Урок окружающего мира в 3-м классе "Правила вежливости"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • повторить вежливые слова, использованные в разных жизненных ситуациях;
  • учить употреблять в общении различные формы речевого этикета;
  • воспитать культуру общения.

Оборудование: шкатулка, фишки, карточки с заданиями.

Ход урока

Организационный момент.

- Прозвенел звонок веселый
Всех зовет он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину
Приготовились все слушать
Я урок сейчас начну.

I. Введение в тему.

- Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с небольшого стихотворения.

Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно, то, как на грех,
Повторится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.

  • Подумайте, какое слово потеряла Маша?
  • Давайте проверим, приходилось ли вам терять такие слова. Готовясь к сегодняшнему уроку, мы с вами попробовали оценить свою вежливость с помощью теста. (Слайд № 1).
  • Поднимите руки те, кто набрал:

от 12-16 баллов

– с вежливостью у вас пока все в порядке, так держать!

от 8 до 11 баллов

– вы не всегда вежливы, будьте внимательнее.

меньше 8 баллов

– вам еще надо учиться вежливости, не жалейте на это сил и времени.

  • Богат и прекрасен наш родной русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, смелых и суровых, чистых и ясных. Но есть среди них особые волшебные слова. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь по особенному произносить. Результаты теста показывают, что мы не всегда используем в своей речи волшебные слова, а научиться этому не трудно, стоит только захотеть.
  • Поэтому сегодня на уроке я предлагаю вам совершить путешествие в

Город Волшебных слов

(Слайд № 2).

  • Что бы вы хотели узнать во время нашего путешествия?
  • А сейчас давайте откроем учебник на с. 54 и прочитаем на какие вопросы нас просит ответить автор учебника (прочитайте 1 абзац).
  1. Какие слова называют волшебными?
  2. Какое волшебство они совершают?

(Слайд № 2).

II. Работа по теме урока.

  • Мы начинаем наше путешествие с

Улицы Добрых слов

(Слайд № 3).

  • Давайте вспомним все волшебные слова и соберем их в шкатулку. Тот, кто вспомнит волшебное слово, должен назвать его и опустить фишку в шкатулку.
  • А сейчас я предлагаю вам поработать в парах и составить “Словарь вежливых слов”.
  • Давайте прочитаем слова, записанные на карточке.

Здравствуйте
До свидания
Спасибо
Простите, пожалуйста
Прошу вас
Доброе утро
Большое спасибо
Извините, пожалуйста
Будьте добры
Добрый день
Будьте любезны
До скорой встречи
Благодарю вас
Добрый вечер
Пожалуйста
(Слайд № 3).

  • Каждая пара прочитайте свое задание и спланируйте работу.
  • Самостоятельная работа детей.

1-2 найти и подчеркнуть формы приветствия.
3-4 формы прощания.
5-6 формы благодарности.
7-8 формы извинения.
9-10 формы просьбы.

(Слайд № 4).

  • Прочитайте слова, которые говорим:

– при встрече; (Слайд № 5)

– прощаясь; (Слайд № 6)

– с помощью которых просим прощения; (Слайд № 7)

– о чем-то просим. (Слайд № 8)

Есть в русском языке одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово “здравствуйте”.

  • Что означает это слово?
  • Слово “здравствуйте” очень старое. Связано оно со словом дерево. Когда-то давно, люди произнося слово “здравствуйте” желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево дуб. И теперь мы, когда говорим это слово желаем быть здоровым, сильным, крепким.
  • А какими словами можно заменить слово “здравствуйте”?
  • А кому мы можем сказать привет?  (друзьям, близким, хорошо знакомым людям)
  • Когда и кому говорят “доброе утро”?
  • Каждый наш день обязательно должен начинаться со слов “доброе утро”. Произнося эти слова, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым – хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, веселым, добрым.
  • Что означает выражение “до свидания”?
  • Когда мы говорим “до свидания”, мы надеемся увидеть человека еще раз.
  • Какими словами можно заменить слово “до свидания”? (до вечера, до завтра, до встречи, пока)
  • Все эти слова называются волшебными. А какое волшебство они совершают?
  • Эти слова делают нашу речь более теплой, приятной, доброжелательной. Они помогают открыть дорогу к сердцу любого человека. А волшебными они стали, потому что без них жить на свете просто нельзя.
  • А когда вежливые слова могут потерять свою волшебную силу?
  • Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть волшебными. Давайте вспомним, как учил Павлика произносить вежливые слова старик из рассказа В.А. Осеевой?
  • Наше путешествие продолжается. Мы въезжаем в

Парк Стихотворений

(Слайд № 9).

  • Дома я просила вас выучить стихи о вежливых словах. Какие из них вам особенно запомнились?
  • Дети читают стихи.

1) – Добрый день! – тебе сказали
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

2) Нам желают: “Доброго пути!”
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

3) –Здравствуйте! – ты скажешь человеку
–Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

4) За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

5) Отменить что ли, слово “пожалуйста”?
Повторяем его поминутно
Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.

6) Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать.
И что обещал – забывать.
А если, я все же забуду
Простите, я больше не буду.

III. Физминутка.

  • Мы попали на Веселую поляну. (Слайд № 10).
  • Давайте выйдем из автобуса и немножко отдохнем.
  • Предлагаю поиграть в игру “Не ошибись, пожалуйста”.
  • Я буду просить вас исполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову волшебное слово.
  1. Встаньте, пожалуйста!
  2. Поднимите руки!
  3. Будьте добры, похлопайте в ладоши.
  4. Потопайте.
  5. Попрыгайте, пожалуйста.
  6. Прошу вас, потопайте.
  7. Руки вперед.
  8. Тихо сядьте!

IV. Работа по учебнику.

  • Мы выезжаем на Театральную улицу. (Слайд 11).
  • Я предлагаю вам озвучить картинки, используя вежливые слова.
  • с. 54, прочитайте 2 абзац и спланируйте работу.
  • Дети 1 ряда будут озвучивать первую пару картинок, дети 2 ряда будут озвучивать вторую пару картинок и т.д.
  • Наше путешествие продолжается в Сквере вежливых людей.

(Слайд № 12)

  • Всегда приятно общаться с вежливыми людьми. Они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки. Но почему-то некоторые считают такое поведение “странным”. Давайте прочитаем рассказ попугая Ильи “Странный папа” (с.56).
  • Можно ли назвать поведение папы “странным”?
  • А какой папа человек? (вежливый, культурный)
  • А известно ли вам, ребята, что обозначает слово “вежливость”? До 16 века в русском языке широко употреблялось слово вежа. “Вежа” - от слов “ведать”, “знать”. “Вежа” - человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и “вежество”, позже превратившееся в вежливость. Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотами и молитвами.
  • Чему бы наши мальчики могли поучиться у папы Сережи и Нади?

- пропускать женщину в дверях
- из транспорта выходит первым и подает руку даме
- помочь женщине нести тяжелые сумки

  • Я составила для вас правила вежливости. Давайте с ними познакомимся.

(Слайд № 13).

  1. Будь вежлив. Вежливость – это умение вести так, чтобы другим было приятно с тобой.
  2. Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
  3. Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи, куда идешь и во сколько вернешься.
  4. Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
  5. Никогда и никуда не опаздывай. Береги время других людей.
  • Попрошу вас посовещаться и придумать свое правило вежливости.
  • Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади города – Площади Добра. (Слайд № 14).
  • Давайте вспомним, по какому городу мы с вами путешествовали?

Открыть:
1) Какие слова называются волшебными?
2) Какое волшебство они совершают?

  • Вежливые слова обязательно должны сочетаться с добрыми поступками.
  • Легко ли быть добрым и вежливым? (не совсем легко (тест), но научиться этому можно и взрослым, и детям, если только захотеть).
  • Закончить урок мне бы хотелось словами

Надо очень добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы хоть чуточке добрей. (Звучит песня)

  • А сейчас я попрошу вас выразить свое отношение к сегодняшнему уроку. Объясните свой выбор.
  • Д/з с.23, №1-2 на выбор.

Презентация