Современное общество, с одной стороны, устремлено в мир открытия и внедрения инновационных технологий во всех областях человеческого знания, с другой стороны, характеризуется обострением религиозно-мистических чувств.
Спокойное и уравновешенное в ходе тысячелетий течение внутренней, духовной и молитвенной жизни Церкви, не подверженной, как все земное, потрясениям и колебаниям, привлекает к ней представителей всех поколений ищущих стабильности и нравственности в этом зыбком мире.
Современные российские школьники, кто еще не забыл о своих христианских корнях, кто чтит память боголюбивых предков, кто хочет понять духовную историю своего земного Отечества, обращаясь к изучению основ православной культуры посредством исследовательской деятельности, ориентированы на путь своего духовного восхождения.
В связи с этим обращение к православному наследию своего народа, своей семьи, расширяющего спектр нравственно – познавательных тем в исследовании вопросов развития духовной культуры, в том числе и на территории родного города, становится актуальным в педагогической практике.
Знакомство с православными традициями посредством исследовательской деятельности обучающихся через обращение к изучению Христо-Рождественского кафедрального собора как духовного центра, находящегося в непосредственной близости от среды обитания обучающихся гимназии № 150 города Омска – одна из основополагающих целей программы курса.
Учитывая особенности воздействия духовной культуры на развивающуюся личность обучаемого, основные задачи программы определяются как:
- воспитание неотчужденного отношения к своему Отечеству, к своей семье через осмысление приобретенного личностного духовного опыта;
- развитие аналитического мышления обучаемых посредством творческой и поисковой деятельности;
- формирование социокультурных компетенций как необходимых личностных качеств выпускника образовательного учреждения.
Методологической основой разработанного курса являются:
– Закон Божий для семьи и школы. /Сост. Прот.Серафим Слободской. – М.:
Издательский Совет русской Православной Церкви, 2008. – 672 с., илл.;
– конференции, обучающие семинары
Приложение 1
– Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н. Реализация компетентностного подхода в
обучении: Учебное пособие. Омск: БОУ “РИАЦ”. – 2009. – 46 с.;
– Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном
образовании / Дмитрий Иванов.– М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. –
(Библиотечка “Первого сентября”, серия “Воспитание. Образование. Педагогика.
Вып.6 (12)).
Программа курса “Омский Христо-Рождественский кафедральный собор в исследовательской деятельности обучающихся” раскрывает содержание:
– основные понятия православного учения;
– православные календарные праздники;
– омские православные храмы;
– хоровая музыка в храме;
– православная тема в творчестве омских художников;
– технология исследовательской деятельности обучающихся.
Чтение духовной литературы, участие в конференциях и семинарах духовно – нравственного направления, участие в общественной молитве направляют к вдумчивому и осознанному восприятию православных традиций. Приложение 2
Изучено и проанализировано множество программ, направленных на формирование духовно – нравственной компетенции подрастающего поколения, в их ряду такие программы, как:
– Камкин А.В.– М.: Истоки, 2003.– 125, [2] с: ил. – (Социокультурные истоки)
http//www. gnpbu.ru/cgi-bin/irbis64r-71/
– Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступени образования.– Изд. 3-е, испр. и доп.– М., 2005
– Православная культура Омского Прииртышья. [Текст]: учебное пособие в 2 ч.– Омск: ГОУДПО “ИРООО”, 2006. – Ч. 1. – 146 с.; Ч. 2. – 186 с.
Формирование и реализация Программы курса “Омский Христо-Рождественский кафедральный собор в исследовательской деятельности обучающихся” – обобщение педагогического опыта и осознанный ответ современного молодого поколения России, юных омичей, обучающихся гимназии № 150 города Омска, на противоречивые вызовы и катаклизмы современного времени.
Реализация данной программы возможна при ведении регионального компонента “Историко – культурное наследие народов Омского Прииртышья” в 5–9-х классах и в качестве спецкурсов в 10–11-х классах общеобразовательных школ и гимназий, а также во внеучебное время в рамках осуществления Программы “Одаренные дети”.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают выявить формы личностного участия в процессе собирания и сохранения православных традиций своего народа, своей семьи, сформировать понимание основополагающей роли духовной культуры в формировании нравственных качеств личности на современном этапе.
С целью накопления опыта творческого общения планирование уроков и внеклассной деятельности предполагает разнообразные формы их проведения:
- беседы, лекции, семинары;
- прогулки, поездки по святым местам города Омска и омского Прииртышья;
- посещение омских иконописных мастерских Омско – Тарской епархии;
- посещение омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
– выставки: “Библейские сюжеты в изобразительном искусстве”, “Икона в собрании музея”;
– спектакли театра живописи:
“Сын человеческий…” (Монолог в двух частях: “Иерусалим”, “Снятие с креста”); “Храм. Успенский собор”;
– абонементные циклы:
“Колокольный звон над городом”, “Уцелевшие и возрожденные храмы и часовни Омска”, “Культура и религия”;
– пешеходные и автобусные экскурсии по городу:
“Успенский собор: история и архитектура”, “От Воскресенского собора до Успенского”, “Храмы Омска”, “Омск в панораме веков (обзорная экскурсия по городу)”;
- посещение областной библиотеки им. А.С. Пушкина:
– поиск источников исследования;
– выставки “Православный Омск”;
- проведение экскурсии по омскому Христо – Рождественскому кафедральному собору, а также использование новых технологий обучения, в частности, технологии критического мышления, контекстного обучения, кейса и обязательного ведения собственного портфолио каждым учеником.
Выполнение обучающимися заданий творческого и поискового, аналитического и проблемного характера способствует формированию навыков научно – исследовательской деятельности, результатом которых является участие в творческих фестивалях, научно-практических конференциях, публицистической деятельности по следующим темам:
- – “Архитектурная повесть временных лет”
- – “Роль музейной педагогики в нравственном воспитании личности: на примере музея “Либеров –центр”
- – “Все начинается в детстве”
- – “Мой православный дневник – носитель живой святыни”
- – “Православный мотив в творчестве омского художника Л.Г. Медведева”
- – “Православная тема в творчестве омского художника Г.С. Катилло-Ратмирова”
- – “Митрофорный протоиерей – мой прадедушка”
- – “История Омска. Христо-Рождественский собор”
- – “История Омска. Свято – Никольский казачий собор”
- – “Христо-Рождественский собор в моей жизни”
- – “Христо-Рождественский собор – в моей семье”
- – “Омский Христо-Рождественский кафедральный собор – моя духовная книга”
- – “Христо-Рождественский собор – духовная святыня города Омска”
- – “Духовные чтения в моей семье”
- – “Почему я обратилась к Богоматери “Троеручица”
- – “Икона Богоматери “Троеручица” в омском Христо-Рождественском соборе”
- – “Икона Богоматери “Почаевская” в омском Христо-Рождественском соборе”
- – “Почему я изучаю омский Христо-Рождественский собор”
- – “Омский Христо-Рождественский кафедральный собор открывает духовные страницы для каждого из нас”.
В связи с тем, что в практике современной школы количество часов на искусство вариативно, программа курса “Омский Христо – Рождественский кафедральный собор в исследовательской деятельности обучающихся” позволяет углубление темы в зависимости от конкретных условий.
Перспективность и практическая значимость обращения к вопросам изучения православной культуры проявляется в возможности в процессе совместного духовного общения обучающихся и омского духовенства через участие в конференциях духовно – нравственного направления, публицистической деятельности укреплять личностный духовный потенциал.
Результативность реализации Программы курса прослеживается:
– с одной стороны, в том, что обучающиеся, проходя путь становления от “обычного” ребенка к личности, способной осмыслить, анализировать, впитать культурное наследие своей семьи, почувствовать себя исследователем духовного достояния, активно реализуют накопленный личностный опыт в конференциях различного уровня: Всероссийского, Регионального, Муниципального, школьного:
- – Всероссийский Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”, 2008–2009, город Москва;
- – Всероссийский Фестиваль творческих исследовательских работ “Удивительные открытия”, 2008, город Москва;
- – XLI Региональная научно-практическая конференция школьников и учащейся молодежи Омской области;
- – областная олимпиада по православной культуре, 2008;
- – городские этические чтения II, III, IV; V; VI; VII; VIII;
- – городской фестиваль творческих и исследовательских проектов “Держава”, 2006, 2007, 2008, 2009 гг.;
- – городской фестиваль творческих и исследовательских работ “Покровские чтения”, 2008, 2009 гг;
- – школьные научно – практические конференции “Шаги в науку”, 2007, 2008, 2009;
– с другой стороны, представляя накопленный духовно – нравственный опыт, определяют свое ценностное место в культуре и истории родного Омска и вносят собственный духовно-нравственный вклад в наследие своей семьи.
Научно-исследовательская деятельность обучающихся отмечена документальным подтверждением: Дипломами, Сертификатами, Свидетельствами, Удостоверениями.
Опубликованы исследования обучающихся:
- – “Либеров – центр” – школа нравственности // Тетрадь № 1 Апрельских детских искусствоведческих чтений, посвященных народному художнику России А.Н. Либерову. 2002-2006 годы / Редактор-составитель Г.Ю. Мысливцева / Редактор – кандидат искусствоведения Г.А. Севостьянова.– Омск. – 2007. – С. 31.
- – Все начинается с детства Омские епархиальные ведомости № 6.– Омск: 2007. – С. 8.
- – Портрет в творчестве омского художника Л.Г. Медведева // Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”. Сборник описаний работ. 2006–2007 учебный год: Книга 2.– М.: ООО “Чистые пруды”, 2007.– С. 434.
- – Мой Православный дневник – носитель живой святыни // Всероссийский фестиваль творческих и исследовательских работ учащихся “Портфолио”, сайт “1 september.ru”;
- – Омский Христо-Рождественский собор в моей жизни // Всероссийский фестиваль творческих и исследовательских работ учащихся “Портфолио”, сайт “1 september.ru”.
Обобщение педагогического опыта
- – Духовное краеведение на уроках музыки // VI городские этические чтения “Нравственность и духовность в развитии общества”, Департамент Образования Администрации г. Омска, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, факультет теологии и мировых культур;
- – Духовно – музыкальная эстетика на уроке музыки в 5 –м классе // VII городские этические чтения “Нравственность и духовность в развитии общества”, Департамент Образования Администрации г. Омска, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, факультет теологии и мировых культур;
- – Православная культура на уроках музыки в начальных классах как средство воспитания духовно – нравственной культуры // IV Краеведческие чтения, “Центр творческого развития и гуманитарного образования “Перспектива”, Городской методический центр;
- – Воспитание творческой личности при изучении регионального компонента “Краеведение” на уроках художественно – эстетического цикла” // Городской семинар “Реализация воспитательных задач на уроках художественно – эстетического цикла при изучении регионального компонента “Краеведение” (“Центр творческого развития и гуманитарного образования “Перспектива”, Городской методический центр);
- – Приобщение обучающихся к духовным ценностям народа посредством реализации образовательной программы “Искусство города Омска” // V Краеведческие чтения, “Центр творческого развития и гуманитарного образования “Перспектива”, Городской методический центр;
- – Православная культура на уроках музыки: из опыта преподавания // VIII
городские этические чтения “Нравственность и духовность в развитии
общества”, Департамент Образования Администрации г. Омска, Омский
государственный университет им. Ф.М. Достоевского, факультет теологии и
мировых культур;
- –
Реализация регионального компонента “Краеведение” на уроках художественно-эстетического цикла // Всероссийский фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, сайт “1sept.ru”; - – Участие в областном конкурсе авторских образовательных программ в области духовно – нравственного воспитания детей и молодежи // Номинация: Образовательные программы духовно – нравственного воспитания детей и молодежи средствами поликультурного образования // Программа курса “Культура и искусство города Омска”, 2009 г. Приложение 3
Авторские Публикации
- – Нравственный аспект в исследовательской деятельности обучающихся // Всероссийский фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, сайт “1sept.ru”;
- – Духовная эстетика на уроке музыки в 5 классе как поиск духовного начала в самом себе // Всероссийский фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, сайт “1sept.ru”;
- – Духовное краеведение на уроках музыки как способ воспитания духовно-нравственной культуры обучающихся // Всероссийский фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, сайт “1sept.ru;
- – “Портфолио учителя” как один из путей творческой саморегуляции //
Всероссийский фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, сайт
“1sept.ru”;
- –
Городские Этические чтения как праздник нравственности // Омские епархиальные ведомости № 8.– Омск: 2005; - – Нравственные ценности и искусство // Омские епархиальные ведомости № 12.– Омск: 2005;
- – Омское учительство и Православная культура: учить или не учить // Омские епархиальные ведомости № 7.– Омск: 2006;
- – Праздник нравственности // Омские епархиальные ведомости № 7.– Омск: 2006;
- – Осенние каникулы для учителя // Омские епархиальные ведомости № 12.– Омск: 2006;
- – Святочные каникулы для учителя // “Омские епархиальные ведомости” № 2.– Омск: 2007;
- – Ученики – на весенние каникулы, учителя – на обучающий семинар! // Омские епархиальные ведомости № 5.– Омск: 2007;
- – Молодежь выбирает нравственность! // “Омские епархиальные ведомости” № 5.– Омск: 2007
Содержание Программы (17–34 ч)
Тема 1 Исследовательская деятельность обучающихся как условие формирования духовно – нравственных компетенций (2–3 ч) Приложение 4
Технология организации исследовательской деятельности обучающихся.
Презентация, тезисы, эссэ, кейс, статья, курсовая работа, публичное выступление: структура, этапы выполнения, представление.
Тема 2. Знакомство с основными понятиями православной культуры (2–3 ч)
Крест, крестное знамение, храм, молитва, икона, святые таинства, православные праздники.
Практическая работа: Выбор темы исследования.
Тема 3. Храм: история рождения храма, особенности его строения, внутреннее пространство, поведение в храме (2–3 ч)
Знакомство с православным храмом, организующим духовное пространство среды образования и обитания обучающихся гимназии № 150 города Омска.
(Уроки музыки: В.В. Алеев Музыка. 1 – 4 кл., 5 – 8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.– 6-е изд. стереотип.-М.: Дрофа, 2008.-90, [6]с.)
(Уроки изобразительного искусства: Программы общеобразовательных учреждений “Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / под руководством и редакцией Б.М. Неменского)
Практическая работа: “Омский Христо – Рождественский кафедральный собор в моей жизни”. Презентация, тезисы.
Тема 4. Молитва (1–3 ч)
Что такое молитва? Какие бывают молитвы? Почему мы обращаемся к молитвенному тексту?
(Уроки музыки: В.В. Алеев Музыка. 1 – 4 кл., 5 – 8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 6-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008.-90, [6]с.)
(Уроки изобразительного искусства: Программы общеобразовательных учреждений “Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / под руководством и редакцией Б.М. Неменского)
Практическая работа: “Господняя молитва “Отче наш”, “Почему я обращаюсь к молитве Богоматери “Троеручица”, “Икона Богоматери “Почаевская” в омском Христо – Рождественском соборе”, “Икона Богоматери “Троеручица” в омском Христо-Рождественском соборе”.
Презентация, эссэ.
Тема 5. Богослужение в православном храме (2–4 ч)
Что такое Литургия? Ее роль в жизни православного человека. Календарь православных праздников.
(Уроки музыки: В.В. Алеев Музыка. 1 – 4 кл., 5–8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.– 6-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 90, [6]с.)
(Уроки изобразительного искусства: Программы общеобразовательных учреждений “Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / под руководством и редакцией Б.М. Неменского)”.
Практическая работа: “Праздник Рождества Христова”. Курсовая работа.
Тема 6. Духовная музыка (1–3 ч)
Хоровая музыка в храме. В чем ее отличие от народной хоровой музыки?
(Уроки музыки: В.В. Алеев Музыка. 1–4 кл., 5–8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 6-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 90, [6]с.)
Практическая работа: “Духовная музыка в исполнении хора Христо-Рождественского кафедрального собора” (регент Виктория Бабийчук). Презентация, курсовая работа.
Тема 7. Посещение иконописных мастерских Омско-Тарской епархии (2–4 ч)
Иконография: икона, иконостас.
Жития святых, Образы омских святых.
Практическая работа: Изучение иконографии Омского Христо-Рождественского кафедрального собора. “Икона Почаевской Богоматери в омском Христо-Рождественском соборе”, “Икона Богоматери “Троеручица” в омском Христо-Рождественском соборе”. Презентация, тезисы, эссэ.
Тема 8. Православная тема в творчестве омских художников (2–4 ч)
К.П. Белов, А.Н. Либеров, Г.С. Катилло-Ратмиров, В.Ф. Черепанов, А.С. Макаров, М.И. Разумов, Е.Д. Дорохов, Л.Г. Медведев…
Выставка “Две тысячи лет от Рождества Христова” (Омская Областная Организация Союза Художников), приняли участие 55 художников, 2000 г.
Практическая работа: “История Омска. Христо-Рождественский собор”, “История Омска. Свято – Никольский казачий собор”, “Православный мотив в творчестве омского художника Л.Г. Медведева”, “Православная тема в творчестве омского художника Г.С. Катилло – Ратмирова”. Презентация, эссэ, статья, кейс, курсовая работа.
Тема 9. Духовное чтение в моей семье (1– 4 ч)
Православные источники, их приобретение, составление домашней православной библиотеки.
Практическая работа: “Духовные чтения в моей семье”, “Христо-Рождественский собор – в моей семье”, “Омский Христо-Рождественский кафедральный собор – моя духовная книга”. Подготовка к участию в работе научно – практических конференций различного уровня.
Тема 10. Православные традиции в моей семье (2–3 ч)
Беседа в семье: летописание православных истоков своей семьи с целью передачи памяти будущим поколениям.
Практическая работа: “Христо-Рождественский кафедральный собор – духовная святыня города Омска”, “Омский Христо-Рождественский кафедральный собор открывает духовные страницы для каждого из нас”. Подготовка к участию в работе научно – практических конференций различного уровня.
Дополнительные источники
- http//www. hristianstvo.ru/orthorus/rustemples/rusdiotempl/tdioomsk/
- http//www.sibincult.ru/ news/uspsobor2php
- http:/art.1sept.ru/urok /
- http//www. gnpbu.ru/cgi-bin/irbis64r – 71/
- Алла Бородина // газета “Искусство Издательского дома “Первое сентября”, № 17. – М.: 2009.
- Михаил Михальчик // газета “Искусство Издательского дома “Первое сентября”, № 17. – М.: 2009.
- Елена Медведкова // газета “Искусство Издательского дома “Первое сентября”, № 17. – М.: 2009.