Интегрированный урок (ИЗО + музыка) "Роль художника и музыка в цирке"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Цель: Показать синкретичность циркового искусства (слияние музыки и изобразительного искусства).

Проблема урока: Выяснить взаимосвязь музыки и ИЗО в цирковом представлении.

 Задачи:

  1. Привести учащихся к выводу, что музыка и изобразительное искусство помогает зрителям лучше узнать цирковых персонажей, следить за развитием циркового представления.
  2. Развивать эмоциональное восприятие, фантазию, стремление к творчеству, побудить к выразительному исполнительству.
  3. Заинтересовать всех детей в создании циркового представления,

Музыкальный материал:

  1. “Выходной марш” их кинофильма “Цирк” И.О.Дунаевского – слушание.
  2. “Слон и скрипочка” В. Кикта, В. Татаринова – исполнение.
  3. “Добрые слоны” А. Журбина, В. Шленского – исполнение.
  4. “Клоуны” Д.Б. Кабалевского – слушание.
  5. “ Браво клоун!” Луиги сл. Конти – слушание.

Материал по ИЗО:

  1. Цирковая афиша (на доске).
  2. Рисунки слонов.
  3. Рисунок цирковой арены на двойном листе ватмана (на доске).
  4. Рисунки двух клоунов: музыкальный клоун – Бим, клоун-художник – Бом (на доске).
  5. Гуашь, цветная бумага, ножницы, клей, кисти, двойной скотч.
  6. Слайды к уроку (приложение).

Ход урока

1. Введение в тему урока.

ИЗО: – Все знают, что в жизни есть праздники: дни рождения, 8 марта, Нового года, но есть места, где каждое представление – это праздник. Там блестящие, яркие разноцветные костюмы и веселые маски, остроумные клоуны. Наши любимые животные выступают в необычных ролях. Звуки оркестра создают радостное настроение. Где же это бывает?

– В цирке!

– А кто из вас был в цирке?

– Очень хорошо. Так о чем мы с вами будем сегодня говорить? Вы догадались?

– О цирке!

– Да, тема нашего урока, какую роль играют художник и музыка в цирке.

Музыка: Бим и Бом приглашают нас на цирковое представление. Но вы знаете, что они всегда спорят друг с другом. Бим говорит, что музыка важнее в цирке.

ИЗО: А Бом говорит, что важнее работа художника: красочные, яркие костюмы на жонглерах, силачах, фокусниках, завораживающее глаза освещение, оформление арены, необычные и смешные костюмы на животных, которые меняют свой цвет от цветных прожекторов. Создают эти костюмы художники-дизайнеры (вывешивается новое слово на доску). А за освещение отвечают художники-осветители (вывешивается новое слово на доску).

2. Нужна ли музыка в цирке?

ИЗО:– Музыкальное путешествие на цирковое представление начинается.

Вы знаете, что всякое цирковое представление начинается с выхода и представления всех артистов? Вот и мы с этого начнем.

(Из учащихся выбираются клоуны Бим и Бом. Надеваются парики или на грудь прикрепляется табличка).

Класс делится на две команды.

Одну возглавляет клоун Бим, а другую клоун Бом.

ИЗО:– Итак, команда “Бом” на арену!

Распределение ролей:

Пытаются маршировать, изображая жонглеров, акробатов, силачей, фокусников.

Музыка: – Почему у них ничего не получается?

– Никто не знает в каком ритме идти.

– Шли толпой потому, что не было музыки.

Музыка: – Можно ли представить спектакль в цирке без музыки?

Музыка: – В какие моменты в цирке звучит музыка?

Музыка: – Какая музыка украшает цирковое представление?

Музыка: – А теперь команда “Бим” на арену!

Распределение ролей: выход с изображением жонглеров, акробатов, силачей, фокусников.

Звучит музыка композитора Исаака Осиповича Дунаевского.

“Выходной марш” из кинофильма “Цирк” И.О.Дунаевского.

Музыка: Что помогло команде “Бима” выйти красиво?

– Команде “Бима” помогла музыка. Они шли четко под марш.

– Музыка их объединила.

Музыка: – Какими чувствами наполнена эта музыка?

Музыка: – Какое настроение у зрителей она создает?

Музыка: – Какие интонации, ритмы привлекают внимание слушателей?

Музыка: – Почему композитор поручил исполнение этого марша симфоническому оркестру?

Музыка: – Голоса, каких инструментов наиболее различимы в его общем звучании?

Музыка: -Ну как Бом, ты согласен, что марш нужен в цирке?

Бом: “Согласен, музыка нужна в цирке, чтобы украсить цирковое представление, создать весёлое настроение”.

Музыка: “Я очень люблю смотреть, как выступают слоны. Большие, неуклюжие. А как грациозно они двигаются в цирке!”

“Слон и скрипочка” В. Кикта, В. Татаринова – исполнение.

Имитационными движениями дети изображают игру на скрипке.

Выделяют характерные интонационные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные.

3. Нужны ли художники в цирке?

ИЗО:– На предыдущем уроке мы выполнили рисунки слонов. Мы выяснили, что серый цвет слонов может меняться. От чего?

– От состояния дня: восход или заход солнца, пасмурный, серый день, от цветового решения.

ИЗО:  – Наши слоны обычные. А как их сделать цирковыми? Какие средства изобразительного искусства мы можем применить, Бом?

Бом: – С помощью цветной бумаги мы можем приклеить обручи, мячи, придумать красивые беседки на спины слонов. А гуашью нарисовать красивые узорчатые попоны, перья.

ИЗО: – Что нам для этого понадобится?

Бом: – Цветная бумага, ножницы, клей, а для работы гуашью понадобятся большие и маленькие кисти.

Дети слушают песню “Слон и скрипочка” В. Кикта, В. Татаринова. Показ слайдов.

Украшают фигурки слонов.

Звучит песня “Добрые слоны” А. Журбина, В. Шленского

– Дети исполняют песню “Добрые слоны” А. Журбина, В. Шленского и украшают фигурки слонов.

Музыка: – Кого рисует музыка?

Музыка: – Какое настроение возникает у слушателей-зрителей, наблюдающих этот цирковой номер?

– Песня передает впечатление ребенка, наблюдающего за тем, как танцует слон.

– Главное свойство музыки— это изображение движения.

Музыка: – Как звучит запев?

– Запев звучит сначала как неторопливый рассказ

– Он требует спокойного, естественного звучания голосов, широкого дыхания, тщательного исполнения длинных звуков в конце фраз

Музыка: – Что изменилось в припеве?

– В припеве изменяется ритмический рисунок, подчеркивающий танцевальность песни.

Музыка: Поэтому нужно следить за ритмически точным воспроизведением пунктирного ритма, аккуратного интонирования нисходящих ходов мелодии в конце фраз, активного дыхания на самых высоких звуках диапазона (движение к кульминации на звуке “ми”), которые нужно исполнить легко, без “нажима” и форсированного звучания.

ИЗО:– Давайте посмотрим, как преобразились наши слоны после работы художников?

ИЗО:– Отчего они стали ярче и наряднее?

– Я нарисовал красивую уздечку.

– Я украсил моего слона пышными перьями.

– А я нарисовал яркую попону.

Бом: После работы наших художников простые слоны стали цирковыми.

4. Музыка и изобразительное искусство – едины.

Звучит музыка Д. Кабалевского “Клоуны”.

Музыка: – Чьё выступление на цирковой арене может сопровождать эта музыка?

– Клоунов.

Музыка: – В каком характере звучит музыка?

Музыка: – Что она напоминает — песню, танец или марш?

Давайте придумаем, как лучше украсить “Клоунов” Д. Кабалевского. звучанием бубна, маракасов, румбы, треугольника.

(Повторное слушание с детскими музыкальными инструментами).

ИЗО:– Послушаем песню “Клоуны”, а в это время команда художников создаст костюмы клоунов. Такие художники называются – модельеры.

Вот и слоны наши украшены, а чего-то не хватает?

– Надо добавить шариков или флажков!

ИЗО:– Как можно это сделать?

– Прямо гуашью нарисовать на темном фоне!

Ученики выходят к доске с баночками гуаши и рисуют кисточками разноцветные шары на темном фоне.

Вывод: Какую роль играет музыка и художник в цирке?

Бим: Музыка создаёт весёлое настроение, задаёт ритм, украшает выступление артистов.

Бом: Изобразительное искусство делает цирк ярче и наряднее.

ИЗО: Ну что дорогие клоуны, вы поняли, что один без другого вы не можете создать настроение праздника в цирке?

Бим и Бом мирятся и пожимают друг другу руки.

ИЗО: – Проводим наших клоунов, которые поняли, что и художник и музыка необходимы в цирке.

Выход класса к арене на доске под “Выходной марш” из кинофильма

“Цирк” И.О.Дунаевского.

Приложение