Музыкальная гостиная для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на тему "Детский альбом" П.И. Чайковского

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Цель: формирование благоприятной психологической среды для обучения навыкам слушания классической музыки

Задачи:

  1. познакомить с музыкальным и образным строем фортепианных пьес П.И. Чайковского из цикла «Детский альбом»: «Зимнее утро», «Утренняя молитва», «Мама», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Вальс», «Камаринская», «Полька»;
  2. создать условия для самовыражения детей, актуализации их личностных качеств;
  3. воспитание желания и потребности музыкальной классики.

Оборудование: Рояль, иллюстрации к детскому альбому, сказки Г.Х. Андерсена, самодельные детские музыкальные инструменты 

Здравствуйте! Сегодня мы пригласили вас на встречу с творчеством великого русского композитора П.И. Чайковского. Книга, которую он написал для детей, так и называется «Детский альбом». Это маленькие музыкальные картинки, которые рассказывают о жизни детей, живших очень давно, когда еще не было ни электричества, ни радио, ни телевидения. Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах, а мальчики играли не с роботами, а с деревянными лошадками. П.И. Чайковский жил в те далекие времена. Эти музыкальные пьесы он сочинил для своего племянника Володи Давыдова. открываем «Детский альбом».

Со звуками этой музыки мы перенесемся в те далекие времена и заглянем в дом Володи Давыдова. Дом большой, красивый. Топится камин, вкусно пахнет пирогами. Все готовятся к приему гостей – ведь скоро новый год. В доме уютно, тепло, а за окном снежное, вьюжное зимнее утро. Метет метелица, и летит снег.

Звучит пьеса «Зимнее утро».

Первая пьеса альбома называется «Утренняя молитва».

Ребята, вы знаете, что такое молитва? Кто мне ответит на этот вопрос? (Да, это разговор с Богом).

А как вы думаете, молитва должна быть какой? (доверительной, чистосердечной, чистой)

О чем человек разговаривает с Богом?

Делает ли молитва человека лучше?

Чего можно просить Бога во время молитвы? (здоровья близким, хороших отношений с друзьями, взаимопонимания, мудрости и т.д.)

Молитва, соединенная с верой, обязательно будет услышана.

А почему музыкальная пьеса называется «Утренняя молитва»? (Правильно, в 19 веке все русские люди – и дети, и взрослые – читали молитву утром и на ночь. А теперь сядьте поудобнее и приготовьтесь очень внимательно слушать «Утреннюю молитву» П.И. Чайковского.

Звучит «Утренняя молитва» П.И. Чайковского

Поблагодарим за прослушивание.

Я хочу задать вопрос мальчикам.

В какие игрушки вы любите играть?

Поднимите руку те, у кого дома есть солдатики.

Из чего сделаны солдатики?

Что умеют делать ваши солдатики?

Как называется сказка, отрывок из которой я вам сейчас прочитаю? (звучит фрагмент сказки Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Сейчас мы с вами постараемся представить как маршируют ваши солдатики под музыку П.И. Чайковского, как они высоко поднимают ногу, четко выполняют приказы командира, как слушают сигналы барабана.

Звучит «Марш деревянных солдатиков»

После прослушивания. Какими вы будете, когда вырастете и станете взрослыми? (сильными, храбрыми, отважными).

Я думаю, девочкам тоже есть, что рассказать о своих игрушках.

В какие игрушки вы играли, когда были маленькими? (куклы)

Как вы обращаетесь к вашим куклам?

Вы сами даете им имена или нет?

Кем является для вас кукла?

Вы, наверное, как настоящая мама переживаете за них, когда у них поднимается температура, поднимается кашель, краснеет горло. Представьте себе, что ваша любимая кукла заболела.

Звучит «Болезнь куклы»

Какие чувства вы испытывали, слушая эту музыку и переживая ее? (волнение, сострадание, печаль).

П.И. Чайковский написал музыкальную пьесу, посвященную маме. Все мамы заботятся о своих детях, радуются их успехам и переживают, когда дети не стараются, капризничают и вредничают. А как зовут детей кошки, собаки, свиньи, лошади, курицы, скворца, синицы, кукушки. Сейчас вы послушаете пьесу о маме, а потом расскажите о своей маме: как ее зовут, как она выглядит, что любит, какой у нее голос, где она работает и т.д.

Звучит пьеса «Мама»

Рассказы детей о маме.

Ребята, помните в сказке «Золушка» сцену бала? Принц танцевал только с Золушкой, придворные не сводили с нее восхищенных глаз. А бедняжка трепетала от счастья и страха одновременно.

Ребята, чего она боялась? (что она будет разоблачена)

А сейчас мы послушаем волшебную музыку вальса.

Звучит пьеса «Вальс»

Ребята, а кто был на балу у короля? А вы видели фильм «Золушка»?

Отгадайте загадку:

«Хочу загадать вам
Кто это такой,
Кто страшный над лесом
Летает с метлой?»

В каких русских народных сказках появляется этот персонаж?

Сейчас вы будете отгадывать музыкальные загадки. Я знаю, что вы внимательные слушатели и сразу догадаетесь, кого нарисовал в музыке композитор: страшную косматую Бабу-ягу или чистую светлую героиню русских народных сказок «Аленушку». Ваша задача дослушать два произведения от начала до конца.

Звучат пьесы «Баба-яга» и «Сладкая греза»

Какой музыкальный герой вам ближе – первый или второй?

И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.

Сейчас прозвучит русская народная песня «Камаринская». Она такая веселая и озорная, что ноги сами идут в пляс. Сейчас вы будете слушать музыку и повторять за мной движения, будем танцевать сидя.

Звучит пьеса «Камаринская»

Может песней-полусказкой
Нас шутя развеселить,
И рассыпаться вдруг пляской,
В хороводе закружить.

Танец на музыку пьесы «Полька».

Ребята, перед вами на столах лежат листы бумаги и фломастеры. Нарисуйте музыкальные страницы, которые запомнились вам больше всего.