Метод проектов с применением новых информационных технологий на уроке английского языка

Разделы: Иностранные языки


В условиях информатизации системы образования в обучении английскому языку активно и успешно используются новые информационные технологии, которые позволяют значительно повысить эффективность этого процесса. В частности, применение новых информационных технологий обеспечивает возможность создания обучаемым условий для формирования и развития лингвистических и коммуникативных навыков, максимально учитывая их личностные потребности и особенности, успешно реализуя идеологию личностно-ориентированного образования. Однако, на современном этапе влияние информатизации на изменение целей и содержания среднего образования по иностранному языку ощущается в учебных заведениях довольно опосредовано. В значительной степени это касается и проектной деятельности с использованием НИТ.

Использование НИТ в обучении является новой педагогической технологией, которой нужно умело пользоваться во всем многообразии представляемых ею возможностей и которая позволяет как нельзя лучше реализовать на практике идею проектно-созидательного обучения, а не просто применять мультимедийные средства как более современный эквивалент "бумажных" источников.

Новая технология обучения с использованием НИТ позволяет значительно повысить степень осмысленности учебного материала, во-первых, за счет четкости, конкретности и минимальности постановки каждой проектной задачи, и, во-вторых, за счет использования не только абстрактных моделей, но и понятных каждому обучаемому наглядных зрительных образов. Введение в дидактические средства обучения английскому языку наглядных и, по возможности, хорошо знакомых зрительных образов значительно повышает степень осмысленности учебного материала.

Методически правильное использование НИТ позволяет изменить сам процесс обучения, заменив заучивание текста на познание в процессе реализации проекта. Такое познание направлено, прежде всего, на восприятие и осознание реального мира и является универсальным компонентом новой технологии обучения. Традиционно понимаемое овладение учебным материалом отходит на второй план. При этом, однако, не стоит впадать в другую крайность и сводить к минимуму, а часто и просто игнорировать некие фундаментальные основы, на которых базируется все дальнейшее развитие познания.

Оптимальный способ проектирования и организации образовательного процесса с использованием НИТ:

а) делает основной акцент на организацию различных видов деятельности обучаемого;

б) требует, чтобы учитель, выступающий в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, умел привлечь обучаемых к активной познавательной деятельности, а не транслировать учебную информацию;

в) использует учебную информацию как средство организации познавательной деятельности, а не как цель обучения;

г) дает возможность обучаемому выступать в качестве субъекта деятельности на ряду с учителями, при этом личностное развитие обучаемого выступает как одна из главных образовательных целей [2].

Основной целью использования НИТ для изучения английского языка является формирование у обучаемых иноязычной коммуникативной компетенции развития личности обучаемого, способного и желающего овладеть иностранным языком как средством общения и совершенствоваться в этой области [5].

Сформулированная цель является комплексной и включает в себя, по крайней мере, четыре компонента: практический, развивающий, воспитывающий, общеобразовательный.

Мультимедийные технологии открывают возможности преподавателям отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив им возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.

В настоящий момент в самом общем виде можно выделить три основных пути использования компьютеров в обучении английскому языку:

1. Использование уже готовых программных продуктов по изучению английского языка, поставляемых, преимущественно на компакт-дисках;

2. Использование программных продуктов, создаваемых непосредственно преподавателями;

3. Использование средств новых информационных технологий для изучения английского языка, в особенности углубленного или самостоятельного [1].

На сегодня предлагается огромное количество компьютерных программ изучения иностранных языков. Новые программы или свежие версии уже известных курсов, приобретя яркие краски и изощренные рисунки основываются не на доморощенных методиках, а на апробированных языковых курсах. Например, курсы "Английский. Путь к совершенству", "Мир Алисы" и другие. Эти курсы содержат диалоги и тексты с некоторым сюжетом, причем пользователь может формировать этот сюжет сам, имеется большой объем материала и постоянный контроль его усвоения. "Профессор Хиггинс. Английский без акцента!"- курс английского языка обучающий фонетике и грамматике. Система графического отображения звука на экране компьютера дает возможность обучаемому сравнить собственное произношение с эталоном не только на слух, но и визуально. Сочетание слухового восприятия образа со зрительным повышает эффективность обучения.

Также, при изучении английского языка важно овладение знаниями и выработка умений, доведенных до уровня автоматизма навыков. Это может быть достигнуто лишь многократным повторением. В этом случае компьютер может выступать в качестве бесконечно терпеливого репетитора, учитывая индивидуальные особенности обучаемого.

К тому же, ведущая роль коммуникативных функций языка неоспорима, так как все другие его функции ( выражение и формирование мысли, хранение информации и т.д.) теряют смысл, если нет объективной потребности в передаче любой информации, в общении. В этом случае сеть Интернет является уникальным средством, предоставляющим возможность общения, например, в режиме электронной почты или в режиме реального времени.

Очень эффективной может оказаться методика организации и проведения проектной деятельности с использованием НИТ.

Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. С одной стороны, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, с другой стороны, курс английского языка в любом типе образовательного учреждения ориентируется на формировании общей и коммуникативной компетенций [4]. При этом новые информационные технологии предлагают выгодные варианты представления творческих идей учителя, обучаемых и, конечно же, добавляют новые. Е.С.Полат рассматривает проектную методику как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта и определила основные требования к использованию метода проектов [6].

Как правило, в реальной практике приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов или практико-ориентированных и информационных. Каждый вид проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому учителю при разработке проекта следует внимательно изучить типологию проектов и иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

НИТ представляют новые возможности в организации моделей учебного взаимодействия:

А) модели общения (межперсональный обмен, письмо, глобальные (виртуальные) классы);

Б) модели сбора информации (отчет, анкета, архив);

В) проблемные проекты.

Методика организации и проведения проектной деятельности с использованием НИТ, включает в себя несколько этапов, и лишь последовательное их прохождение приводит к эффективности применения этих инноваций при осуществлении проектов по английскому языку [3].

К примеру, учащиеся нашей школы участвовали в проекте " Традиции и обычаи народов". К нам пришли письма из Америки и Великобритании . Переписка велась на английском языке. На первом этапе мы написали личные письма, в которых наши учащиеся рассказали о себе, своих семьях, друзьях, увлечениях. На втором этапе мы в своих письмах рассказали о русских традициях и обычаях. В ответ мы получили не менее интересные письма от американских школьников.

Письма из-за рубежа являются нужным дополнительным материалом при изучении английского языка. Систематическая работа с ними помогает в развитии навыков чтения и разговорной речи, способствует практическому овладению языком. Они расширяют кругозор учащихся и значительно повышают их интерес, мотивацию к изучению английского языка. Ученикам, участвующим в проекте, прививается культура общения. Происходит диалог двух культур. Работа над проектом способствует реальной самооценке собственных достоинств и недостатков.

Литература.

  1. Галиулина Т.Н. Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий. Сб.материалов Региональной научно- практической конференции " Английский язык в системе " Школа-вуз"- Новосибирск, 2003.
  2. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе.- 2003.- №5
  3. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся. // Иностранные языки в школе.- 2003.- №3
  4. Кочетурова Н.А. Метод проектов в обучении иностранному языку. Сб.материалов Региональной научно- практической конференции " Английский язык в системе " Школа-вуз"- Новосибирск, 2003.
  5. Нелунов А.И. Нелунова Е.Д. Личностно-ориентированное обучение иностранному языку на основе информационных технологий // Информатизация образования.-2000.-№ 9
  6. Новые педагогические и информатизационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед.вузов и системы повышен. Квалиф.пед.кадров / Под ред. Е.С. Полат.- М.: Издательский центр " Академия", 2001.