Устный журнал "Живет повсюду красота" (мини-проект)

Разделы: Биология


Цель:

  • заинтересовать учащихся изучением предмета биология, показать значимость природы для человека,
  • формировать умение выделять главное,
  • формулировать выводы, урок способствует экологическому воспитанию.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с основами биологии в курсе природоведения, с флорой и фауной Коломенского района, научить учащихся находить элементы биологических знаний в литературных произведениях, расширить понятия учащихся о фразеологизмах.
  • Воспитательные: формирование культуры диалогового общения, формирование ценностей природы, окружающего мира и места человека в этом мире, прививать любовь учащихся к родному краю, умение ценить, охранять и уважать природу, воспитание гражданской позиции.
  • Развивающие: обучение рефлексии, как методу самоанализа, развитие познавательной деятельности, развитие творческого и нравственного потенциала учащихся, внимания, памяти, мышления, умения делать выводы, применять знания на практике, формирование способностей учащихся четко выражать и отстаивать свое мнение.

План урока:

  1. Мотивационное начало.
  2. Устное народное творчество:
    1) Пословицы;
    2) Фразеологизмы.
  3. Фотогалерея.
  4. Релаксация. Слайд-шоу.
  5. Фотозагадки.
  6. Литературно-биологические парадоксы.
  7. Творческое домашнее задание.
  8. Синквейн.

Приложение

Ход урока

Нас окружает удивительный и прекрасный мир природы. У Константина Паустовского есть такие слова: “…и если мне хочется прожить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей родной природы”.

Сегодня на уроке мы попробуем ответить на вопрос: “Какое влияние оказывает природа на человека, его чувства и эмоции, его настроение?”.

Постарайтесь поразмышлять над этим вопросом во время урока, в конце мы вместе сделаем выводы по этому вопросу. Мы часто не замечаем, той красоты, которая нас окружает. В спешке, пробегая по улице, не обращаем внимания на золотой ковер осенней листвы, красивые закаты и рассветы, радугу после дождя, первый весенний лист. Давайте сегодня попробуем остановиться и совсем другими глазами посмотреть на то, что нас окружает.

Клип Ю.Антонов “Живет повсюду красота”.

Сегодня вы будете выступать в роли журналистов, аналитиков, фотокорреспондентов и редакторов газеты под названием “Живет повсюду красота”. На уроке, мы заполним пустые страницы газеты, вписывая в нее наши знания, мысли, рассуждения.

1. Итак, первая страница газеты называется “Устное народное творчество”.

В нашу жизнь прочно вошли разнообразные пословицы, во многих упоминаются растения и животные. Они часто помогают нам сделать какой либо вывод или высказать мысль. У вас на столах в файлах лежат перепутанные половинки пословиц, ваша задача составить пословицу и постараться объяснить ее смысл и правильную пословицу поместить на газету.

Пословицы (две – три пословицы на группу):

  1. Ласточка весну начинает, соловей кончает.
  2. Весна красна цветами, а осень снопами.
  3. Увидел скворца, весна у крыльца.
  4. Трусливому зайке и пенек волк.
  5. У каждого цветка свой аромат.
  6. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  7. Красна птица перьями, а человек ученьем.
  8. Человек без друзей, что дерево без корней.
  9. Работа не волк, в лес не убежит.

2. Следующая рубрика нашей газеты “Фразеологизмы”.

Кто из вас знает, что такое фразеологизмы?

Фразеологизмы – это несвободные, устойчивые, как бы застывшие сочетания слов.

Такие словосочетания как “Клевать носом”, “Белая ворона”, “Слона и не приметил” мы слышим часто, но не всегда знаем истинное их значение и постараемся объяснить некоторые из них. В конвертах на столах лежат фразеологизмы. Вы с помощью выдержек из фразеологического словаря должны объяснить их.

Фразеологизмы:

Белая ворона
Синяя птица
Собаку съел
Где раки зимуют
Утку пустить
Спит как сурок
Мокрая курица
Как с гуся вода
Синица в руках
(По два-три фразеологизма на группу)

3. Следующая страница газеты “Фотогалерея”, но пока она пуста и наша задача сделать ее яркой и красочной. И поможет нам в этом те загадки, что вы подготовили к уроку. А отгадки в виде фотографий и станут экспонатами этой рубрики. Итак, начинаем с первой группы.

Загадки (по три-пять загадок на группу):

Я капелька лета
На тоненькой ножке
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться
А имя дала мне
Родная землица.
(Земляника)
Как-то вечером на дачу
Гость пришел ко мне смешной
Смелый, стало быть, в придачу,
И немного озорной.
Прогулялся вдоль забора,
Задержался возле пня…
Стал своим уж очень скоро,
Но заметил тут меня!
Сжался он, как только мог,
Превратившись в колобок,
На игольник стал похож,
Угадали? Это…
(Еж)
Хвост пушистою дугой,
Всем знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле!
(Белка)
Посадили зернышко –
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем –
Много зерен соберем,
Их поджарим, погрызем,
А придут к нам гости –
Им дадим по горсти!
(Подсолнечник)
Долгорукий старичок
В уголке сплел гамачок.
Приглашает: “Мошки!
Отдохните, крошки!”
(Паук)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик)
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Сразу в дупло.
(Сова)
Спрятался за пень,
Шляпка набекрень.
Кто проходит близко –
Кланяется низко.
(Гриб)
Что это за птица?
Гнезда не строит для себя,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(Кукушка)
Это кто там лентой черной
К ручейку скользит проворно?
Сквозь кусты пробрался ловко,
А на маленькой головке
(Все об этом знать должны)
Пятна желтые видны!
(Уж)
Вдоль по речке, по водице –
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.
(Утка с утятами)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)
Выпучив глаза сидит,
Не по-русски говорит.
Родилась в воде,
Но живет и на земле.
(Лягушка)
Я, друзья, подземный житель
Землекоп я и строитель
Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю,
А потом построю дом
Буду жить спокойно в нем!
(Крот)
Живут на ручьях лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобр)
 

4. Русские писатели и поэты всегда воспевали в своих произведениях неброскую красоту родной природы. Давайте и мы на минутку пофантазируем и выйдем на луг, берег реки, войдем в лес или побродим по старым улочкам Коломны и послушаем стихотворение Николая Рылеева “Все в тающей дымке…”, которое подготовили для вас ребята.

Презентация с видами природы Коломны + стихотворение.

Все в тающей дымке –
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.

Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.

Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться.
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

5. “Фотозагадки” – это очередная рубрика газеты.

Слово нашим фотокорреспондентам, которые подготовили для вас фотографии с видами природы Коломны. Вы должны постараться вспомнить, что это за место и где находиться.
От каждой группы по 3-5 фотографий

6. Следующая страница нашей газеты “Литературно-биологические парадоксы”.

Многие поэты воспевали красоту природы в стихах, эти стихи нам хорошо знакомы с детства. Но даже такие великие поэты допускали в своем творчестве биологические ошибки. И сейчас нам покажут свою работу аналитики каждой группы, которые нашли такие казусы.

В.А.Жуковский

Где ж ты, птаха!
Где ты, певичка!
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты.
Там и поешь ты песню свою.

С.Есенин

Выткался над озером алый цвет зари,
На бору со звоном плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло,
Только мне не плачется – на душе светло

С.Я.Маршак

А эта веселая птица – синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме, который построил Джек.

А.А.Фет “Бабочка”

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.

И.А.Крылов

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза

“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?” –
Говорит ей Муравей.

А.Н.Плещеев

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой

7. Творческое домашнее задание.

Итак, ребята, мы с вами заполнили большую часть нашей газеты, осталась последняя незаполненная рубрика. Прежде чем перейти к ней, давайте запишем домашнее задание. Я предлагаю вам составить кроссворд, написать мини сочинение, нарисовать рисунок, к которых отразилось бы ваше отношение к природе.

8. Синквейн “Природа”.

Это сама творческая часть нашего занятия. Вы сегодня много говорили о природе родного края, и сейчас вам предстоит написать Синквейн на тему “Природа”, в котором вы попытаетесь ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Правила синквейна на доске и на столах у каждого из вас.

А теперь давайте поделимся теми ассоциациями, которые у вас возникают у вас при слове Природа.

И наконец, заполним последнюю рубрику газеты.

(Синквейны можно по желанию учащихся повесить на газету).

Рис 1

В синквейне вы отразили ваше отношение к природе, чувства и эмоции, которые вызывает у вас красота нашего края. И теперь я думаю, вы по-другому будете относиться к окружающей вас природе, беречь и охранять ее. Ведь природа – это источник вдохновения, кладезь знаний, кладовая полезных ископаемых, без которых невозможна жизнь человека.

А закончить наше занятие, я бы хотела словами В. Трояновского:

“Природа наша единственная, и конечно самая лучшая наставница. Кто внимательно изучает и следует ее указаниям, тот и достигает, без всякого сомнения, наилучших результатов”

Литература к уроку:

  1. Сборник загадок. Пособие для учителя. – М., 198.
  2. Школьный фразеологический словарь русский языка. В.П. Жуков, А.В. Жуков. – М., 1994.
  3. Фразеологический словарь. В. Волина. СПб., 2001.
  4. Волшебный короб (загадки, пословицы, поговорки).– М. 2007.
  5. Старинные русские пословицы и поговорки. – М., 2007.
  6. Времена года. Стихи русских поэтов о природе. – М., 2008.
  7. Родная природа: стихотворения русские поэтов. – М., 2005.
  8. Маслак Екатерина Николаевна Элективный курс “Биология среди наук”.

Интернет ресурсы:

http://tana.ucoz.ru/load/138

http://fotki.yandex.ru/tag/коломна/?gid=10734

http://www.it-n.ru/resource.aspx?cat_no=239&d_no=50547

Музыка:

Golden Light orchestra and Sergey Sirotin – Story. Mp3

Видеоклип Ю. Антонов “Живет повсюду красота”