), памятка юного пешехода (приложение 7), тесты (приложение 8), зебра из бумаги, кубы для ориентиров, гимнастические скамейки – 4 шт., волейбольные мячи – 2 шт., обручи – 2 шт., короткие скакалки – 2 шт., баскетбольные мячи – 2 шт., светофор сделанный из шариков – 2 шт.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков по правилам дорожного движения.
  2. Развитие инициативы и творчества при изучении темы
  3. Закрепление правил
  4. Развитие таких качеств как взаимовыручки, сплоченности, взаимопомощи

СТАНЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВОГО УРОКА:

    1. СТАНЦИЯ: «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОГОНЯЛКИ» (игра)
    2. СТАНЦИЯ: «ПЕШЕХОДЫ» (тестирование)
    3. СТАНЦИЯ: «СВЕТОФОРИЯ» (игра)
    4. СТАНЦИЯ: «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ» (пазлы)
    5. СТАНЦИЯ: «АЗБУКА ДОРОГ» (полоса препятствий)
    6. СТАНЦИЯ: «САМОЕ ВАЖНОЕ …» (кроссворд)

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОГО УРОКА:

  1. Построение
  2. Вводная часть: объяснение целей, задач игрового урока и хода работы. Капитан каждого класса берет маршрутный лист, где будут отмечаться заслуженные баллы (приложение 1). К концу игрового урока помощники подсчитывают набранные баллы каждой команды и выявляют победителя.
    Каждая станция разделена зеброй, через которую ребята переходят на другой этап.
  3. Мобилизующие начало урока: игра «Автомобильные догонялки».
  4. Основная часть: станция 2-5.
  5. Закрепление изученного на уроке: станция 6.
  6. Подведение итогов.

ХОД РАБОТЫ

УЧИТЕЛЬ: Мы сегодня проведем игровой урок под названием «Правила дорожного движения», которые необходимо четко знать, а самое главное – неуклонно выполнять. Вспомните, когда папа и мама всегда вас держали за руки, с ними ничего не было страшно. Но вы уже не маленькие, вы взрослые, и может наступить момент, когда, не надеясь на поддержку взрослых, в сложной опасной ситуации придется самому принимать решения, даже быстро делать выбор, от которого порой зависят и твое здоровье, и твоя жизнь. Надо много знать и много уметь, чтобы поступить правильно.

УЧИТЕЛЬ: Мы по пешеходному переходу направляемся к СТАНЦИИ «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОГОНЯЛКИ». Здесь мы с вами проведем игру, в которой участвуют все. У нас две команды одна под названием МАШИНЫ ЛЕГКОВЫЕ, другая – МАШИНЫ ГРУЗОВЫЕ. Команды располагаются напротив друг друга, расстояние между ними два метра. расстоянии двух метров. Помощник-регулировщик восклицает например – «МА-ШИ-НЫ ЛЕГКОВЫЕ» и в это время команда под этим названием догоняет противоположную команду под названием МАШИНЫ ГРУЗОВЫЕ. Осаливать можно только в коридоре, обозначенный кубами. Помощники подсчитывают осаленных и записывают результаты в маршрутный лист.

УЧИТЕЛЬ: Перед вами 2 СТАНЦИЯ – «ПЕШЕХОДЫ».

(Каждая команда садится на отдельную скамейку). Здесь на плакате помещены ситуации, которые вас ожидают на наших оживленных улицах (приложение 2). Мы с вами рассмотрим каждую ситуацию, а после объяснения вы пройдете тестирование, где покажите свои знания.

С помощью помощников, раздаются тесты на каждого участника (приложение 8), они зачитывают вопрос и три варианта ответа, после которого с помощью цветных жетонов (красный жетон – цифра 1, желтый жетон – 2 , синий жетон – 3) учащиеся должны показать жетон с правильным ответом. За каждый положительный ответ присуждается 1 балл. В конце тестирования подсчитывается общая сумма каждого класса, и результаты записываются в маршрутный лист.

УЧИТЕЛЬ: Пока наши помощники подсчитывают баллы, мы с вами через пешеходный переход (зебра) отправляемся к 3 СТАНЦИИ под названием «СВЕТОФОРИЯ».

Когда появились первые автомобили, то люди быстро поняли, что передвигаться по дорогам слишком опасно. Но как обезопасить пешеходов от проезжающих машин? (Вопрос ученикам). Самым простым и верным было бы поставить на дороге специального человека, чтобы он регулировал движением транспорта и пешехода, предупреждал об опасности. Так вначале и поступили. Про кого идет речь? (Вопрос ученикам). Правильно про регулировщика. Но потом решили облегчить его труд и придумали ему замену-какую? Правильно – светофор. А вы знаете, что светофоры бывают пешеходные и транспортные, а чем они отличаются? (Вопрос ученикам) Рассматриваем таблицу (приложение 3) А сейчас давайте посмотрим сценку, которую приготовили наши ребята (приложение 3).

А теперь проведем состязание. Одна команда будет собирать жетоны с символами пешеходного светофора, а вторая команда – с символами транспортного светофора. Но перед тем как начать состязаться, нужно изучить сигналы регулировщика. Сигнал КРАСНЫЙ- СТОЙ – руки в стороны, сигнал ЖЕЛТЫЙ- ВНИМАНИЕ – правая рука с жезлом перед грудью, сигнал ЗЕЛЕНЫЙ- ИДИ – руки вниз.

Две команды располагаются напротив друг друга за стартовыми линиями. Расстояние между командами 20-30 метров. Посередине площадки, между стартовыми линиями проходит коридор в ширину 2-3 метра. В этом коридоре в разном порядке раскладываются карточки с символами пешеходного светофора и транспортного светофора.(приложение 3)

Участники, следя за сигналами регулировщика, продвигаются к коридору с карточками. Дойдя до середины, начинают собирать свои символы. По свистку регулировщика команды возвращаются на стартовые линии. Пока помощники собирают карточки с символами, и подсчитывают их, игра проводится еще раз. Все набранные карточки фиксируются в маршрутный лист.

УЧИТЕЛЬ: По пешеходному переходу приближаемся к 4 СТАНЦИИ «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ». (Висят плакаты с дорожными знаками).

УЧИТЕЛЬ: Ребята, а что еще помогает безопасно двигаться по улицам как транспорту, так и пешеходам? Мы с вами вспомнили светофор, регулировщик, а еще что? Правильно – дорожные знаки. А где устанавливают дорожные знаки? Правильно, их устанавливают там, где требует этого обстановка, они дают много добрых советов, предупреждают об опасности. Нужно ли знать дорожные знаки? Безусловно, ведь некоторые из них адресованы только пешеходам. Для водителей тоже есть много знаков. Есть знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие указательные, знаки сервиса.

(Сценка детей из 5 класса, которые зачитывают стихотворение на каждый дорожный знак. Приложение 4)

УЧИТЕЛЬ: Ну а теперь, чтобы закрепить дорожные знаки проведем эстафету «Собери Знак». От каждого класса участвует 6 человек. Перед каждой командой устанавливаются на расстоянии трех метров кубы, рядом с которыми находятся по одному конверту. В каждом конверт находятся дорожные знаки, разрезанные на девять частей. (Приложение 8) По команде учителя первый участник от команды бежит до первого куба, распечатывает конверт, на месте собирает дорожный знак, после этого возвращается к своей команде и касанием ладони передает эстафету второму участнику и т. д. Выигрывает та команда, которая правильно собрала дорожные знаки, и первая закончила эстафету. За эту эстафету выигравшая команда получает один балл, который заносится в маршрутный лист.

УЧИТЕЛЬ: Будем считать, что это была разминка, ну а теперь по пешеходной дорожке приближаемся к 5 СТАНЦИИ «АЗБУКА ДОРОГ» Перед вами полоса препятствий. Здесь вам придется проявить всю свою ловкость, умелость и быстроту. Вы готовы к состязаниям? МОЛОДЦЫ!

ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ:

  • 1 ЭТАП – пролезть по гимнастической скамейки;
  • 2 ЭТАП – пропрыгать вместе с мячом, зажав его между коленами;
  • 3 ЭТАП – пропрыгать через обруч с продвижением вперед;
  • 4 ЭТАП – пропрыгать через короткую скакалку на месте;
  • 5 ЭТАП – ведение мяча через ориентиры змейкой;
  • 6 ЭТАП – добежать до столба, на котором весят шарики в виде светофора. В каждом шарике по загадке.

ХОД ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ: Участвуют по 6 человек от каждого класса. На каждом этапе стоит участник. По сигналу учителя первый из команды преодолевает путь через скамейку, добежав до второго, передает эстафету касанием ладони. Начинает движение второй и т. д. После того как пятый участник передает эстафету шестому, тот в свою очередь подбегает к светофору и лопает любой шарик. Это может сделать только та команда, которая первая добралась до светофора. Выигравшая команда получает шесть баллов (записываются в маршрутный лист) и зачитывает загадку, которая лежала в шарике (приложение 5) проигравшей команде. Если проигравшая команда даст правильный ответ, то получает в маршрутный лист три балла, а если нет, то ноль.

УЧИТЕЛЬ: Друзья мои пока наши помощники подводят итоги нашего игрового урока, мы с вами подведем итоги, вспомним все то, что прошли на уроке, а поможет нам в этом кроссворд, который расположен на 6 СТАНЦИИ «САМОЕ ВАЖНОЕ» (приложение 6).

Построение участников. Зачитываются баллы, которые были набранные на уроке. Подведение итогов. По окончанию урока всем ребятам выдаются памятка юного пешехода, которые потом вклеиваются в дневники (приложение 7).

Приложения 2-8.