Урок развития речи "Ратный подвиг моего рода"

Разделы: Литература


Цели:

  • обучающие: формировать у учащихся способности вычленять главное в том или ином вопросе, умение формулировать и выражать свои мысли;
  • развивающие: привлечь внимание детей к проблеме памяти;
  • воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Метод обучения: проблемный.

Тип урока: урок развития речи.

Организационные формы:

  • беседа,
  • выступления учащихся.

Средства обучения:

  • компьютер,
  • видеопроектор,
  • магнитофон.

ХОД УРОКА

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный
момент

 Мотивация

 

 

 

 

 

 

Сообщение темы и целей урока

 

 

 

 

 

Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настрой на  тему урока – звучит запись сообщения  Левитана о начале войны и песня «Вставай, страна огромная»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация домашнего задания

 

 

 

Слово учителя

 

 

 

 

 

 

Актуализация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительное слово учителя

 

Рефлексия

Приветствует учеников

 

 

 

– Не случайно наш урок начался с этого стихотворения. Оно вводит нас в тему урока; помогает понять, о чем пойдет сегодня разговор.
Может быть, кто-то из вас уже сумел определить, о чем мы будем говорить на уроке?

– Да, сегодня мы будем говорить о защитниках Отечества; о тех, кто в годы Великой Отечественной войны не жалел себя ради спасения Родины, ради того, чтобы мы могли жить на этой земле.
Тема нашего урока: «Ратный подвиг моего рода». (Открывает доску с темой урока)
Все ли слова вам понятны?
– Как вы думаете, от чего образовалось слово «ратный»?
Ратный – (устар. и высок.) – военный, боевой
– Ратные люди, ратники, куда входили и княжеские дружинники, и монахи, (например, Пересвет и Олябля), и просто крестьяне, под святыми хоругвями шли на вражеские полчища. (Слайд – «Куликовская битва»)
Род – 2. Ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение
– Значит, мы будем говорить…
(о военных подвигах представителей наших родов)
– 22 июня 1941 года. Воскресенье. Веселые лица, смех. И вдруг…

– Это сообщение Левитана перевернуло жизнь, а песня «Вставай, страна огромная» стала девизом на долгие  4 года.
– Весь народ поднялся на защиту своего отечества: и те, кто уже имел опыт службы в армии, и те, кому только-только исполнилось 18 лет, и даже те, кому 18 еще не было – все, кому была небезразлична судьба родины.
Среди  них были и наши земляки, и наши родственники. Не всем посчастливилось вернуться домой: кто пропал без вести, кто погиб. Им, не вернувшимся, посвящена эта Книга Памяти Сернурского района.  (Демонстрирует книгу). Здесь я нашла упоминание о моем дяде Лебедеве Алексее Матвеевиче, умершем от ран в госпитале. (Слайд – фотография)  Ему было всего 20 лет.
Здесь, возможно, мы найдем сведения и о ваших родственниках.

– Готовясь к сегодняшнему уроку, вы должны были приготовить рассказ о представителях вашего рода – участниках Великой Отечественной войны.
(Читает эпиграф к уроку)
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим:
Это нужно не мертвым –
Это нужно живым.

– Все дальше и дальше уходит от нас грозное время войны, все меньше и меньше остается в живых ветеранов. Но память о них продолжает жить в сердцах людей. И наша задача – не просто помнить самим, но и передать эту память тем, кто придет после нас.
У нашего урока есть еще один эпиграф:
«Человек должен жить в сфере добра, эта сфера добра создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, памяти на добро».
Как вы поняли, что такое сфера добра?
– А память на добро?
– Давайте составим опорную схему (см. в конце плана урока)
– Мы не случайно сейчас заговорили о добре. В наш не очень-то спокойный век, к сожалению, добра становится все меньше. И от нас с вами тоже зависит, возродится ли оно, будут ли люди испытывать такие чувства, как сострадание, соучастие, человечность, отзывчивость, милосердие  и благодарность. В том числе благодарность  своим предкам, тем, кому мы обязаны пребыванием на этой земле.
Я хочу сказать вам спасибо за урок, за ваши рассказы, за то, что вы не забываете своих дедов и прадедов.
А еще я надеюсь, что этот урок не был для вас бесполезным. Мне хочется, чтобы вы высказали свое мнение: если урок заставил вас задуматься, поднимите звездочки; если же вы остались безразличны ко всему сказанному – кружок.
– Спасибо. Я думаю, что вы никогда не забудете  тех, кто ценой собственной жизни спас для нас эту землю.

Приветствуют учителя

 

Ученик читает стихотворение («Я читаю письмо…»)
+ презентация (1 слайд – «Солдат пишет письмо»))

 

 

Высказывают свое мнение

 

 

 

 

 

Записывают в тетради

 

 

Записывают в тетради

 

 

 

 

 

 

 

Продолжают мысль

 

 

Слушают

Записывают в тетради фамилии диктора и авторов песни, название песни (даны на доске)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывают, показывают фотографии –  слайды

Отвечают на вопрос

Составляют схему вместе с учителем

 

Высказывают свое мнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик читает отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием»  («Люди! Покуда сердца стучатся…»)