Урок в 9-м классе "Понятие бессоюзного сложного предложения"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • сформировать общее представление о бессоюзном сложном предложении;
  • определять роль интонации при произнесении бессоюзных сложных предложений;
  • познакомиться с группами бессоюзных сложных предложений по значению;
  • учить правильно расставлять знаки препинания в соответствии со значением каждого конкретного сложного бессоюзного предложения;
  • отрабатывать умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные правила.

Задача: добиться понимания учащимися особенностей бессоюзного сложного предложения (по сравнению с предложениями сложносочиненными и сложноподчиненными).

Ход урока

I. Словарная работа.

– Индивид. ЗСП-9 на доске с объяснением.

– Объяснить орфограммы. Выполнить разбор слов, обозначенных цифрами (индивидуально).

Шёл медленно, лакировано блестела, задумчивые ели, с убегающей дороги, не отрывая серьёзных лиц, несколько раз, заставило сблизиться, известный писатель, интересное сочинение, в результате происшествия2, о происхождении названий, изучена достаточно, красиво написанная3, прожили на территории, расположены к северо-западу.

II. Синтаксический разбор (на доске).

– По вариантам разобрать предложения, составить схемы, характеристика.

1 в. В окрестностях Тарусы Паустовский нашел то, что он любил больше всего, к чему он тянулся душой.

2 в. Слышится иногда, как густым басом гудит, пролетая где-то очень близко, невидимый жук и как он сразу умолкает.

III. Новый материал.

1. Анализ предложения.

На некрашеном деревянном столе были расставлены жестяные кружки, в центре стоял чугунок с разваренной картошкой.

– Определить тип сложного предложения. Почему так решили? Какова интонация этого предложения?

2. Работа с учебником, стр. 131.

– Какие предложения называются СБП? Отношения между частями СБП?

3. Анализ примеров.

Заготовка для упражнения на интерактивной доске.

  1. Весна затягивалась, а именно: то теплело, то ударял мороз.
  2. Стоило вглядеться в эту картину, потому что в ней открывалось столько таинственного и бесконечного.
  3. Я посмотрел назад и увидел, что то был мой старый приятель и товарищ.

Работа учащихся на интерактивной доске:

– Определите вид придаточного, задав вопрос от главного предложения. А можно ли исключить из предложения союз?

– Электронным маркером вытащите из предложения союз. Изменился ли смысл предложения? В таких случаях на месте запятой ставится двоеточие.

(Аналогичная работа с двумя оставшимися предложениями).

– Получится сложное бессоюзное, в котором ставится двоеточие.

– В тетрадь для таблиц внесем схему со стр. 132.

Заготовка для упражнения на интерактивной доске.

  1. Когда настанет вечер, загорятся на небе звёзды.
  2. Если май холодный, год хлебородный.
  3. Чин следовал ему, а он службу вдруг оставил.
  4. Костров нельзя было разводить, так что легли спать не раздеваясь.

Работа учащихся на интерактивной доске:

– Тип придаточного, задавайте вопросы от главного предложения. Уберите союзы, определите значение второго предложения. Изменилось ли оно?

– Вместо запятой ставим тире.

– В таких случаях ставится тире.

– На стр. 132 найдите схему.

4. Упр. 215 (устно).

– Объяснить условия постановки знаков препинания в СБП.

IV. Итоги, д/з.

Упр. 216 (2 устно, 3 письменно).