Программа курса "Омский Христо-Рождественский кафедральный собор в исследовательской деятельности обучающихся"

Разделы: Общепедагогические технологии


Современное общество, с одной стороны, устремлено в мир открытия и внедрения инновационных технологий во всех областях человеческого знания, с другой стороны, характеризуется обострением религиозно-мистических чувств.

Спокойное и уравновешенное в ходе тысячелетий течение внутренней, духовной и молитвенной жизни Церкви, не подверженной, как все земное, потрясениям и колебаниям, привлекает к ней представителей всех поколений ищущих стабильности и нравственности в этом зыбком мире.

Современные российские школьники, кто еще не забыл о своих христианских корнях, кто чтит память боголюбивых предков, кто хочет понять духовную историю своего земного Отечества, обращаясь к изучению основ православной культуры посредством исследовательской деятельности, ориентированы на путь своего духовного восхождения.

В связи с этим обращение к православному наследию своего народа, своей семьи, расширяющего спектр нравственно – познавательных тем в исследовании вопросов развития духовной культуры, в том числе и на территории родного города, становится актуальным в педагогической практике.

Знакомство с православными традициями посредством исследовательской деятельности обучающихся через обращение к изучению Христо-Рождественского кафедрального собора как духовного центра, находящегося в непосредственной близости от среды обитания обучающихся гимназии № 150 города Омска – одна из основополагающих целей программы курса.

Учитывая особенности воздействия духовной культуры на развивающуюся личность обучаемого, основные задачи программы определяются как:

  • воспитание неотчужденного отношения к своему Отечеству, к своей семье через осмысление приобретенного личностного духовного опыта;
  • развитие аналитического мышления обучаемых посредством творческой и поисковой деятельности;
  • формирование социокультурных компетенций как необходимых личностных качеств выпускника образовательного учреждения.

Методологической основой разработанного курса являются:

– Закон Божий для семьи и школы. /Сост. Прот.Серафим Слободской. – М.: Издательский Совет русской Православной Церкви, 2008. – 672 с., илл.;
– конференции, обучающие семинары Приложение 1
Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н. Реализация компетентностного подхода в обучении: Учебное пособие. Омск: БОУ “РИАЦ”. – 2009. – 46 с.;
Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Дмитрий Иванов.– М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Воспитание. Образование. Педагогика. Вып.6 (12)).

Программа курса “Омский Христо-Рождественский кафедральный собор в исследовательской деятельности обучающихся” раскрывает содержание:

– основные понятия православного учения;
– православные календарные праздники;
– омские православные храмы;
– хоровая музыка в храме;
– православная тема в творчестве омских художников;
– технология исследовательской деятельности обучающихся.

Чтение духовной литературы, участие в конференциях и семинарах духовно – нравственного направления, участие в общественной молитве направляют к вдумчивому и осознанному восприятию православных традиций. Приложение 2

Изучено и проанализировано множество программ, направленных на формирование духовно – нравственной компетенции подрастающего поколения, в их ряду такие программы, как:

– Камкин А.В.– М.: Истоки, 2003.– 125, [2] с: ил. – (Социокультурные истоки)

http//www. gnpbu.ru/cgi-bin/irbis64r-71/

– Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступени образования.– Изд. 3-е, испр. и доп.– М., 2005

– Православная культура Омского Прииртышья. [Текст]: учебное пособие в 2 ч.– Омск: ГОУДПО “ИРООО”, 2006. – Ч. 1. – 146 с.; Ч. 2. – 186 с.

Формирование и реализация Программы курса “Омский Христо-Рождественский кафедральный собор в исследовательской деятельности обучающихся” – обобщение педагогического опыта и осознанный ответ современного молодого поколения России, юных омичей, обучающихся гимназии № 150 города Омска, на противоречивые вызовы и катаклизмы современного времени.

Реализация данной программы возможна при ведении регионального компонента “Историко – культурное наследие народов Омского Прииртышья” в 5–9-х классах и в качестве спецкурсов в 10–11-х классах общеобразовательных школ и гимназий, а также во внеучебное время в рамках осуществления Программы “Одаренные дети”.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают выявить формы личностного участия в процессе собирания и сохранения православных традиций своего народа, своей семьи, сформировать понимание основополагающей роли духовной культуры в формировании нравственных качеств личности на современном этапе.

С целью накопления опыта творческого общения планирование уроков и внеклассной деятельности предполагает разнообразные формы их проведения:

  • беседы, лекции, семинары;
  • прогулки, поездки по святым местам города Омска и омского Прииртышья;
  • посещение омских иконописных мастерских Омско – Тарской епархии;
  • посещение омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

выставки: “Библейские сюжеты в изобразительном искусстве”, “Икона в собрании музея”;

– спектакли театра живописи:

“Сын человеческий…” (Монолог в двух частях: “Иерусалим”, “Снятие с креста”);  “Храм. Успенский собор”;

– абонементные циклы:

“Колокольный звон над городом”, “Уцелевшие и возрожденные храмы и часовни Омска”, “Культура и религия”;

– пешеходные и автобусные экскурсии по городу:

“Успенский собор: история и архитектура”, “От Воскресенского собора до Успенского”, “Храмы Омска”, “Омск в панораме веков (обзорная экскурсия по городу)”;

  • посещение областной библиотеки им. А.С. Пушкина:

– поиск источников исследования;

– выставки “Православный Омск”;

  • проведение экскурсии по омскому Христо – Рождественскому кафедральному собору, а также использование новых технологий обучения, в частности, технологии критического мышления, контекстного обучения, кейса и обязательного ведения собственного портфолио каждым учеником.

Выполнение обучающимися заданий творческого и поискового, аналитического и проблемного характера способствует формированию навыков научно – исследовательской деятельности, результатом которых является участие в творческих фестивалях, научно-практических конференциях, публицистической деятельности по следующим темам:

  • – “Архитектурная повесть временных лет”
  • – “Роль музейной педагогики в нравственном воспитании личности: на примере музея “Либеров –центр”
  • – “Все начинается в детстве”
  • – “Мой православный дневник – носитель живой святыни”
  • – “Православный мотив в творчестве омского художника Л.Г. Медведева”
  • – “Православная тема в творчестве омского художника Г.С. Катилло-Ратмирова”
  • – “Митрофорный протоиерей – мой прадедушка”
  • – “История Омска. Христо-Рождественский собор”
  • – “История Омска. Свято – Никольский казачий собор”
  • – “Христо-Рождественский собор в моей жизни”
  • – “Христо-Рождественский собор – в моей семье”
  • – “Омский Христо-Рождественский кафедральный собор – моя духовная книга”
  • – “Христо-Рождественский собор – духовная святыня города Омска”
  • – “Духовные чтения в моей семье”
  • – “Почему я обратилась к Богоматери “Троеручица”
  • – “Икона Богоматери “Троеручица” в омском Христо-Рождественском соборе”
  • – “Икона Богоматери “Почаевская” в омском Христо-Рождественском соборе”
  • – “Почему я изучаю омский Христо-Рождественский собор”
  • – “Омский Христо-Рождественский кафедральный собор открывает духовные страницы для каждого из нас”.

В связи с тем, что в практике современной школы количество часов на искусство вариативно, программа курса “Омский Христо – Рождественский кафедральный собор в исследовательской деятельности обучающихся” позволяет углубление темы в зависимости от конкретных условий.

Перспективность и практическая значимость обращения к вопросам изучения православной культуры проявляется в возможности в процессе совместного духовного общения обучающихся и омского духовенства через участие в конференциях духовно – нравственного направления, публицистической деятельности укреплять личностный духовный потенциал.

Результативность реализации Программы курса прослеживается:

– с одной стороны, в том, что обучающиеся, проходя путь становления от “обычного” ребенка к личности, способной осмыслить, анализировать, впитать культурное наследие своей семьи, почувствовать себя исследователем духовного достояния, активно реализуют накопленный личностный опыт в конференциях различного уровня: Всероссийского, Регионального, Муниципального, школьного:

  • – Всероссийский Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”, 2008–2009, город Москва;
  • – Всероссийский Фестиваль творческих исследовательских работ “Удивительные открытия”, 2008, город Москва;
  • – XLI Региональная научно-практическая конференция школьников и учащейся молодежи Омской области;
  • – областная олимпиада по православной культуре, 2008;
  • – городские этические чтения II, III, IV; V; VI; VII; VIII;
  • – городской фестиваль творческих и исследовательских проектов “Держава”, 2006, 2007, 2008, 2009 гг.;
  • – городской фестиваль творческих и исследовательских работ “Покровские чтения”, 2008, 2009 гг;
  • – школьные научно – практические конференции “Шаги в науку”, 2007, 2008, 2009;

– с другой стороны, представляя накопленный духовно – нравственный опыт, определяют свое ценностное место в культуре и истории родного Омска и вносят собственный духовно-нравственный вклад в наследие своей семьи.

Научно-исследовательская деятельность обучающихся отмечена документальным подтверждением: Дипломами, Сертификатами, Свидетельствами, Удостоверениями.

Опубликованы исследования обучающихся:

  • – “Либеров – центр” – школа нравственности // Тетрадь № 1 Апрельских детских искусствоведческих чтений, посвященных народному художнику России А.Н. Либерову. 2002-2006 годы / Редактор-составитель Г.Ю. Мысливцева / Редактор – кандидат искусствоведения Г.А. Севостьянова.– Омск. – 2007. – С. 31.
  • – Все начинается с детства Омские епархиальные ведомости № 6.– Омск: 2007. – С. 8.
  • – Портрет в творчестве омского художника Л.Г. Медведева // Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”. Сборник описаний работ. 2006–2007 учебный год: Книга 2.– М.: ООО “Чистые пруды”, 2007.– С. 434.
  • – Мой Православный дневник – носитель живой святыни // Всероссийский фестиваль творческих и исследовательских работ учащихся “Портфолио”, сайт “1 september.ru”;
  • – Омский Христо-Рождественский собор в моей жизни // Всероссийский фестиваль творческих и исследовательских работ учащихся “Портфолио”, сайт “1 september.ru”.

Обобщение педагогического опыта

  • Духовное краеведение на уроках музыки // VI городские этические чтения “Нравственность и духовность в развитии общества”, Департамент Образования Администрации г. Омска, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, факультет теологии и мировых культур;
  • – Духовно – музыкальная эстетика на уроке музыки в 5 –м классе // VII городские этические чтения “Нравственность и духовность в развитии общества”, Департамент Образования Администрации г. Омска, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, факультет теологии и мировых культур;
  • – Православная культура на уроках музыки в начальных классах как средство воспитания духовно – нравственной культуры // IV Краеведческие чтения, “Центр творческого развития и гуманитарного образования “Перспектива”, Городской методический центр;
  • – Воспитание творческой личности при изучении регионального компонента “Краеведение” на уроках художественно – эстетического цикла” // Городской семинар “Реализация воспитательных задач на уроках художественно – эстетического цикла при изучении регионального компонента “Краеведение” (“Центр творческого развития и гуманитарного образования “Перспектива”, Городской методический центр);
  • – Приобщение обучающихся к духовным ценностям народа посредством реализации образовательной программы “Искусство города Омска” // V Краеведческие чтения, “Центр творческого развития и гуманитарного образования “Перспектива”, Городской методический центр;
  • – Православная культура на уроках музыки: из опыта преподавания // VIII городские этические чтения “Нравственность и духовность в развитии общества”, Департамент Образования Администрации г. Омска, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, факультет теологии и мировых культур;
  • Реализация регионального компонента “Краеведение” на уроках художественно-эстетического цикла // Всероссийский фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, сайт “1sept.ru”;
  • – Участие в областном конкурсе авторских образовательных программ в области духовно – нравственного воспитания детей и молодежи // Номинация: Образовательные программы духовно – нравственного воспитания детей и молодежи средствами поликультурного образования // Программа курса “Культура и искусство города Омска”, 2009 г. Приложение 3

Авторские Публикации

  • – Нравственный аспект в исследовательской деятельности обучающихся // Всероссийский фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, сайт “1sept.ru”;
  • – Духовная эстетика на уроке музыки в 5 классе как поиск духовного начала в самом себе // Всероссийский фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, сайт “1sept.ru”;
  • – Духовное краеведение на уроках музыки как способ воспитания духовно-нравственной культуры обучающихся // Всероссийский фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, сайт “1sept.ru;
  • – “Портфолио учителя” как один из путей творческой саморегуляции // Всероссийский фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, сайт “1sept.ru”;
  • Городские Этические чтения как праздник нравственности // Омские епархиальные ведомости № 8.– Омск: 2005;
  • – Нравственные ценности и искусство // Омские епархиальные ведомости № 12.– Омск: 2005;
  • – Омское учительство и Православная культура: учить или не учить // Омские епархиальные ведомости № 7.– Омск: 2006;
  • – Праздник нравственности // Омские епархиальные ведомости № 7.– Омск: 2006;
  • – Осенние каникулы для учителя // Омские епархиальные ведомости № 12.– Омск: 2006;
  • – Святочные каникулы для учителя // “Омские епархиальные ведомости” № 2.– Омск: 2007;
  • – Ученики – на весенние каникулы, учителя – на обучающий семинар! // Омские епархиальные ведомости № 5.– Омск: 2007;
  • – Молодежь выбирает нравственность! // “Омские епархиальные ведомости” № 5.– Омск: 2007

Содержание Программы (17–34 ч)

Тема 1 Исследовательская деятельность обучающихся как условие формирования духовно – нравственных компетенций (2–3 ч) Приложение 4

Технология организации исследовательской деятельности обучающихся.

Презентация, тезисы, эссэ, кейс, статья, курсовая работа, публичное выступление: структура, этапы выполнения, представление.

Тема 2. Знакомство с основными понятиями православной культуры (2–3 ч)

Крест, крестное знамение, храм, молитва, икона, святые таинства, православные праздники.

Практическая работа: Выбор темы исследования.

Тема 3. Храм: история рождения храма, особенности его строения, внутреннее пространство, поведение в храме (2–3 ч)

Знакомство с православным храмом, организующим духовное пространство среды образования и обитания обучающихся гимназии № 150 города Омска.

(Уроки музыки: В.В. Алеев Музыка. 1 – 4 кл., 5 – 8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.– 6-е изд. стереотип.-М.: Дрофа, 2008.-90, [6]с.)

(Уроки изобразительного искусства: Программы общеобразовательных учреждений “Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / под руководством и редакцией Б.М. Неменского)

Практическая работа: “Омский Христо – Рождественский кафедральный собор в моей жизни”. Презентация, тезисы.

Тема 4. Молитва (1–3 ч)

Что такое молитва? Какие бывают молитвы? Почему мы обращаемся к молитвенному тексту?

(Уроки музыки: В.В. Алеев Музыка. 1 – 4 кл., 5 – 8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 6-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008.-90, [6]с.)

(Уроки изобразительного искусства: Программы общеобразовательных учреждений “Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / под руководством и редакцией Б.М. Неменского)

Практическая работа: “Господняя молитва “Отче наш”, “Почему я обращаюсь к молитве Богоматери “Троеручица”, “Икона Богоматери “Почаевская” в омском Христо – Рождественском соборе”, “Икона Богоматери “Троеручица” в омском Христо-Рождественском соборе”.

Презентация, эссэ.

Тема 5. Богослужение в православном храме (2–4 ч)

Что такое Литургия? Ее роль в жизни православного человека. Календарь православных праздников.

(Уроки музыки: В.В. Алеев Музыка. 1 – 4 кл., 5–8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.– 6-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 90, [6]с.)

(Уроки изобразительного искусства: Программы общеобразовательных учреждений “Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / под руководством и редакцией Б.М. Неменского)”.

Практическая работа: “Праздник Рождества Христова”. Курсовая работа.

Тема 6. Духовная музыка (1–3 ч)

Хоровая музыка в храме. В чем ее отличие от народной хоровой музыки?

(Уроки музыки: В.В. Алеев Музыка. 1–4 кл., 5–8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 6-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 90, [6]с.)

Практическая работа: “Духовная музыка в исполнении хора Христо-Рождественского кафедрального собора” (регент Виктория Бабийчук). Презентация, курсовая работа.

Тема 7. Посещение иконописных мастерских Омско-Тарской епархии (2–4 ч)

Иконография: икона, иконостас.

Жития святых, Образы омских святых.

Практическая работа: Изучение иконографии Омского Христо-Рождественского кафедрального собора. “Икона Почаевской Богоматери в омском Христо-Рождественском соборе”, “Икона Богоматери “Троеручица” в омском Христо-Рождественском соборе”. Презентация, тезисы, эссэ.

Тема 8. Православная тема в творчестве омских художников (2–4 ч)

К.П. Белов, А.Н. Либеров, Г.С. Катилло-Ратмиров, В.Ф. Черепанов, А.С. Макаров, М.И. Разумов, Е.Д. Дорохов, Л.Г. Медведев…

Выставка “Две тысячи лет от Рождества Христова” (Омская Областная Организация Союза Художников), приняли участие 55 художников, 2000 г.

Практическая работа: “История Омска. Христо-Рождественский собор”, “История Омска. Свято – Никольский казачий собор”, “Православный мотив в творчестве омского художника Л.Г. Медведева”, “Православная тема в творчестве омского художника Г.С. Катилло – Ратмирова”. Презентация, эссэ, статья, кейс, курсовая работа.

Тема 9. Духовное чтение в моей семье (1– 4 ч)

Православные источники, их приобретение, составление домашней православной библиотеки.

Практическая работа: “Духовные чтения в моей семье”, “Христо-Рождественский собор – в моей семье”, “Омский Христо-Рождественский кафедральный собор – моя духовная книга”. Подготовка к участию в работе научно – практических конференций различного уровня.

Тема 10. Православные традиции в моей семье (2–3 ч)

Беседа в семье: летописание православных истоков своей семьи с целью передачи памяти будущим поколениям.

Практическая работа: “Христо-Рождественский кафедральный собор – духовная святыня города Омска”, “Омский Христо-Рождественский кафедральный собор открывает духовные страницы для каждого из нас”. Подготовка к участию в работе научно – практических конференций различного уровня.

Дополнительные источники

  • http//www. hristianstvo.ru/orthorus/rustemples/rusdiotempl/tdioomsk/
  • http//www.sibincult.ru/ news/uspsobor2php
  • http:/art.1sept.ru/urok /
  • http//www. gnpbu.ru/cgi-bin/irbis64r – 71/
  • Алла Бородина // газета “Искусство Издательского дома “Первое сентября”, № 17. – М.: 2009.
  • Михаил Михальчик // газета “Искусство Издательского дома “Первое сентября”, № 17. – М.: 2009.
  • Елена Медведкова // газета “Искусство Издательского дома “Первое сентября”, № 17. – М.: 2009.