Внеклассное мероприятие "Мои права". 1–4-й классы

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • ознакомление детей с некоторыми правами: право на труд, право на отдых, право на медицинское обслуживание, право на образование;
  • формирование основ правовых знаний;
  • создание условий для понимания учащихся своих прав.

Оборудование: Конституция Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, фонограмма песни “Широка страна моя родная”, флаг, герб, гимн России, книга для учащихся начальной школы “Ваши права” - авт. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г., мягкая игрушка для игры,

Ход урока

  1. Организационный момент. Дети сидят полукругом в классе.

Игра “Знакомство” У учителя в руках мягкая игрушка. Начиная с учителя, каждый ребёнок представляется: “Меня зовут …., я люблю ….” и передаёт игрушку следующему. Каждый последующий ученик повторяет информацию о предыдущих (Даша любит мороженое. Меня зовут Андрей, я люблю играть и т.д.) и передаёт игрушку.

ІІ. Знакомство с Конституцией Российской Федерации.

- Как называется страна, в которой мы с вами живем? (Дети отвечают)

  1. Как называют людей, живущих в России?
  2. Почему к Москве у нас особое отношение?
  3. Какие символы государства вы знаете?
  4. Что представляет собой Государственный герб России?
  5. Опишите российский флаг.
  6. Что вы можете рассказать о Государственном гимне России?

(Обратиться к стенду “Моя Россия”)

- Вот в такой замечательной стране мы живем. Но каждое государство живет по своим законам. И наше государство, тоже живет по своим законам. (На доске написано слово “закон” и дается его значение).

ЗАКОН – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти.

- Что такое закон? (Ученик читает запись на доске).

- Все законы записаны в этой книге (показывает ее), которая называется Конституцией Российской Федерации.

КОНСТИТУЦИЯ - это основной закон государства.

В переводе с латинского языка слово “конституция” обозначает “устройство”, то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила, по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с большой буквы.

(Показ Конституции Российской Федерации)

В нашей стране было принято несколько Конституций: это в 1918 году, в 1924 году, в 1936 году, 1977 году. Последняя Конституция уже Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года. Вот как она начинается:

“Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своёй земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя ….

- В этой Конституции записаны наши с вами права и обязанности.

Давайте разграничим такие понятия как “права” и “обязанности”. В чём их различия?

ПРАВО – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам.

ОБЯЗАННОСТЬ - это то, что граждане гарантируют дать своему государству.

В этом и состоит их различия.

Права и обязанности граждан России

Права.

  • Право на жизнь
  • Право на личную неприкосновенность
  • Право на жилище и его неприкосновенность
  • Право на труд
  • Право на отдых
  • Право на образование,
  • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • Право на получение юридической помощи
  • И т.д.

Обязанности.

  • Обязанность защищать Родину
  • Обязанность соблюдать законы
  • Обязанность сохранять природу и окружающую среду
  • Обязанность платить налоги

И сегодня мы познакомимся с правами. Мы взяли только те права, которые наиболее понятны вам в вашем возрасте. Каждая группа получила домашнее задание. Давайте посмотрим. Как ваше домашнее задание связано с темой нашего разговора?

1) Свое домашнее задание показывает I группа.

1) Я шагаю в первый раз,
Ну, конечно, в первый класс.
И поверьте мне, друзья,
Это школа номер 2.

2) Ну, а я студент- дипломник,
Скоро буду я историк,
И поверьте мне, друзья -
Это школа номер 2.

3) Ну, а я бабушка студента,
Ныне я пенсионерка.
И поверьте мне, друзья,
Я училась в школе два.

4) (Используется 1,2 куплет песни Шаинского “Чему учат в школе”)

1. Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

2. К четырем прибавить два,
По слогам читать слова,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

- Какое право реализуется в выступлении первой группы? (Право на образование)

2) Выступает вторая группа.

(Инсценировка песни “На прививку!”. За дверью слышится голос: “На прививку второй класс!”)

1 уч.- На прививку второй класс,
Вы слыхали, это нас.

2 уч. (Дрожит от страха)
Я уколов не боюсь,
Если надо – уколюсь.
У меня живот болит,
Может корь или дифтерит
И краснуха, и ангина
И поверьте, скарлатина.

3 уч. (Подходит ко 2 ученику, хлопает его по плечу. Всем видом показывает, что ничего не боится.)

Это только трус боится,
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.

4 уч. (Улыбается, делает вид, что не боится уколов).

Ну, подумаешь, укол,
Ну, укол, ах, укол.
Укололи – и пошел.

(Следующие слова произносит медленно, показывая своим видом, что он боится.)

Почему я встал у стенки
У меня дрожат коленки

Все (поют припев песни “На прививку”).

На прививку второй класс
Второй класс,
                     второй класс!
- Вы слыхали?
                     Это нас!
Это нас, это нас!

Поет 4 уч. – Я уколов не боюсь,
Если надо – уколюсь!
На прививку
Вызывают, братцы, нас!

- Какое право реализуется в выступлении первой группы? (Право на охрану здоровья и медицинскую помощь)

3) – Свое домашнее задание показывает третья группа.

(Инсценировка стихотворения С.Михалкова “А что у вас?”)

  1. Кто на лавочке сидел
  2. Кто на улицу глядел
    Толя пел,
    Борис молчал,
    Николай ногой качал.

  3. Дело было вечером,
  4. Делать было нечего.

  5. Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак,
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:

4. А у нас на кухне газ.
А у вас?

5. А у нас водопровод.
Вот.
Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Мы купили синий-синий,
Презеленый, красный шар.

  1. А у нас огонь погас –

Это раз.
Грузовик привез дрова –
Это два.
А в-четвертых, наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется пилот.

1). - Мама – летчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.
А у Левы мама – повар.
Мама – летчик?
Что ж такого!

2). - Мама – вагоновожатый,
Потому что до Зацепы,
Водит мама два прицепа.
3). Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну, конечно, не пилот.
Летчик водит самолеты –
Это очень хорошо.

4). Повар делает компоты –
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительницы в школе.
Мамы разные нужны.
Мамы всякие важны.

5). Дело было вечером.
Спорить было нечего.

- Какое право, реализуется в выступлении первой группы? (Право на труд)

Всем спасибо за выступление.

ІІІ. Знакомство с Всеобщей декларации прав человека.

Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то своё, что отличает его от остальных людей. Все мы, понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Это права и обязанности. Права человека есть у всех людей. Права человека никто не даёт, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.

Все основные права записаны в документе Всеобщей декларации прав человека.

ДЕКЛАРАЦИЯ – это основные принципы, к которым стремится каждое государство.

(Показ Декларации)

Сегодня мы познакомимся с Всеобщей декларации прав человека.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, а вмести с ними появились Главные Вопросы:

  • Что люди могут делать и чего не могут?
  • Что они обязаны делать и чего не обязаны?
  • На что они имеют право и на что не имеют?
  • И так далее.

Без этого ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщей декларации прав человека. Если в точности соблюдать всё, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле незамедлительно прекратятся. Правда, только в том случае, если соблюдать Всеобщей декларации прав человека. А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере познакомиться со всеми тридцатью её статьями. Именно в этом поможет нам эта книга “Ваши права”.

Знакомство со статьями в книге “Ваши права”

СТАТЬЯ 1

СТАТЬЯ 2

СТАТЬЯ 3 и так далее.

Практическая работа.

Каждая группа получит карточку с заданием, связанным с нашей темой урока.

1. Группа.

2. Группа

3.Группа

ІV. Итог занятия.

Наш разговор сегодня подошёл к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, о правах и обязанностях, о Всеобщей декларации прав человека.

Великий русский поэт Н.А. Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы выучитесь всем, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей. Сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую, справедливую Россию, преумножать её славу и беречь её богатства.

V. Занятие заканчивается песней “Широка страна моя родная”

Слова В. Лебедева-Кумача. Музыка И. Дунаевского.

Литература

Советский энциклопедический словарь” М: 1989

2. “Ваши права” книга для учащихся нач. классов, Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. ВИТА–ПРЕСС 1996 г.

3. “Изучаем права человека” рабочая тетрадь для учащихся, М: ВИТА- ПРЕСС 1996 г.