Прграмма помощи в адаптации первокурсникам ГОУ НПО ЯНАО "НУрПУ"

Разделы: Администрирование школы


В процессе развития личности будущего специалиста особую роль играет начальный этап обучения в профессиональном училище. Сложность его заключается в том, что при переходе от общего к профессиональному образованию у студентов происходит смена социального окружения, приобретаются новые способы познавательной деятельности, формируются новые формы межличностных отношений. И потому чем успешнее пройдет адаптация первокурсников к обучению в профтехучилище, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация.

Современный словарь по психологии определяет понятие “адаптация – это приспособление строения и функций организма … к условиям окружающей среды”.

Социологическое исследование, проведенное в Новоуренгойском профтехучилище показало, что из года в год возрастает количество абитуриентов с ослабленным здоровьем, неуравновешенной психикой, отсутствием положительной мотивацией к обучению, некоторые из абитуриентов не имеют представлений о выбранной ими профессии. В то же время государственные общеобразовательные стандарты устанавливают все более высокие требования к качеству обученности будущего специалиста.

Перед преподавателями профтехучилища стоят непростые задачи:

- создать психолого-педагогические условия для ускорения процессов адаптации первокурсников к обучению в профтехучилище,

- вести работу по сохранению контингента обучающихся в профтехучилище,

- изучить личностный адаптационный потенциал первокурсников.

В результате своих действий:

- подготовить высококвалифицированных специалистов, удовлетворяющих требованиям рынка труда, способных решать нестандартные задачи, искать и находить нетрадиционные подходы в решениях;

- создать условия, стимул для продолжения обучения в высших учебных заведениях учащихся с высокой мотивацией к обучению.

Для учащихся ПТУ это означает способность соответствовать требованиям и нормам учебного заведения, а также способность развиваться в новой для себя среде, реализовать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие.

С целью эффективного решения данных задач, творческой группой преподавателей училища, в которую вошли: классные руководители, мастера производственного обучения, учителя-предметники, социально-психологическая служба, родители, администрация, была разработана “Программа помощи в адаптации первокурсникам ГОУ НПО ЯНАО “НУрПУ”.

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования и развития морально-психологических, деловых и профессиональных качеств будущего специалиста.

В данной программе можно выделить три этапа:

- психологический (октябрь-ноябрь);

- социальный (ноябрь-январь);

- профессиональный (февраль-апрель).

Коллективная деятельность по адаптации первокурсников на первом этапе:

Исполнители Содержание деятельности Сроки
Классные руководители, мастера производственного обучения Ознакомление учащихся с едиными требованиями в училище октябрь
Помощь учащимся по ориентированию в расписании. Расположении кабинетов, столовой, раздевалки октябрь
Контроль за соблюдением единых требований постоянно
Изучение личных дел учащихся октябрь
Изучение медицинских карт учащихся октябрь
Классные часы знакомства октябрь
Встречи в неформальной обстановке (день здоровья) октябрь
Выявление индивидуальных особенностей, склонностей интересов учащихся, наметившихся проблем октябрь- ноябрь
Индивидуальные беседы с учащимися октябрь
Индивидуальные беседы с родителями октябрь
Анкетирование родителей и учащихся октябрь
Посещение уроков октябрь-ноябрь
Координация взаимодействия всех участников образовательного процесса. Своевременное оперативное информирование администрации, родителей о возникающих проблемах октябрь-ноябрь
Учителя-предметники Взаимодействие с классными руководителями, мастерами производственного обучения по информированию об индивидуальных особенностях, успехах и проблемах учащихся октябрь-ноябрь
Индивидуальные консультации. Акцентирование внимания на соблюдение единых требований к учебной деятельности октябрь-ноябрь
Зам.директора по УВР, по НМР, по воспитательной работе, методист Посещение уроков. Изучение особенностей и возможностей учащихся во время работы на уроке октябрь-ноябрь
Выработка рекомендаций по совершенствованию учебной деятельности первокурсников ноябрь
Разработка рекомендаций по проведению родительских собраний ноябрь
Разработка диагностики для отслеживания прохождения адаптации ноябрь
Разработка рекомендаций по применению технологий и методик, обеспечивающих эффективность учебной деятельности первокурсников ноябрь
Социально-психологическая служба Вооружение педагогического коллектива знаниями возрастной психологии октябрь
Индивидуальные консультации ноябрь
Диагностика индивидуальных особенностей ребенка ноябрь
Подготовка лекций и консультаций для родителей ноябрь

Таким образом, на первом этапе выделились и реализовывались задачи для:

Педагогического коллектива Первокурсников
Сбор и обработка информации о студентах первого курса Формирование новых установок и навыков поведения
Первичное проведение психолого-педагогической диагностики, внимательное изучение личностных особенностей каждого учащегося Адаптация первокурсников к новой группе
Создание благоприятного психологического климата для адаптации первокурсников Изменение имеющегося стереотипа к учебной деятельности

Коллективная деятельность по адаптации первокурсников на втором этапе:

Исполнители Содержание деятельности Сроки
Классные руководители, мастера производственного обучения Контроль за соблюдением единых требований постоянно
Классные часы еженедельно
Индивидуальные беседы с учащимися постоянно
Индивидуальные беседы с родителями ноябрь-январь
Координация взаимодействия всех участников образовательного процесса. Своевременное оперативное информирование администрации, родителей о возникающих проблемах постоянно
Учителя-предметники Взаимодействие с классными руководителями, мастерами производственного обучения по информированию об индивидуальных особенностях, успехах и проблемах учащихся постоянно
Индивидуальные консультации. еженедельно
Зам.директора по УВР, по УМР, по воспитательной работе, методист Посещение уроков. Изучение особенностей и возможностей учащихся во время работы на уроке по графику
Индивидуальные консультации с классными руководителями первого курса, мастерами производственного обучения ежемесячно
Проведение родительских собраний раз в квартал
Индивидуальные консультации ноябрь-январь
Оказание помощи в проведении лекций и консультации для родителей ноябрь-январь

Таким образом, на втором этапе выделились задачи для:

Педагогического коллектива Первокурсников
Создание условий для принятия социально-ролевого статуса “первокурсник” Осознанное принятие социального статуса “первокурсник”
Формирование взаимоотношений: педагог – первокурсник - родители Сплоченность, способность строить межличностные отношения

Коллективная деятельность по адаптации первокурсников на третьем этапе:

Исполнители Содержание деятельности Сроки
Классные руководители, мастера производственного обучения Контроль за соблюдением единых требований постоянно
Классные часы еженедельно
Создание базы данных первокурсников январь
Учителя-предметники Индивидуальные консультации с учетом разных категорий учащихся. ноябрь-апрель
Зам.директора по УВР, по УМР, по воспитательной работе, методист Посещение уроков. Изучение особенностей и возможностей учащихся во время работы на уроке по графику
Создание пакета документов по адаптации первокурсников март
Социально-психологическая служба Анализ каждого адаптационного периода февраль
Выработка рекомендаций по дальнейшей учебно-воспитательной работе с первокурсниками март

На третьем этапе выделились задачи для:

Педагогического коллектива Первокурсников
Формирование положительного отношения к выбранной специальности самооценка профессионального выбора
Способствовать интеграции групп первокурсников и объединение этих групп с обучающимися других курсов училища Сформированность отношений: преподаватель – обучающийся – одногруппник – родитель

Итак, в целях ускорения и усовершенствования адаптации первокурсников к обучению в профтехучилище необходимо:

- создавать условия для познавательно-информационного приспособления первокурсников к новому окружению, структуре профтехобразования, содержанию обучения в ней, ее требованиям, своим обязанностям;

- формировать осознанное положительное отношение в выбранной специальности;

- способствовать процессам внутренней интеграции групп первокурсников и объединению этих групп с обучающимися других курсов училища;

- готовить учащихся к новым формам и методам учебной работы в профтехучилище.