Интегрировнный урок (химия + биология) по теме "Электролитическая диссоциация кислот" (8-й класс)

Разделы: Химия, Биология

Класс: 8

Ключевые слова: Электролиты диссоциация ионные уравнения


Задачи: ознакомить учащихся с новыми понятиями “электролитическая диссоциация”, “электролит”; рассмотреть сущность кислот с точки зрения электролитической диссоциации; ответить на вопросы: “Какие реакции происходят в живых организмах? Для чего необходимо их изучать?”; формировать представления о целостности всего живого; развивать познавательную активность учеников, применяя нестандартные формы учебной деятельности, способствовать выработке навыков наблюдения, умение делать выводы.

Материалы:

карточки с формулами кислородосодержащих кислот и их анионами, азотная, соляная кислота, дистиллированная и водопроводная вода, апельсин, желудочный сок, яблоко, графит, медная проволока; приборы: авометр, электрическая лампочка с незамкнутой цепью, презентация прилагается.

Тип урока: интегрированный с элементами проблемного обучения.

Ход урока

I. Актуализация знаний. Повторение.

В природе многое возможно,
Химических реакций огромное множество,
Но чтобы разобраться в этих реакциях
Введём понятие: “Электролитическая диссоциация”.

Запишите тему урока в тетрадь. Ознакомление учащихся с задачами урока.

Но для этого вначале, нам с вами нужно вспомнить то, что раньше изучали.

Фронтальный опрос по следующим вопросам:

  1. Что такое кислородсодержащая кислота? Из чего её можно получить?
  2. Меняется ли степень окисления при получении кислоты из её оксида?
  3. Какие общие свойства имеют все кислоты?
  4. Как находят кислотный остаток в кислоте?
  5. Опрос по карточкам: нужно назвать кислоты и их кислотные остатки.

II. Объяснение нового материала (беседа с постановкой проблемных вопросов).

Из курса физики, вам известно, что электрический ток – это движение электронов от отрицательного к положительному полюсу гальванического элемента…

1. Что произойдёт, если кислоту растворить в воде (например азотную)?

(При этом соблюдая правило: “Сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда!” … Почему? (версии учащихся)

Вы знаете, что молекулы воды имеют маленькие размеры и они полярны. Почему?...

(Атом кислорода более электроотрицателен, значит он оттягивает на себя общее связующее электронное облако от атомов водорода. Образуется молекула, один конец которой несёт положительный заряд, а другой отрицательный – диполь.)

Под действием диполей воды также полярные молекулы кислоты распадаются на ионы.

И оказалось, как только катион водорода оторвался от аниона кислоты, он сразу же присоединяется к молекуле воды (кстати, сама вода распадается на ионы очень плохо, лишь одна молекула из 5 млрд.)

, но для удобства пишут Н+

2. Какие вещества называются электролитами? (найдите ответ в учебнике)

3. Что называют электролитической диссоциацией? Дайте определение кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации?

Демонстрация опыта:

Известно, что растворы являются проводниками электрического тока, если они содержат ионы: катионы и анионы. Ион – “странствующий”. Раствор электронейтрален.

Как это проверить?

По ходу опыта, учитель задает вопросы:

4. Что произойдет, если опустим лампочку с незамкнутой электрической цепью поочередно в дистиллированную, водопроводную воду, раствор азотной кислоты, апельсин, яблоко, желудочный сок? Почему? Проверим экспериментально…

5. Почему лампочка загорается в водопроводной воде, яблоке, апельсине, желудочном соке, растворе азотной кислоты?...

6. Проводит ли ток организм человека? Давайте проверим (с помощью прибора авометра).

(Оказывается, почти каждый живой организм состоит на 60% и более из воды. В них существует царство растворов. Есть и такие вещества, как кислоты)

7. Какие же химические реакции происходят внутри организмов?

(Ведь мы знаем, что представители различных царств природы внешне различны. Оказывается, огромное число биохимических реакций и причём основная часть протекает в растворах, а значит там есть ионы).

Несмотря, на то, что на долю неорганических ионов в организмах приходится всего лишь 1%, а на долю неорганических кислот и того меньше, они играют большую роль в функционировании организмов.

Формулировка вывода по изученному на уроке материалу:

1. Можно ли изучать живые организмы и процессы, происходящие в них без знания  химии?

2. Можно ли стать хорошим агрономом, медиком, биологом, технологом, ветеринаром без знания процессов, протекающих в живых организмах? Почему?...

Учитель помогает формулировать вывод:

Царство растворов нас окружает,
В нем все живёт и процветает.
В живых организмах сходство процессов,
Скажет об общности их интересов.
Нашим ученым хотим подсказать,
Знания на вооружение дать:
Вы изучите процессы эти,
Сразу чище станет на свете…

О чём идёт речь? (версии учащихся)

Вывод: Во всех живых организмах идёт одновременно огромное число сложнейших   химических реакций. Их сходство говорит о единстве происхождения всего  живого. Изучив механизмы их протекания, можно организовать работу  химического производства с отходами, практически безвредными для  окружающей среды…

III. Закрепление: проверка степени усвоения материала.

Отгадайте загадки: 1. Если взять стакан воды и вещество насыпать, увидим реакцию … . (электролитическую диссоциацию)

Что такое электролитическая диссоциация?

2. В водный раствор положи вещество, можешь увидеть ты волшебство, только вода вещества коснётся, вмиг на что оно распадётся?... (на ионы)

3. Как называются вещества, подвергшиеся распаду на ионы в водном растворе? … (электролиты)

4. Самый известный химический странник в растворе является проводником. Если знак минус, то он … (анион), если же плюс, то … (катион).

5. Сложное в химии есть вещество,
Диссоциирует на ионы оно,
В водном растворе есть катион водород,
Кто быстрее его назовёт?... (кислота)

На листке взаимоконтроля в течение всего урока учащиеся выставляют плюсы за правильные ответы и выдвигаемые версии, формулирование выводов. 5 плюсов и более –  оценка “5”, 4 плюса – “4”, меньше 3 – нет оценки.

IV. Домашнее задание.

Использованная литература.

  1. Общий курс физиологии человека и животных./Под ред. А.Д.Ноздрачева. Книга 2. – М.: Высшая школа, 1991.- 528 с.
  2. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А. Биология 10-11. Базовый уровень.- М.: Издательский  центр “Академия”, 2007.- 224 с.
  3. Сатбалдина С.Т., Лидин Р.А. Химия 8-9. – М.: Просвещение, 2000. -335 с.
  4. Цузмер А.М., Петришина О.Л. Человек. Анатомия, физиология, гигиена.- М.:  Просвещение, 1988. – 240 с.

Презентация