Урок литературного чтения во 2-м классе по системе Занкова

Разделы: Начальная школа


Аннотация

Урок знакомство с произведением Л.Н. Толстого “ Прыжок”. Через разнообразные виды деятельности развивать речь учащихся, умение доказывать свои мысли, ориентируясь в тексте произведения, воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Применять здоровьесберегающие технологии, используя при этом компьютер.

Тема: Нравственная коллизия в рассказе Л.Н. Толстого “Прыжок”. Характеры героев.

Цели.

Образовательная: Учить находить главного героя произведения, определять черты его характера по его поступкам.

Развивающая: Развивать устную речь учащихся, познавательные способности, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная: Воспитывать нравственное отношение к окружающим людям, чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: Компьютерная презентация к уроку, рисунки учащихся, книги Л.Н.Толстого.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Звонок прозвенел и пора начинать
Ведь тайны искусства нам нужно узнать,
С завязки всегда начинают рассказы
И мы не раскроем здесь тайны все сразу
Мы в тайны проникнем с тобой постепенно:
Читай, размышляй. Ждет успех непременно!

Выставка портретов

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Посмотрите на рисунки – портреты героев из прочитанных на прошлом уроке произведений. Узнали вы их?

- Удалось ли ребятам выразить свое отношение к этим героям?

- Что же общего у этих мальчиков? (Капризные, лентяи, избалованные дети)

С какими растениями сравнивал автор одного из этих мальчиков.

Мимоза - почему? (Изнежен, мимоза растет в теплых краях)

Слайд № 1-4

- А какого человека вы представляете в образе:

дуба – стойкий,

береза – красота, нежность,

кактус – необщительность, колкость,

роза – гордая, красивая.

III. Работа над новой темой.

А сегодня мы прочитаем рассказ о мальчике, и узнаем, похож ли он на героев из предыдущих тестов.

- Откройте страницу 57 и прочитайте название произведения и кто автор?

Слайд № 5

- Знаком ли вам автор? Кто помнит его произведения из 1 класса? (“Косточка”, “Отец и сыновья”, “Лгун”)

- А может кто-то вспомнит, как называли мы эти рассказы? (Поучительные)

- Что это значит?

Слайд № 6-7

Учитель: Прежде чем начать читать текст, я хочу показать вам корабль, на котором плавали раньше и рассказать о нем. Раньше морские плавания совершали на парусном корабле. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15-25 м., т.е. высота 3-5 этажного дома.

На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко находила себе обезьянку, веселую и шаловливую, которая потешала людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. Об одном из них, случившемся давным-давно, поведывал в рассказе “Прыжок” писатель Л.Н.Толстой. Вот такая предыстория. А теперь будем читать.

Слайд № 8

IV. Чтение текста.

Читаем по абзацам весь текст. Стараемся без ошибок, выразительно.

Слайд № 9

Физминутка.

V. Анализ произведения.

- Кто герой рассказа? (Мальчик, сын капитана)

- Что вы думаете о нем? (Ему 12 лет, он плыл на корабле с отцом)

- В какую ситуацию он попал? (Обезьяна отобрала его шапочку и стала рвать ее, потом унесла ее все выше и выше на мачту)

Слайд № 10

Словарная работа.

Аршин – 71 см; Расходилась – (разыгралась), разобрал задор.

- Какие чувства вызывает поступок мальчика?

жаль его: остался без шляпы, все смеются, он не знает что делать.

ругаем его: зачем полез так высоко, рисковал жизнью – не думал что будет с ним, с близкими.

хвалим его: смелый, не струсил и полез отбирать свою вещь.

- А как бы вы поступили на месте мальчика? (Дети предлагают свои версии)

- Почему этот рассказ вызывает чувства? (История страшная, мальчик мог разбиться)

Выборочное чтение.

Работа в группах: посмотрите, как меняются чувства мальчика.

А у мальчика менялись ли чувства: спокоен, растерялся, разозлился и пригрозил.

Разозлился и бросился за обезьяной.

Разобрал задор (вошел в азарт и не мог остановиться)

Появился страх (зашатался) от страха и крика отца прыгнул в воду.

Слайд № 11

- Прочтите, что это за слова?

- Какие подходят к нашему герою, докажите свою точку зрения.

Слайд № 12

- Кто нашел выход из сложившейся ситуации? (Капитан)

Работа в группах.

- Перечитайте два последних абзаца и подчеркните все действия капитана (вышел, увидел, прицелился, закричал).

- Почему он закричал такие страшные слова “ Прыгай или застрелю”. (Надо было как-то спасти сына, если упадет на палубу, то погибнет)

Слайд № 13

- Какими вы себе представили капитана? (Мужественный, сильный, уверенный)

Слай № 14

Работа с пословицами: “Все хорошо, что хорошо кончается”.

VII. Рефлексия.

Подвести итог, похвалить, поставить оценки.

Слайд № 15

1 – Интересно было читать рассказ?

2 – Что больше всего поразило вас в этом рассказе?

3А можно ли назвать главным героем капитана?

- Завтра мы продолжим работу с текстом.

VIII. Домашнее задание.

Прочитать рассказ, разделить на 3 части и их озаглавить.