Урок русского языка в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема :Письмо строчной буквы х.

Цель:  

  • Сформировать у детей чёткий зрительный образ строчной буквы х. 
  • Научить писать букву х, используя все пути соединения с другими буквами.
  • Формировать графическую зоркость, развить фонематический слух,  умение работать в парах, группах.

Оборудование:  картины на тему «Как хлеб на стол пришёл», каравай хлеба, кусочки  солёного теста, демонстрационный материал о букве х.

ХОД УРОКА

1. Организация класса

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

– Сначала сядут те, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного мягкого. И – с согласного твёрдого.
– Молодцы! Сегодня мы принимаем гостей, а гостей на Руси всегда встречали пышным караваем.

Мы гостей всегда встречаем
Пышным, круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснеснежным рушником.

– А  кто из вас знает,  что такое каравай и откуда он берётся?

(Открывается доска с картинами «Как хлеб на стол пришёл»)

– О чём нам рассказывают картины? Давайте расставим их в таком порядке, в каком хлеб приходит к нам на стол.

2. Упражнения для мелкой моторики рук

а) Работа в группе.

Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Первый ребёнок – тракторист «пашет поле» (чертит линии на простом листе). Второй – «сеет» (по линиям ставит точки). Третий – «поливает» (рисует капли дождя). Четвёртый – помогает подняться колоскам (от «зёрнышек» рисует линии вверх).

В группах заранее обговариваются роли, цвет карандаша.

б)  Коллективная работа

–  Зёрно мы вырастили, собрали, муки намололи, что дальше?

(На столах у детей в тарелочках лежат «колобки» из солёного теста, которое они месят, приговаривая:

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать,
Ведь они потом в тетрадке
Будут буковки писать.

Все «колобки» собираются на одну посуду, которая уносится в столовую, и почти сразу же школьный повар приносит каравай, украшенный строчной буквой х).

3. Цель урока

Вот сплелись два колоска
Получилась буква «ха».

Ребята, кто уже догадался какую учебную задачу будем решать сегодня на уроке? Что знаете об этой букве?

4. Формирование зрительного образа буквы

– На что похожа эта буква?

а) Дети читают заранее подготовленные стихи о букве, демонстрируются ассоциативные картинки.
б) Конструирование учащимися строчной буквы х из элементов набора по конструированию и проверка правильности выполнения с помощью «ключа» (тетрадь № 3)

5. Формирование зрительно-двигательного образа написания буквы

а) Полное объяснение начертания буквы по демонстрационной таблице одним из учащихся.
б) Знакомство с написанием буквы под счёт, с ритмичным чередованием напряжения и расслабления мышц руки (тетрадь №3)

6. Физминутка

(Музыкальная логопедическая попевка « Это Я»)

7. Работа в прописи (тетрадь №3 стр. 13 ).

А теперь пора в тетрадь
Букву «ха» нам написать.
Я тетрадочку возьму
С уголочком положу.
Я друзья от вас не скрою:
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.

а) Дидактическая игра: «Помоги космонавтам выбрать флажки с элементами буквы х».
б) Письмо буквы под счёт, нахождение самой красивой буквы у себя и у соседа.
в) Письмо слогов и слов с буквой х, анализ соединений.
г) Логическое задание: найти общие элементы в написанных буквах.
д) Работа с предложением.

–  Много поговорок и пословиц русский народ посвятил хлебу.

«Без труда хлеб не родится никогда»;
«Плох обед – коли хлеба нет»;
«Хлеб  бросать – силу терять»;
«Не шуба греет, а хлеб»;
«Беречь хлеб – значит беречь жизнь»;
«Каждая крошка в ладошку»;
«Хлеб – всему голова!»

– Повторите мне последнее предложение. Сколько в нём слов? (Запись предложения на доске учителем.) Кто может составить схему этого предложения? Запишите это предложение в пропись.

8. Упражнение для самоконтроля «Пьедестал»

Конечно, каждому охота
Взойти на пьедестал почёта.
Сегодня буквы будут там,
А присуждать места им вам!

(Дети в прописи рисуют пьедестал и пишут на нём три буквы, которые получаются у них при письме лучше всех.)

9. Итог урока

–  Какую учебную задачу мы решали сегодня на уроке? Как вы с ней справились?

10. Рефлексия

– Какое задание больше всего понравилось?  Что было для вас сложным? Кому помог товарищ – поблагодарите его улыбкой.
На Руси не только гостей встречали караваем, но его вручали лучшим работникам. И я думаю, что сегодня я должна угостить караваем не только гостей, но и вас. Вы сегодня очень хорошо работали.