Урок-путешествие по математике

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Закрепить умение решать задачи.
  2. Формировать вычислительные навыки, развивать логическое мышление.
  3. Воспитывать любовь к родному краю, к историческим памятникам; ценить и беречь достопримечательности главного города своей малой Родины.

Оборудование к уроку:

  1. Проектор.
  2. Экран.
  3. Компьютер.

Наглядный материал:

  1. Презентация “Урок-путешествие”.

Ход урока

1. Организационная часть.

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,
Только лишь оценку “пять”.

2. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы отправимся в путешествие. Узнаем много нового, а также закрепим наши умения решать задачи, и будем совершенствовать вычислительные навыки. (Слайд презентации №1)

– А в какой город мы отправимся, вы узнаете, если разгадаете ребус,

(Слайд презентации №2)

– Итак, мы отправимся в путешествие в главный город нашей области – Астрахань. (Слайд презентации №3)

– Скажите, какой юбилей отмечали все астраханцы в прошлом 2008 году? (450 лет городу Астрахань)

– Давайте посчитаем, в каком году была основана Астрахань? А в каком это веке? (В1558 году. 16 век.) (Слайд презентации №4)

– Астрахань богата достопримечательностями. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. Путешествовать будем вот на таком современном, удобном автобусе. (Слайд презентации №5)

3. Устный счет.

– Прежде, чем отправиться в путь, давайте немного подготовимся, посчитаем устно.

1) С какой скоростью мы будем двигаться на автобусе, если расстояние в 100 км преодолеем за 2 часа? (Слайд презентации №6)

100:2=50км/ч

-Какое же путешествие без так называемого “сухого пайка”? Давайте выясним, сколько кг колбасы, хлеба и коробок сока нам потребуется.

2) Сколько килограммов колбасы купили, если в путешествие отправляются 22 ученика и каждому нужно по 100 г колбасы? (Слайд презентации №7)

100*22=2200г=2кг200г

3) На бутерброды купили 5 батонов. Сколько заплатили за батоны, если 1 батон стоит 13 рублей? (Слайд презентации №8)

13*5=65руб.

4) Купили 10 литровых коробок сока и 6 коробок по 2 литра. Сколько литров сока купили? (Слайд презентации №9)

2*6+10=22л

– Молодцы, сели в автобусе поудобнее. Перед отправлением повторим правила поведения в транспорте во время движения. (Слайд презентации №10)

4. Работа над новым материалом.

– Путь наш не близкий, поэтому первая остановка в селе Икряное. Это районный центр наших соседей – икрянинцев. Решим про них задачу. (Слайд презентации №11)

В Икряном проживают 2000 человек пенсионного возраста. Детей – на 700 человек больше, чем людей пенсионного возраста. Сколько взрослых людей проживает в Икряном, если их в 2 раза больше, чем детей? (Слайд презентации №12)

(2000+700)*2=5400(ч.)

– Мы в Астрахани. И сейчас едем по мосту, который в народе называют “новый”. Он соединяет центральную часть города с правобережным Трусовским районом. Мост проходит над островом Городской, где находятся городские пляжи. Суда, пройдя вдоль правого берега Волги, огибают этот остров и подходят к речному вокзалу. (Слайд презентации №13)

Длина моста 3536 м. Выразите длину моста в километрах и метрах. (Слайд презентации №14)

3536м=3км536м

– Молодцы! Двигаемся дальше.

– Начнем нашу экскурсию по городу с самого знаменитого места в Астрахани. Кремль – это сердце Астрахани. Астраханский Кремль – древнерусская крепость. Ее построили там, куда в 1558 году Иван Грозный перенес захваченный им город. (Слайд презентации №15)

– На территории Кремля расположено очень много красивых башен: Архиерейская, Житная, Крымская, Никольская, Артиллерийская, Красные ворота. А также Успенский и Троицкий соборы, Кирилловская часовня, Лобное место, Пречистинские ворота. В них расположены храм, музеи, выставки. (Слайд презентации №16)

– Кремлевская колокольня <Рисунок 1> по праву считается одним из символов города. Ее восьмидесятиметровый силуэт виден астраханцам практически с любой точки города. В1912 году на колокольне были установлены куранты. Два раза в день они играют мелодию М.Глинки “Славься”, кроме того, отбивают каждую четверть часа и каждый час.

– Скажите, а четверть часа это сколько минут?

60:4=15мин

– Периметр стен и башен Кремля 1544 м. Сколько шагов нужно сделать, чтобы обойти весь Кремль по периметру, если 2 шага составляют 1 м? (Слайд презентации №17)

1544*2=3088(ш.)

– Двигаемся дальше. Следующая остановка – это один из интереснейших культурных центров Астрахани – Астраханская государственная картинная галерея, которая принадлежит к лучшим художественным музеям России. Она расположена в трехэтажном особняке. (Слайд презентации №18)

– Астраханская государственная картинная галерея основана дарителем живописной коллекции Павлом Михайловичем Догадиным в 1918 году. Сын торговца скобяными изделиями, инженер по образованию, воплотил в жизнь свою мечту – собрать коллекцию не для себя, для города.

– В музее представлены: русская иконопись 16-20в.в, русская живопись, графика, фарфор, скульптура 18,19,20в.в. (Слайд презентации №19)

– Особо значимыми экспонатами являются художественные полотна Шишкина, Рериха, Левитана, Соврасова, Щедрина и др. Среднее количество посетителей в год – 150 тыс. человек. Основные экспонаты музея восставляются в 23 выставочных залах, остальные хранятся в фондохранилищах. Давайте поработаем в музее и решим задачу.

– Площадь выставочных залов картинной галереи 1200 м?, а фондохранилищ – 185 м?. Какова площадь фондохранилищ и выставочных залов вместе? (1385 м?) (Слайд презентации №20)

1200+185=1385 м?

– Составьте обратную задачу.

(Площадь фондохранилищ и выставочных залов картинной галереи 1385 м?. Выставочные залы картинной галереи занимают 1200 м?. Какова площадь фондохранилищ?)

5. Физкультпауза. (Слайд презентации №21)

– Головой “построим”, начертим треугольник, квадрат, окружность, прямой угол. Глаза проведем по периметру экрана. А теперь улыбнитесь друг другу, продолжаем работать дальше.

– Астрахань богата театрами, их в Астрахани четыре.

– Астраханский государственный театр кукол основан в декабре 1986 года. (Слайд презентации №22) За время его работы поставлено более 40 спектаклей для детей и взрослых.

– Театр юного зрителя (ТЮЗ) – открылся 11 марта 1933 года первым спектаклем по пьесе Шестакова “Путь далекий”. Наиболее известные постановки: “Ревизор” гоголя, “Кот в сапогах” Ш. Перо, “Сказка о царе Салтане” А. Пушкина. В обновленном репертуаре сейчас можно посмотреть спектакли: “Щелкунчик”, “Дюймовочка”, “Снежная королева”.

– Драматический театр – официальная дата рождения театра 12 декабря 1810 года. Основан был отставным поручиком Андреем Грузиновым. В репертуаре театра спектакли по пьесам Горького, Чехова, Шекспира и др.

– Составьте задачу про театры по краткой записи и решите её.

1070+154-788=436(м.)

– Молодцы! А теперь мы в Астраханском краеведческом музее-заповеднике. (Слайд презентации №23) Это один из старейших провинциальных музеев страны. “Губернский” музей был открыт по инициативе губернатора Ивана Семеновича Тимирязева 12 декабря 1837 года. Фондовое собрание музея-заповедника насчитывает свыше трехсот тысяч единиц хранения и отличается большим разнообразием. (Слайд презентации №24) Это естественнонаучные, археологические, нумизматические и многие другие коллекции.

– Очень разнообразная коллекция отдела природы. О рыбных богатствах края свидетельствуют многочисленные экспонаты, среди которых чучело белуги-гиганта размером 6 м 50 см. (Слайд презентации №25) Она была поймана в 1987 году. Вес этой “царь-рыбы” достигал 1850 кг. Центральное место на выставке “Мамонт возвращается” занимает скелет мамонта, хазарского слона, обитавшего некогда на территории края. Его высота – 3 м, длина с бивнями 5 м 10 см.

– Выразите величины в дециметрах (Слайд презентации №26) и запишите их в порядке убывания.

– Что надо знать, чтобы выразить в дециметрах? (1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм)

– В порядке убывания – это как? (Начиная записывать с самой большой величины)

65дм, 51дм, 30дм

– А сейчас немного отдохнем и побываем в Парке культуры и отдыха “Аркадия”. На территории парка расположены аттракционы, игровые автоматы, очень красивая парковая зеленая зона, летние кафе. (Слайд презентации №27) Здесь также находится здание Астраханского музыкального театра.

– А вот в парке развлечений Планета вас ожидают аттракционы: Орбита, Колесо обозрения, Детский паровозик, Солнышко, Ромашка, Надувные батуты. (Слайд презентации №28) В кафе “Клёвое место” есть лагуна с водопадом, цветущий лотос, экзотические птицы, а также можно порыбачить прямо, не отходя далеко от кафе.

6. Самостоятельная работа. (Слайд презентации №29)

Вы сейчас самостоятельно погуляете по паркам и решите вот такие задачи: первый вариант будет решать задачу про парк “Аркадия”, а второй вариант задачу про парк Планета.

7. Проверка самостоятельной работы. (Слайд презентации №30)

– Проверьте решения задач. Кто решил задачу правильно, поставьте себе в тетради на полях оценку “5”.

– А мы возвращаемся домой по железнодорожному мосту, по другому его называют “старый” мост. (Слайд презентации №31) Он был введен в эксплуатацию в 1909 году. В этом году исполнится 100 лет, как его построили. Длина “старого” моста 654 метра. На сколько “старый” мост короче “нового”, если мы знаем, что “новый мост” 3 км 536 метров. (Слайд презентации №32)

3536-654=2882м

8. Итог.

– Вот мы вернулись в Лиман и снова в своей родной школе № 1. (Слайд презентации №33) Теперь я хочу услышать от вас оценку своей деятельности на уроке в целом. Каждый в своей тетради нарисует один квадратик красный, желтый или синий. (Слайд презентации №34) Объясните, почему вы нарисовали именно его.

9. Домашнее задание.

– Мы не смогли за один урок побывать во всех уголках города Астрахани. И многие достопримечательности еще не увидели. Поэтому дома подробнее узнайте про Планетарий, решите задачу, которую видите сейчас на экране (Слайд презентации №35) и составьте обратные.