Об информации и ее истории

Разделы: Информатика


В информатике под работой с информацией подразумевают: производство, поиск, обработку, хранение и передачу информации. Строгого определения информации не существует. Некоторые авторы под информацией предлагают понимать набор сведений о свойствах объекта или процесса и считают, что человек получает информацию из сообщений тогда, когда заключенные в нем сведения являются для него новыми (т.е. пополняют знания) и понятными. Таким образом, новые сведения должны быть логически связаны с уже имеющимися знаниями. Осознанная информация становится знанием, которое позволяет много раз использовать информацию, полученную только один раз.

Слово «информация» вошло в русский язык в Петровскую эпоху (от лат. informatio через польское informacja, возможно также посредство фр. и нем.). Впервые фиксируется в «Духовном регламенте» 1721 года в значении "представление, понятие о чем-либо". В европейских языках оно закрепилось раньше – около XIV века.

Понятие информации появилось давно, однако сама информация, как явление, намного старше. Можно считать, что первыми носителями информации были на Земле первые молекулы ДНК. Ничтожного размера мозги гигантских ящеров обрабатывали некоторую информацию об окружающем мире, а нечленораздельные крики всевозможных созданий в древних лесах были примитивными сигнальными системами.

Членораздельной речью обладал и обладает только человек. Первоначально речь использовалась для передачи все той же информации, только более интеллектуальной. Например, о том, что в лесу совсем недалеко имеются заросли чего-то съедобного. Или о том, что враги вот-вот нападут и надо прятаться или хвататься за каменные топоры. Дальнейшее развитие применений речи появилось позже.

Время шло. Натуральное хозяйство исчезло, появились ремесла, а с ними сначала меновая торговля, а потом и деньги. С появлением первых базаров в мир пришло и другое хорошо всем сейчас известное явление – реклама. Это сочетание истинной информации с не совсем правдивыми утверждениями («лучший товар на всем базаре», «купи – не пожалеешь» и т.п.) и откровенной ложью («целебный напиток – мертвого поднимет»). Успешность рекламы зависела не только от ее содержания, а от того, сколько потенциальных покупателей ее услышат. Соответственно продавцы на древнем базаре старались друг друга перекричать, нанимали целые толпы зазывал с единственной целью – донести информацию до получателя независимо от его воли. Если верить историкам, то к средневековью относятся и первые в истории ограничения на рекламу. Помимо прочего, цеховые законы средневековых городов запрещали членам цеха переманивать друг у друга покупателей.

Вместе с тем, развивалась и информация в ее классическом смысле, информация как отражение реальности, информация, позволяющая принимать решения, выбирать стратегии и строить планы на будущее. Для получения информации военачальники и правители снаряжали разведчиков и щедро награждали доносчиков. «Кто владеет информацией – тот владеет миром». А власть над миром стоит денег. Отсюда получилась информация как объект купли-продажи, информация как товар.

Подлинную революцию в области информации произвело изобретение бумаги – дешевого общедоступного носителя, сделавшего возможным первые средства массовой информации (если не считать, конечно, средневековых глашатаев, а также устную «молву»). Появились и общедоступные книги.

Позднее, во второй половине XVIII века, в большинстве стран появилась государственная почта, как замена дорогостоящих гонцов. Сначала письма везде доставлялись за счет получателя, то есть услуги почты оплачивал получатель при получении послания. В середине XIX века в Англии была напечатана первая в мире почтовая марка (знаменитая «Черная пенни»). Именно «Черная пенни» положила начало принятой ныне практике, когда в большинстве случаев почтовое отправление оплачивает отправитель, а не получатель. Это сделало возможным появление такой привычной ныне вещи, как почтовый ящик – ведь теперь, когда почтальону не нужно было взимать плату, доставка почты вполне могла обходиться без непосредственного участия получателя. В свою очередь, почтовые ящики вызвали к жизни то, что сейчас известно под именем junk mail – поток рекламных материалов, которые владелец почтового ящика вынужден выгребать, утешаясь тем, что за это с него хоть денег не берут.

Затем произошло появление сначала телеграфа, потом телефона и становление мировых телеграфных и телефонных сетей связи, и, наконец, появление радио и телевидения. Обмен информацией становился все более удобным и быстрым. Люди оказались свидетелями новой информационной революции, вызванной на этот раз появлением вначале компьютеров, затем – компьютерных сетей и Internet.

Бурное развитие информационных технологий привело к тому, что, начиная со второй половины 70-х годов, они начинают играть качественно новую роль в экономической и социальной жизни индустриально развитых стран. Информация и знания становятся основным продуктом производства и потребления. Возникает понятие информационного общества, которое используется для описания нового общественного строя. Происходит изменение мотивации человеческой деятельности: труд вытесняется творчеством. На первый план в этом обществе выходят такие проблемы, как информационное неравенство (конфликт между постиндустриальными и индустриальными обществами и расслоение общества по критерию доступа к информации и технологиям), информационная перегрузка (психические и физические расстройства, вызываемые избыточным количеством получаемой информации), защита интеллектуальной собственности, электронная слежка и шпионаж и т.д.

Информация и ее свойства являются объектом исследования целого ряда научных дисциплин, таких как теория информации, кибернетика, семиотика, теория массовой коммуникации, информатики, соционики, информодинамики и т.д.

Мы прибываем в информационном поле каждый момент своей жизни и постоянно решаем задачи по обработке информации. Количество производимой и потребляемой информации в современном мире растет стремительно. Сегодня за день человек получает больше информации, чем совсем еще недавно за всю свою жизнь. Производителям компьютерного обеспечения приходится вводить новую единицу хранения информации – петабайт (1024 терабайт).

Предлагаю также тестовую контрольную работу для учащихся 8 класса по теме «Информация и информационные процессы» (приложение 1), созданную с помощью генератора тестов «Генератор тестов v1.1 © 2004 г.»

Литература:

  1. Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А. Общая информатика. 5-9 класс. Москва, АСТпресс, 1999 г.
  2. Андрей Столяров. Информационное общество будущего и современность… (http://www.provider.net.ru/article.04.php)
  3. Евгений Горный. История информации в кратком изложении. – Русский журнал, 30.08.2001 http://www.zhurnal.ru/staff/gorny/texts/information.html
  4. Н.И.Михайлова. «Генератор тестов v1.1©2004 г.» http://mih.ru/old/test/