Ф.М. Достоевский. "Белые ночи". "Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви"

Разделы: Литература


Цель урока: раскрыть основные особенности образа главного героя – мечтателя.

Задачи:

а) образовательные:

  • проследить за развитием темы “маленького человека” в произведении;
  • активизировать знания учащихся о литературных направлениях.

б) развивающие:

  • развивать навыки аналитического чтения;
  • развивать речь учащихся.

в) воспитывающие:

  • воспитывать любовь к слову писателя;
  • приобщить учащихся к искусству.

Методы и приемы: слово учителя, беседа, иллюстрирование, демонстрация  фильма, презентации, тестирование, индивидуальные   сообщения учащихся.

Тип урока: урок обобщения и систематизации новых знаний

Межпредметные связи: изобразительное искусство, киноискусство.

Оборудование: интерактивная доска, диски с презентациями, тесты, видеофильм, иллюстрации.

План урока.

  1. Постановка цели урока.

  2. Беседа.

  3. Работа с иллюстрациями.

  4. Индивидуальное сообщение о художниках.

  5. Тестирование.

  6. Демонстрация фильма.

  7. Рефлексия.

  8. Комментирование оценок.

  9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Постановка цели урока.

– Здравствуйте, ребята! Напомните мне, пожалуйста, с каким произведением и какого автора мы познакомились на прошлом уроке?

(Ф.М.Достоевский “Белые ночи”).

– Сегодня мы продолжим изучение этого произведения и попытаемся раскрыть особенности главного героя-мечтателя.

2. Беседа.

– Ребята, скажите, к какому жанру относится произведение “Белые ночи”? Подсказку нам дает сам автор в подзаголовке.

(Сентиментальный роман)

– Что означает слово “сентиментальный”, где вы уже встречались с этим понятием?

(Сентиментальный – от франц. “чувственный”. При изучении творчества Карамзина, который был основоположником сентиментализма в России, его повести “Бедная Лиза”)

– Кто является повествователем в романе?

(Мечтатель)

– Что вы можете сказать об этом мечтателе?

(Одинокий, застенчивый, скромный человек. Мы видим в начале романа, как мечтатель разговаривает с домами, которые для него добрые знакомые, мы не знаем его имени. Он 8 лет живет в Петербурге, но так и не завел знакомых. Много раз влюблялся, но только в мечтах).

– Как вы считаете, в романе только один мечтатель?

(Нет. Настеньку мы тоже можем назвать мечтательницей. )

– Что столкнуло этих двух людей – мечтателей вместе? Почему Настенька оказалась на мосту?

(Она ждала своего любимого, с которым договорилась встретиться на этом мосту.)

– Какое условие поставила Настенька перед героем в первую ночь, когда они познакомились?

(На дружбу я готова, а влюбляться нельзя….)

– Сдержал ли обещание мечтатель? Почему?

(Нет. Возможно, это первое реальное чувство, которое он испытал.)

– Главные герои не вместе. Но чувство между ними переросло дружбу. Что происходит в финале романа? Обижен ли на Настеньку мечтатель?

(Настенька остается с Жильцом, а не с мечтателем. Мечтатель не обижен на неё, потому что он очень любил её и желал ей счастья. Он благодарен ей за то, что она подарила ему несколько минут счастья).

– Какой, по-вашему, может быть любовь? Что в вашем понимании любовь? Какой любовь дана в произведении?

(Ответы детей).

– Почему произведение называется “Белые ночи”?

(В романе действие происходит на протяжении белых ночей. Это такое явление природы, когда солнце не совсем заходит за горизонт, и ночи светлые.)

– Автор говорит “Мои ночи кончились утром..”. О чем идет речь?

(Кончились мечты, которыми жил герой 4 ночи).

3. Работа с иллюстрациями.

– Обратите внимание на иллюстрации, которые нарисовал художник М.В.Добужинский. Почему они черно-белые?

(Ответы детей).

– А вот иллюстрации другого художника И.С.Глазунова. Посмотрите, как он изобразил это явление.

– Несколько слов об этих художниках.

4. Индивидуальное сообщение о художниках.

(Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов).

5. Тестирование.

– Чтобы закрепить полученные вами знания о произведении “Белые ночи” предлагаю вам ответить на вопросы теста. За это каждый из вас получит оценку.

(Учащиеся выполняют тест).

6. Демонстрация фильма.

– Чтобы ваше представление о Достоевском и его произведениях было более полным осмотрите, пожалуйста, на экран.

7. Рефлексия.

– На небольших листочках я попрошу вас кратко ответить на вопросы.

1. Урок понравился или не понравился. Почему?

2. Что нового я узнал сегодня на уроке?

3. Продолжу ли я изучение творчества Ф.М.Достоевского?

4. Как вы считаете, достигнуты ли цели в процессе урока?

8. Комментирование оценок.

– Сегодня все получат оценки за тест. Кроме этого, мне хотелось бы отметить работу учащихся, активно участвующих в процессе урока. Ребята, которые готовили сообщения, иллюстрации также получают положительную оценку.

9. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение “Мое открытие Ф.М.Достоевского”.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5