Формирование социальной и коммуникативной компетенций у учащихся через применение методики коммунарского сбора в сотрудничестве со студенческим педагогическим отрядом "АТОМ"

Разделы: Внеклассная работа


В образовательных учреждениях г. Усть-Илимска, в том числе и в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» сложилась определенная система воспитательной работы. Наша школа имеет свои традиции и особенности, определенный уклад школьной жизни, ведется целенаправленная систематическая работа по выстраиванию системы ученического самоуправления, способствующей социализации личности ребенка, развитию его творческих, коммуникативных способностей, включение учащихся в социально-значимую деятельность.

Педагогический коллектив школы № 1 работает по программе развития «Построение культурно-образовательного пространства, направленного на становление личности с развитыми ключевыми компетенциями».

Одним из ключевых компонентов данной программы является налаживание эффективного сотрудничества с социокультурной средой города и микрорайона школы. К социокультурной среде относятся учреждения дополнительного образования и детские общественные организации и объединения. Представителем социокультурной среды является студенческий педагогический отряд «АТОМ». В своей деятельности педотряд применяет методику коммунарского сбора и коллективно творческого дела И.П.Иванова. Постоянно ведется работа по обновлению содержания, нахождению наиболее интересных и эффективных форм организации различных мероприятий на базе образовательных учреждений.

Целью данной статьи является обобщение опыта по формированию ключевых компетенций у учащихся через применение методики коммунарского сбора в сотрудничестве со студенческим педагогическим отрядом «АТОМ».

Исходя из цели работы, были поставлены задачи:

  • Проанализировать опыт взаимодействия педагогического коллектива школы со студенческим педагогическим отрядом «АТОМ» по организации и проведению совместных мероприятий.
  • Провести диагностику среди учащихся и учителей по вопросам эффективности проводимых на базе школы коммунарских сборов совместно с СПО «АТОМ».
  • Проанализировать динамику позитивных изменений и формирования ключевых компетенций у учащихся через применение методики коммунарского сбора.
  • Разработать методические рекомендации на основании опыта работы по проведению коммунарских сборов бойцами СПО «АТОМ».

Актуальность и новизна. Организация сотрудничества воспитательной службы школы и студенческого педагогического отряда «АТОМ» позволяет через проведение совместных мероприятий объединить коллектив учащихся, педагогов и студентов педотряда, создать условия для неформального общения взрослых и ребят. Благодаря совместной творческой работе происходит преодоление непонимания между участниками учебно-воспитательного процесса, развитие коммуникативных навыков, реализация творческого потенциала, а самое главное, формирование, как у учащихся, так и у педагогов умения действовать слаженно, сплоченно, учитывая мнения и интересы каждого, в определенной жизненной ситуации.

Совместная работа осуществляется непосредственно через педагогов-организаторов и заместителя директора по воспитательной работе школы, являющихся бывшими или настоящими бойцами СПО «АТОМ», имеющими опыт подобной деятельности, знающими методику проведения коммунарских сборов. Администрация и воспитательная служба школы в свою очередь создают условия для проведения на базе школы тематических коммунарских сборов, обучающих семинаров, КТД и мероприятий с участием педотряда «АТОМ», направляют их на реализацию приоритетных задач воспитания, формирование ключевых компетенций у учащихся и педагогов школы.

С 2003 года воспитательная служба школы № 1 осуществляет сотрудничество со студенческим педагогическим отрядом «АТОМ».

За время совместной работы были проведены коммунарские сборы по темам: «Дружба», «Земля – наш общий дом», «Мы Вас выбираем, мы Вам доверяем», «Мы – лидеры», «Голосуй за себя».

Хотелось бы обратить внимание на положительную динамику проявления социальной активности учащимися и, что немаловажно, выпускниками школы. Благодаря полученным знаниям и умениям в ходе коммунарских сборов, учащиеся организуют работу по ученическому самоуправлению, у многих ребят повышается интерес к участию в общественной жизни школы и города.

Так, например, учащиеся школы, которые были неоднократными участниками совместных мероприятий со студенческим педагогическим отрядом «АТОМ» реализовали себя в следующей социальной деятельности:

ученики школы

  • Жмурова Алина – ученица 10 «А» класса, является председателем Малого Совета школы, активной участницей городского общественного объединения «Правопорядок», участницей и организатором школьных и городских коммунарских сборов и семинаров для представителей органов ученического самоуправления;
  • Симанова Светлана – ученица 9 «Б» класса, бывший председатель Малого Совета старшеклассников, активная участница городского общественного объединения «Правопорядок», участница школьных и городских мероприятий по профилактике социально-негативных явлений;
  • Гладких Наталья – депутат Городского молодежного парламента, активная участница городского общественного движения «Патриот России», участница и организатор школьных и городских мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию, обучающих семинаров для представителей органов ученического самоуправления;
  • Подчезерцев Эдуард – ученик 8 «А» класса, участник и победитель школьных и городских соревнований по футболу, член городского общественного движения «Патриот России», активный участник школьных и городских мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию;

выпускники школы

  • Зубарева Юлия – студентка СибАГС, активная участница городского общественного движения «Патриот России», бывший депутат Городского молодежного парламента, участница мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию
  • Журавкова Екатерина – студентка СФУ, активная участница городского общественного движения «Патриот России», участница школьных и городских мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию
  • Ковалев Евгений – студент НГАЭУ, активный участник городского общественного движения «Патриот России», победитель муниципального конкурса и лауреат областного конкурса «Ученик года-2007»
  • Глебов Алексей – студент СФУ, активный участник городского общественного движения «Патриот России», победитель городской военно-спортивной игры «Зарница»

бойцы СПО «АТОМ»

  • Иванова Елена Сергеевна, Айбазова Мадина Азимовна, Панов Егор Игорвич – награждены «Знаком за отличия в труде» и являются почетными бойцами Иркутского объединения студенческих педагогических отрядов.
  • Кузнецкая Анастасия Сергеевна и Айбазова Мадина Азимовна – бывшие командиры СПО «АТОМ».
  • Мальченко Сергей Владимирович – победитель муниципального конкурса «Студент года-2005».
  • Лобков Артем Валентинович в настоящее время является руководителем Отдела по делам молодежи при Администрации г. Усть-Илимска.

Сравнительный анализ результатов работы по формированию ключевых компетенций
у учащихся через применение методики коммунарского сбора

С целью анализа положительной динамики позитивных изменений и формирования ключевых компетенций у учащихся проводятся следующие методы диагностики:

1. Методика «Уровень межличностных отношений» (Н.П.Капустин) [2]

Исходя из данных анализа, можно сделать выводы:

– все показатели в основном находятся на достаточном уровне, а показатели «ученик – классный руководитель» и «отношение к школе» – на оптимальном уровне. Это свидетельствует о том, что в большинстве классов хорошие взаимоотношения между учащимися и классными руководителями. Ребята положительно относятся к школе, в которой учатся;
–  в течение 3-х лет идет повышение таких показателей как «ученик – ученик» и «класс – дружный коллектив». Это происходит благодаря систематической целенаправленной работе по формированию социальной и коммуникативной компетенции учащихся через применение методики коммунарского сбора.

2. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся [5]

По результатам методики можно сделать выводы:

– из 50 учащихся, принявших участие в анкетировании, в 2007-2008 уч.году у 32 человек (64%) показатель выраженности коммуникативных склонностей на уровне выше среднего (0,69), в 2008-2009 уч.году у 37 человек (74%) данный показатель также на уровне выше среднего и высоком (0,69-0,76)

3. Методика «Уровень социальной активности» [6]

В течение двух лет в анкетировании приняли участие 50 учащихся в возрасте 12-14 лет. При ответе на вопросы анкеты были получены следующие результаты:

Выводы:

– у большинства учащихся, участвовавших в анкетировании, уровень социальной активности на достаточном уровне
– в сравнении за 2 года все показатели увеличились. Это свидетельствует о положительном влиянии методики коммунарского сбора на формирование социальной активности у учащихся

4. Методика «Уровень воспитанности» [2]

Выводы:

– за период с 2007 по 2009 гг. практически все показатели находятся на одном уровне, что свидетельствует о стабильности в воспитательном процессе;
– незначительный спад по всем показателям произошел в 2007-2008 уч.году, а в 2008-2009 уч.году все показатели вновь возросли. Рост показателей можно объяснить целенаправленным и систематичным применением технологии рефлексивного воспитания Н.П.Капустина педагогами школы в 2008-2009 уч.году
– наиболее высокие результаты в целом наблюдаются по показателю «отношение к себе», а в 2008-2009 уч.году заметно увеличился показатель «отношение к обществу»
– исходя из критериев, учащиеся школы имеют по всем показателям достаточный и оптимальный уровни воспитанности.

Также было проведено анкетирование среди учащихся и учителей школы с целью выявления мнения об эффективности коммунарских сборов на базе школы. В анкетировании приняли участие 15 педагогов школы и 63 учащихся. По результатам анкеты можно сделать выводы:

– 72% опрошенных знают о проводимых коммунарских сборах с участием СПО «АТОМ». По словам респондентов, информацию о предстоящих сборах они узнают от педагогов-организаторов, заместителя директора по воспитательной работе
– 89 % поставили за организацию и проведение коммунарских сборов оценки «4» (хорошо) и «5» (отлично).
– были предложены темы предстоящих коммунарских сборов: «юмористический», «спортивный», «формирование межличностных отношений среди учащихся», «формирование ценностей демократического общества», «дружба», «мы – лидеры» и т.д.
– 100% опрошенных хотели бы, чтобы на предстоящих коммунарских сборах вожатыми были студенты педотряда «АТОМ».
Данные анкеты свидетельствуют о положительном влиянии методики коммунарского сбора на формирование личностных качеств детей.

На основании опыта проведения коммунарских сборов студенческим педагогическим отрядом «АТОМ» мною разработаны методические рекомендации, в которых отражены основные цели и задачи сбора, необходимые материалы и оборудование, структура и этапы сбора, примерный план проведения.

Методические рекомендации по подготовке и проведению коммунарского сбора в образовательном учреждении (разработаны на основании опыта работы СПО «АТОМ»)

Коммунарские сборы по времени проведения могут быть однодневные, двухдневные или трехдневные.

Цели и задачи сбора:

– создание условий для сплочения ребят, развития коммуникативных навыков, уважительного отношения к мнению окружающих
– реализация творческого потенциала каждого ребенка через участие в конкурсах, КТД, акциях
– воспитание чувства ответственности за возложенные дела и принятые решения каждым ребенком и детским коллективом в целом

Этапы коммунарского сбора:

  • Подготовительный – создание творческой инициативной группы, разработка плана, распределение обязанностей между организаторами и вожатыми
  • Основной – реализация всех этапов плана
  • Заключительный – подведение итогов, рефлексия

Оборудование и материалы: плакаты с планом проведения коммунарского сбора, с «законами дружбы», ватман (по одному листу на отряд + 5-7 листов для проведения станций и рисования общей газеты), листы формата А4 (примерно по 10-15 листов на отряд), фломастеры или маркеры (1 упаковка на отряд + те, которые принесут сами ребята), ножницы, клей, скотч, карточки с текстом командирского рапорта, аудиоаппаратура и микрофоны в актовом зале, спортинвентарь в спортзале, магнитофон для проведения станции «Музыкальная», аудиодиск или аудиокассета с детскими песнями и караоке детских песен.

Количество участников: 80-110 человек + 16-20 вожатых (по два на каждый отряд) и 2-3 организатора (отвечающих за общую организацию сбора).

Количество отрядов: 8-10.

Количество кабинетов для расположения участников и организаторов: 9 + актовый зал, спортивный зал, столовая.

I этап – подготовка и планирование сбора. На данном этапе необходимо четко продумать время и место проведения коммунарского сбора, определить возрастную группу участников сбора, сформулировать тематику, основные цели и задачи.
Для реализации данного этапа необходимо создать инициативную группу организаторов коммунарского сбора, в которую могут входить как педагоги, так и ученики школы, которые будут ответственными за каждый этап проведения сбора.

Особенно важно в ходе составления плана предусмотреть такие составные компоненты сбора как питание, месторасположение участников и организаторов, место проведения основных мероприятий сбора.
Также при составлении плана проведения коммунарского сбора обязательно нужно учитывать социальный статус, возрастные и психологические особенности, интересы и потребности участников сбора. В ходе коммунарского сбора желательно чередовать серьезную творческую работу по созданию определенного «продукта» с игровыми и развлекательными элементами.

II этап – организация мероприятий по реализации программы тематического коммунарского сбора.

III этап – рефлексия. Проводится в форме отрядного «огонька», в ходе которого каждому участнику коммунарского сбора предоставляется возможность рассказать о своих впечатлениях о прожитом дне. На отрядном «огоньке» можно использовать свечку, вожатые также могут рассказать легенды «О дружбе», «Об орленке», «Об орлятском круге», «О храбром сердце» и т.д. Необходимо всем ребятам в отряде до начала «огонька» напомнить законы дружбы, чтобы ребята не перебивали говорящего, научились слушать и слышать, обратить внимание на то, что ни в коем случае нельзя подвергать критике слова говорящего. Детям также предоставляется возможность не высказывать свое мнение, нельзя заставлять ребенка обязательно это делать. На отрядном «огоньке» можно использовать различные активизирующие методики – «портрет отряда», «книга пожеланий», «вручение символических наград» [4].

В ходе всего коммунарского сбора вожатые в отрядах создают максимальную возможность для участия каждого ребенка в коллективном обсуждении, подготовке и проведении какого-либо КТД. Необходимо, чтобы учитывалось мнение каждого ребенка и принималось общее решение по любым вопросам.

Также очень важно, чтобы не только дети, но и взрослые в равной мере действовали в соответствии с принятыми законами коммунарского сбора, а для организаторов и вожатых на первом месте должны стоять еще и постулаты «кодекса чести вожатого».

Как правило, коммунарский сбор, вольно или нет, несет в себе определенный воспитательный смысл. Каждый участник сбора уносит с собой свою собственную частичку опыта. Это может быть опыт общения со сверстниками, опыт выступления на сцене, опыт разработки и реализации какой-либо идеи, проекта, замысла. Очень часто у участников коммунарского сбора происходит изменение в отношении к определенным вещам, которые, так или иначе, раскрывались в тематике и содержании сбора.

С примерным планом проведения тематического коммунарского сбора, включающим подробное пошаговое описание этапов работы можно ознакомиться в Приложении 1. Подборка различных развивающих игр для работы с детьми представлена в Приложении 2 [4].

Предлагаю также примерные названия и девизы отрядов и текст рапорта командира отряда (Приложение 3).

Интерес для педагогов может представлять сценарий танцевального марафона «Стартин» (Приложение 4), который в практике работы с детьми СПО «АТОМ» используется как часть коммунарского сбора, и как отдельное коллективное творческое дело.

В Приложении 5 представлена подборка фотографий, на которых отражены учащиеся школы и бойцы СПО «АТОМ» в ходе коммунарских сборов по разным тематикам.

Надеемся, что представленный в статье опыт будет полезным для педагогов школ по вопросам формирования коммуникативной и социальной компетенций через внедрение в работу методики коммунарского сбора.

Список использованной литературы

  1. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания – М., 1990.
  2. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: Академия, 2001. – 216 с.
  3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! – М., 1996.
  4. Материалы штаба Иркутского объединения студенческих педагогических отрядов:

– Сборник «Копилка вожатого». – Иркутск, 2004.
– Сборник «Узелок на память». – Иркутск, 2006.

  1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996. – 351 с.
  2. Стефановская Т.А. Классный руководитель. Функции и основные направления деятельности. – М.: ИЦ Академия, 2006. – 191 с.