Урок по книге И.С. Шмелева "Лето Господне". Тема памяти в рассказе "Постный рынок"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа.
  • Сформировать интерес к быту, традициям, прошлому России и на этой основе пробуждать патриотические чувства.
  • Дать элементарные навыки анализа литературного произведения с учетом его жанра.
  • На основе творческого чтения рассказа «Постный рынок» раскрыть художественный мир произведений И. С. Шмелёва.
  • Развитие устной речи.

Оборудование:

  • Портрет И. С. Шмелёва.
  • Фотография И. С. Шмелёва с семьёй.
  • Русские колокольные звоны (Благовест).
  • Магнитозапись песни, исполняемой А. Малининым, «Белое на синем».
  • Виды Кремля. Храм Христа Спасителя.
  • Выставка рукописных книг, журналов «Нива».
  • Предметы народного прикладного и декоративного искусства, реконструкция постного рынка. (Мед, квашеная капуста, огурцы, грибы и др.)

Эпиграфы к уроку на доске:

Без памяти нет совести

Д. С. Лихачев.

О чем мы помним, что забыли,
Чего нельзя нам забывать…

Л. Васильева

ХОД УРОКА

I. Музыкальная заставка (А. Малинин. «Белое на синем»)

– Это песня о тех, кто покидал любимую родину против воли. С такими чувствами прощались с Россией многие русские люди. И среди них замечательный русский писатель И. С. Шмелев. Расставание с Отечеством было вынужденным, с болью, с мукой, отрывался он от родной земли. Но её нетленный лик он сохранил в своей душе навсегда и спустя годы написал книгу.
– Вы, наверно, догадались, что я говорила о книге «Лето Господне».
– Сегодня мы обратимся к рассказу «Постный рынок».
– Как он построен, из каких частей состоит?

II. Анализ рассказа «Постный рынок».

1. – Какова композиция рассказа? От чьего имени ведется повествование?
а) поездка на рынок, описание Кремля;
б) описание рынка;
в) возвращение домой. Почему запрягают именно Кривую для поездки на рынок?

2. – Каким мы увидели постный рынок? Какой великий торг? Многоцветный, шумный, богатый.
– Здесь как бы сошлась вся Россия: архангельская клюква (красная), синяя морошка, горох розовый, желтый из Ростова; квашеная капуста золотится на солнышке; квас, сбитень. Сайки, баранки, сушки (калужские, боровские, жиздринские). Завершают это перечисление слова маленького Вани: «Я слышу всякие имена, всякие города России…»

3. – Что значит слово «постный»? От какого слова оно произошло? (Пост)
– Что это такое? Как вели себя в пост русские люди? Для чего нужен пост? (Горкин объясняет: готовить душу к празднику Воскресенья Господня. К воскресению человеческой души).

4. – Почему мальчик запомнил эту поездку на всю жизнь? Только ли о постном рынке этот рассказ? Что же особенно тронуло душу мальчика? (Его глубоко потрясает красота Кремля и рассказ Горкина о русской святыне.)

Чтение в лицах (Горкин и Ваня).

5. – Кто рассказывает о Кремле? Как вы представляете Горкина? (Внешне Горкин напоминает святых старцев, он хранитель памяти семейной, родной, исторической).
– Какая же тема главная в рассказе? (Тема памяти)
– В какой части рассказа она звучит особенно слышно? (В заключительной)

Чтение заключительной части, которое сопровождается магнитофонной записью «Благовеста».

6. – А что значит слово «беспамятный»? (Неотзывчивый на добро, безнравственный, бесчувственный, бездушный, неблагодарный, черствый, забывчивый.)
– Как вы думаете – это страшно, когда человек беспамятный? Вот послушайте, что происходит с людьми, потерявшими память, к чему это ведет. (Звучит пересказ легенды о манкуртах по роману Ч. Айтматова «И дольше века длился день…»).
– Манкурт не виноват, что потерял память, а мы порой добровольно становимся манкуртами.

III. Работа с эпиграфом. «Без памяти нет совести». Д. С. Лихачев

IV. Итоги урока

– Так о чем же поведал нам И. С. Шмелев в книге «Лето Господне» и в рассказе «Постный рынок»? (О том, что нельзя быть беспамятным (ведь даже лошадь Кривая помнит, как ездила прабабушка Устинья). Необходимо знать, ценить, помнить свою историю (свой род, своих предков), свой народ, своё Отечество.)

V. Задание на дом

1. Выписать примеры инверсии и проследить её роль в художественной ткани произведения.

2. Определить идейно-художественную роль главных героев.