Филармония, посвященная итальянскому композитору-скрипачу Н.Паганини

Разделы: Музыка


Звучит «Вечное движение».

Слайд №1

Я приветствую всех на нашей музыкальной филармонии. Сегодня мы будем говорить о великом итальянском композиторе, виртуозном скрипаче и гитаристе Н.Паганини. Познакомимся с его музыкой, а также послушаем произведения, которые ему посвящали.

Звучит «Романс».

На окраине итальянского города, в небольшом квартале Генуи, в узком переулочке с символическим названием Чёрная кошка,27 октября 1782 года у Антонио Паганини и его жены Терезы Боччардо появился на свет сын Николо. Он был вторым ребёнком в семье. Хрупкость и чувствительность унаследовал от матери, женщины сентиментальной. Настойчивость и темперамент, бурную энергию – от отца, предприимчивого и практичного.

Слайд№2

Как-то во сне мать увидела ангела, который предрёк её любимому сыну карьеру великого музыканта.

Отец Антонио любил на досуге играть на мандолине.

Однажды 4-хлетний Николо подошёл к нему и сказал: «Папа! Ты в этом месте фальшивишь...». Отец удивился. Стерпев упрёк сынишки в фальши, Антонио протянул ему мандолину и сказал: «Ну, покажи, как надо здесь играть...». Обладавший абсолютным слухом малыш в мгновение ока сыграл как надо. Этот и другие случаи убедили Антонио в том, что у него не сын, а настоящий клад, что из его дара можно извлечь немалую выгоду.

Поднатужившись, семья была небогатой, отец купил для Николо крохотную скрипочку. Показав, как держать её на плече, как водить смычком по струнам, он в остальном положился на природные данные сына. Уходя, отец запирал сынишку в его комнате наедине со скрипкой.

По-прежнему глядя на Николо как на свою удачу в жизни, отец решил нанять для него учителей музыки. Но, кажется, они особо мальчику были и не нужны. Один из них, послушав его игру, изумлённо развёл руками и сказал: «Я ничему не смогу научить тебя...» И отказался от занятий с чудо – ребёнком. Другой учитель признался Николо: «Я не нашёл в твоей игре ни одной ошибки, ни единого нарушения чистоты формы...»

Слайд № 3

Звучит «Каприс №2».

Как-то богатый человек, большой любитель музыки и обладатель редких скрипок, предложил мальчику пари: «Если ты сыграешь незнакомую тебе вещь с листа, я подарю тебе скрипку Гварнери». Рассказывают, Николо удивлённо посмотрел на богача своими прекрасными чёрными глазами, раскрыл незнакомые ему ноты и сыграл по ним без остановки и без единой ошибки. Так он стал владельцем скрипки, стоившей больших денег...

Прислушайтесь к звукам 2-го Каприса Паганини!

Технические упражнения, у Паганини превращались в оригинальные, блестящие миниатюры. Рука гения касалась сухих формул, и они преображались, возникали причудливые картины, и везде предельная насыщенность и динамичность, ошеломляющая виртуозность. Ничего подобного не создавала художественная фантазия до Паганини, не смогла создать и после. 24 Каприса остаются уникальным явлением музыкального искусства. Всё скрипичное искусство последующих эпох развивалось под влиянием стиля Паганини – его приёмов употребления флажолетов, пиццикато, двойных нот и разных аккомпанирующих фигураций.

Паганини рано стал сочинять – уже в 8-милетнем возрасте написал скрипичную сонату и ряд трудных вариаций.

В 11 лет он дал свой первый публичный концерт. Люди были потрясены его виртуозной игрой. Скоро его признали самым искусным в мире скрипачом. Это звание сохраняется за Паганини до сих пор.

Прошло несколько лет – и похожий на ангела мальчик стал молодым человеком. Нетрудно представить, что делалось в зале, когда выступал Паганини. Стоило ему извлечь из скрипки первые звуки волшебной красоты, как все тотчас забывали про нескладную фигуру музыканта: перед ними представал совершенный человек, соединивший в себе дивный дар и неотразимое обаяние.

«Воспоминание о музыке».

Зал полон. В шумном нетерпении
Томится публика. «МА–эст-ро!»,-
Раздался возглас будто пенье,
И люди все затихли в креслах.
Походкой быстрой Паганини
Без долгих, нудных представлений
На сцену молча, вышел: ныне
Играет здесь Великий Гений!
Поклон пришедшим и улыбка.
И, расточительный на чувства,
Он, взяв в объятья чудо – скрипку,
Смычком поверг зал в море буйства.
Таков Николо! Звуки страсти
От скрипки мастера Гварнери
Как будто рвали всех на части,
Как обезумевшие звери...
Смычка последний взлёт... Казалось,
Маэстро выжат, обескровлен...
А знатоки кричат из зала:
«Ах, Паганини бесподобен!
Маэстро – бис! Маэстро – браво!».
Поднялся шквал рукоплесканий...
«Он, видно, знается с Лукавым,
Коль в страстных звуках – боль страданий!», -
Своё высказывают мненье
Завистники, дослушав звуки,
Высот, не зная вдохновенья,
Томленья не изведав муки.

Наталия Белостоцкая.

Слайд №4

В самом деле, никто, кроме Паганини, не мог играть на одной струне, как на четырёх, а на четырёх как на одной. Скрипка Паганини выводила трели, не отличимые от пения птиц. На слушателей Паганини воздействовал многими трюками вроде подражания мычанию коров, жужжанию пчёл и т.п.

Однажды на концерте он исполнил композицию только на двух струнах, которую назвал «Дуэтом влюблённых». Одна его почитательница восторженно сказала маэстро:

- Вы совершенно несносный человек, ничего не оставляете другим…Кто сможет вас превзойти? Только тот, кто сыграет на одной струне, но это, же совершенно невозможно. Эта идея весьма понравилась Паганини, и через несколько недель в концертах он уже играл сонату на одной струне...

Как-то перед концертом завистники Паганини подрезали на его скрипке все струны, кроме одной, однако Паганини не испугался трудностей и, как обычно, сыграл блестяще. Узнав об этом, восторженные поклонники поинтересовались:

- Маэстро, а совсем без струн вы смогли бы сыграть!?

- Пара пустяков, – усмехнулся Паганини и с присущей только ему виртуозностью исполнения исполнил пиццикато на барабане.

«Не найду нужных слов, и эпитеты будут случайны».

Не найду нужных слов, и эпитеты будут случайны.
Восковое лицо мудреца, устремлённые в небо глаза...
Он на грани миров серебро неразгаданной тайны
Разбросал – поражал без конца – убивал наповал полный зал.
По песчинкам собрал,
Но потом – как цунами – обрушил,
Будоражил до боли и слёз,
Затихал, нарастая опять.
Кто игру понимал,
Говорили, что дьяволу душу
Продал этот скрипач – виртуоз –
Потому что нельзя так сыграть!

Генуэзец сумел...
Замирало у пропасти сердце,
Понимая, какая цена –
Воздадут ли за труд небеса?
Где же этот предел?
И казалось, должна загореться
Скрипка в этих руках. Но она
Продолжала творить чудеса!
Вариации снов в фигурации стали реальны,
Словно в золото слиток свинца превратил он
У всех на глазах.
Не найду нужных слов, и эпитеты будут случайны.
Восковое лицо мудреца, не земной, а вселенский азарт...

Александр Кожейкин.

Паганини любили не только в Италии, но и во всей Европе. Он вёл кочующий образ жизни, переезжал из одного города в другой с концертами. Гастроли принесли ему огромное состояние, но вместе с тем подорвали здоровье.

Творческий путь Паганини был внезапно прерван в 1834 г. – причиной тому явилось пошатнувшееся здоровье музыканта. Умер Паганини в Ницце 27 мая 1840г.

Многие композиторы брали за основу своих произведений темы Паганини.

Слайд №5

Звучит «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова.

«Звуки развёртывались спокойно, величественно вздымаясь и нарастая... – так описывал свои впечатления немецкий поэт Генрих Гейне, присутствовавший однажды на концерте Паганини, – и всё вокруг развёртывалось вширь и ввысь, образуя колоссальное пространство, доступное лишь духовному, но не телесному взору. В середине этого пространства носился сияющий шар, на котором высился гигантский, гордый, величественный человек, игравший на скрипке. Что это был за шар? Солнце? Я не знаю. Но в чертах человека я узнал Паганини. Это был человек – планета, вокруг которого с размеренной торжественностью, в божественном ритме вращалась Вселенная...»

В наше время делают современные обработки классической музыки.

Предлагаю прослушать отрывок 24 каприса Паганини в современном стиле.

«Браво! Николо Паганини!»

Орлиный профиль, чёрный волос
И плащ, как крылья тёмных сил,
Но, крик души – небесный голос –
С величьем Гения творил!

Таланту путь ковром не устлан –
Стеклом в ботинках устлан он.
Рвались подпиленные струны-
На ноте «Боль» – сорвавшись в стон!

И звук одной дрожащей струнки
Такой гармонией блистал,
Что в восхищении застыли
Все лицемеры... Он играл!

Смычком, как молнией, пронзая
Пространство Лиры, Царство Муз,
Небесным звуком заполняя
Души и музыки союз.

И, так играл, что те, кто слушал,
Коварство, с завистью сплотив –
Рыдали чёрствостью их души
Бездарно век земной прожив.

Маэстро скрипка и поныне,
Как арфа райская, поёт.
Браво – о! Николо Паганини!
И жизнь, и смерть – семь звёздных нот...
Звучать, рождённый – Божьим Даром
И после смерти будет жить!

Александр Галицкий.