Урок физики "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля–Ленца" (модульная технология)

Разделы: Физика


Сущность модульной технологии состоит в том, что взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально новой основе: с помощью учебных элементов (модулей) обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня подготовки. Учащийся полностью самостоятельно работает над предложенной ему индивидуальной программой, включающей в себя целевой план действий, информацию и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Успешность модульного обучения предопределяется соблюдением паритетных взаимоотношений между педагогом и учащимися. Принцип модульного обучения выражает, прежде всего, целенаправленность обучения, которая способствует формированию мотивации в обучении. Использовать модульную технологию можно как при изучении новых тем, которые учащиеся способны освоить самостоятельно (материал основан на ранее изученном), так и при закреплении, обобщении и систематизации изученного материала. Учитель на этих уроках выполняет роль консультанта, корректирует и направляет работу ученика. Все эти условия являются благотворной почвой для развития у учащихся способностей использовать имеющиеся знания в новых ситуациях. Модульное обучение обеспечивает самостоятельность приобретения дополнительных знаний к уже известным и осуществление их переноса в новые условия, ученик учится самостоятельно организовывать усвоение нового материала.

Модульный урок дает возможность решить задачу дифференциации, причем данная методика способствует осознанному подходу учащихся к обучению, дает возможность сориентироваться в предложенном материале и выбрать уровень по своим знаниям, а также формирует стремление к освоению более сложного материала темы. Кроме того, модульный урок позволяет дать материал не только в большем объеме, но и углубить и расширить знания, умения и навыки по данной теме.

Рассмотрим примерную логическую структуру содержания урока по модульной технологии

Учебный элемент (модуль)

Содержание учебного модуля

УЭ 0

Постановка целей урока

УЭ 1

Входной контроль. Повторение изученного

УЭ 2

Изучение теоретического материала по новой теме

УЭ 3

Закрепление материала

УЭ 4

Самопроверка

УЭ 5

Осмысление (рефлексия)

УЭ 6

Экспертный контроль

 

Домашнее задание

Несмотря на то, что модульный урок при подготовке требует большой затраты времени (обдумывание темы и хода урока, подбор материала, оформление урока), он облегчает работу учителя во время урока. В процессе работы по модульной технологии происходит накопление материала, что ведет к уменьшению времени подготовки.

Рассмотрим, как можно использовать данную технологию.

Возьмем, к примеру, урок физики в 8-м классе по теме “Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца”. Данный урок стоит в конце темы “Электрические явления”, материал урока не является сложным для самостоятельного изучения, т. к. у учащихся к этому времени уже имеется багаж знаний по теме и отработан навык решения задач.

Логическая структура содержания данного урока по модульной технологии может выглядеть так.

  1. Постановка целей урока.
  2. Повторение изученного по теме (входной контроль). Первые 5-7 минут можно посвятить проверке качества усвоения материала, для этого провести письменную работу по карточкам с разноуровневыми заданиями или провести устный опрос.
  3. Изучение теоретического материала по новой теме. Самостоятельная работа учащихся с использованием учебника и карты учащегося.
  4. Закрепление материала. Ответы на вопросы и решение задач.
  5. Самопроверка. Решение задач.
  6. Осмысление. Ученик возвращается к целям, поставленным в начале урока.
  7. Экспертный контроль. Ответы на вопросы учителя, небольшая по объему проверочная работа.

Например:

Входной контроль Входной контроль

1

Что называют работой электрического тока?

В чем измеряют?

1

Что называют мощностью электрического тока? В чем ее измеряют?

2

По проводнику, к концам которого приложено напряжение 10В, прошло 100Кл электричества. Определите работу тока.

2

Какую работу совершит электрический ток в цепи в течение 1 с при силе тока 1А? Напряжение на концах проводника 1В.

 

Входной контроль Входной контроль

1

Какую работу совершит ток силой 3А за 10 мин при напряжении в цепи 15В?

1

Определите работу тока в проводнике, ели при напряжении на его концах 5В по нему прошло количество электричества 100 Кл.

2

К источнику тока напряжением 120В поочередно присоединяли на одно и то же время проводники сопротивлением 20 Ом и 40 Ом. В каком случае работа электрического тока была меньше и во сколько раз?

2

Электрическая лампочка включена в цепь с напряжением 10В. Определите количество электричества, прошедшее через нить накала лампы, если известно, что при этом была совершена работа 150 Дж.

Приложение