Модульный урок с использованием информационно-аналитических методик

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Используемые технологии и методики: модульная и традиционная технологии; информационно-аналитические методики (кластеры, «тонкие» и «толстые» вопросы, таблицы, ключевые слова).

Цели урока:

Обучающий аспект:

  1. Формирование СУН:
    • сформировать понятие «формообразующие частицы» на этапе усвоения новых знаний (УЭ 6);
    • сформировать умение отличать частицы от других частей речи на этапе подготовки к активной учебно-познавательной деятельности (УЭ 4);
    • сформировать умение различать значения частиц на этапе подготовки к активной учебно-познавательной деятельности (УЭ5);
  2. Развитие СУН:
    • развить умение различать виды предложений по цели высказывания на этапе первичной проверки новых знаний (УЭ 7);
    • закрепить умение образовывать условное и повелительное наклонения глагола на этапе первичной проверки усвоения новых знаний (УЭ 7) и на этапе первичного закрепления знаний (УЭ 8);
    • закрепить умение расставлять знаки препинания при обращении на этапе первичного закрепления новых знаний (УЭ 8);
    • закрепить умение классифицировать орфограммы по видам на этапе проверки выполнения домашнего задания (УЭ 2);
    • закрепить знания о частицах на этапе подготовки к активной учебно-познавательной деятельности (УЭ 3).
  3. развитие ОУУН:
    • развивать учебно-информационные умения и навыки (умение работать с текстом учебника на этапе усвоения новых знаний);
    • развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (умение самостоятельно выполнять упражнения на всех этапах урока, умение осуществлять самоконтроль на этапах организации начала занятия, проверки выполнения домашнего задания и подготовки к активной учебно-познавательной деятельности, первичной проверки усвоения новых знаний, контроля и самопроверки знаний; взаимоконтроль на этапе подготовки к активной учебно-познавательной деятельности);
    • развивать учебно-организационные умения и навыки (умение рационально планировать свою деятельность на этапе подготовки к активной учебно-познавательной деятельности (УЭ 5).

Воспитывающий аспект:

  1. Отношение к другим:
    • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при совместной работе, взаимопомощь на этапе подготовки к активной учебно-познавательной деятельности;
  2. Отношение к себе:
    • воспитывать умение выполнять упражнения строго по алгоритму на всех этапах урока;
    • воспитывать требовательность к себе и другим на всех этапах урока;
  3. Отношение к обществу, коллективу:
    • воспитывать умение слушать и говорить на этапах проверки выполнения домашнего задания, усвоения новых знаний, подведения итогов урока, рефлексии.

Развивающий аспект:

  1. Развитие речи:
    • развитие речи при написании сочинения на этапе первичного закрепления знаний;
    • развитие общеучебных умений и навыков (самостоятельности, рационального планирования своей деятельности), осуществление контроля и самоконтроля на разных этапах урока);
    • развитие устной и письменной речи на всех этапах урока;
  2. Развитие сенсорной сферы:
    • развитие зрительного анализатора на всех этапах урока;
  3. Развитие двигательной сферы:
    • развитие двигательной моторики мышц руки при работе с таблицами на этапе проверки домашнего задания;
    • развитие двигательной сферы во время взаимопроверки на этапе подготовки к активной учебно-познавательной деятельности;
  4. Развитие мышления:
    • развитие понятийной формы мышления (понятия «формообразующие частицы») на этапе усвоения и закрепления новых знаний;
    • развитие логического мышления на этапе подготовки к активной учебно-познавательной деятельности (УЭ 5).

Интегрирующие цели урока:

  • изучить теоретические сведения о частицах и их правописании;
  • уметь применять знания на практике.

Ход урока

(Ход урока представлен в виде презентации см. Приложение 1).

Слайд № 8

Организация начала занятия, подготовка к учебно-познавательной деятельности. Знакомство с правилами заполнения итоговой таблицы:

Фамилия _________________________ Имя ____________________

УЭ 2

УЭ 4

УЭ 5

УЭ 7

УЭ 9

Итог

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

Слайды № 9, 10

Проверка выполнения домашнего задания и подготовка к активной учебно-познавательной деятельности с использованием эталонов к УЭ 2, УЭ 4, УЭ5. В УЭ 5 включены разноуровневые задания, выделенные *.

Эталон к УЭ 2 (упр. №359)

Перечень правил

Примеры

1. Нахождение в тексте частиц.

же, не

2. Орфограммы в глаголе:

 

а) правописание суффиксов глаголов;

показывали – показываю

не мог не остановиться

б) написание НЕ с глаголами.

не полюбоваться
не любит

3. Правописание НЕ с различными частями речи.

небольшой вал (маленький)

необъятных просторах (не употребляется без НЕ)

не хранимые никем

4. Правописание чередующихся гласных в корне.

блистательно

5. Правописание также – так же.

также (= и)

6. Правописание Н, НН в суффиксах прилагательных.

в серебряном блеске

7. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- .

прекрасна (= очень)

8. Постановка запятой

а) в сложном предложении с союзом И;

б) обособление причастного оборота

а) Один только месяц всё также блистательно и чудно плыл в необъятных просторах роскошного украинского неба, и прекрасна была земля в дивном серебряном блеске.

б) Первый, кто попался им навстречу, это был запорожец, спавший на самой середине дороги, раскинув руки и ноги.

Небольшой вал и засека, не хранимые решительно никем, показывали страшную беспечность.

Эталон к УЭ 4

  1. Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. (С.Маршак).
  2. Что бы нам придумать к дискотеке, чтобы всем было весело?
  3. Всем хотелось, чтобы поскорее наступили каникулы.

Эталон к УЭ 5

И глагол и частица: давай.

И союз, и частица: а, что.

И наречие, и частица: уже, прямо, едва, точно, даже, просто.

И местоимение, и частица: то, это.

И союз, и наречие: как.

И предлог, и деепричастие: благодаря, исключая.

Слайд № 11

Усвоение новых знаний. Использование кластеров, «тонких» и «толстых вопросов».

Слайд № 12

Первичная проверка усвоения новых знаний. Первичное закрепление знаний с использованием эталона к УЭ 7. В УЭ 7 включены разноуровневые задания, выделенные *.

Эталон к УЭ 7

  1. Ребята, давайте отправимся в поход всем классом. (Побудительное предложение).
  2. Пусть мальчики захватят с собой фотоаппарат, мячи. (Побудительное предложение).
  3. Пускай девочки позаботятся о походной аптечке. (Побудительное предложение).

Слайд № 13

Контроль и самопроверка с использованием эталона к УЭ 9.

Эталон к УЭ 9 (упр.№363)

  1. Давай же помянем о нём теперь с тобой вдвоём. (К.Симонов). - Давай-ка мне скорее эту книгу.
  2. Пускай доводит дело до конца по всем статьям, не пожалев усердья. (К.Симонов). – Пускай змея: ветер усилился.
  3. Да здравствует солнце! Да скроется тьма. (А.Пушкин).

Светит, да не греет. (Пословица).

Слайд 14

Подведение итогов урока, рефлексия, заполнение итоговой таблицы.

Слайд 15

Информация о домашнем задании.