Ручной труд как средство развития и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью

Разделы: Работа с дошкольниками


Работая в детском саду с детьми с нарушением интеллекта, я пришла к выводу, что действуя с различными материалами, бумагой, у детей происходит более успешное преодоление недостатков в развитии. Хотелось бы немного рассказать об особенностях развития детей, имеющих недостаток интеллектуального развития. Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются более всего на моторно-двигательном развитии детей. Особенно это заметно в развитии как общей, так и мелкой и артикуляционной моторики. Дети, как правило, страдают моторной неловкостью, недостаточной координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое. Для образования двигательных движений необходимо формирование серии движений, что происходит медленно и с большим трудом. У детей в дошкольном возрасте с интеллектуальной недостаточностью характерно нарушение координации движений обеих рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация), страдает двигательная память. Дети, даже прошедшие первый этап обучения, плохо рисуют, не замыкают линии, неловко выполняют работы по аппликации, рисованию. Кроме этого, у детей наблюдается недоразвитие эмоционально-волевой сферы - они не могут сосредоточиться на большой промежуток времени, быстро устают, могут оставить свою работу недоделанной. Развитие мелкой моторики очень важно при подготовке детей к письму.

Процесс изготовления поделок из бумаги, природного материала, подручных средств интересен и приятен. Мы постарались сделать так, чтобы и для наших детей поделка была не просто итогом работы, а любимой игрушкой, подарком, который бы дети берегли и радовались вместе с педагогом. Постепенно у детей складывается система определенных навыков и знаний, необходимых для изготовления поделок.

Специально организованная работа по овладению детьми различных техник изготовления поделок приводит к тому, что у детей начинает активно развиваться все органы чувств и различные анализаторы. Дети, рассматривая материал для будущей поделки, осматривают его, ощупывают, сравнивают с другими материалами. Таким образом, идет воздействие на все органы чувств, развиваются сенсорные анализаторы. На занятиях по ручному труду создаются условия для развития речи - дети говорят о том, что им предстоит делать (планирующая функция речи), оценивают свои работы и работы других детей (совершенствуется грамматический строй языка).Очень важно для общего развития детей создать благоприятный эмоциональный фон на занятии. Чтобы дети испытали удовольствие и радость в процессе создания красивой игрушки. Дети с интеллектуальной недостаточностью часто самостоятельно не могут выполнять даже простые поделки. Воспитатель помогает ребенку с первых этапов обучения - планирует с ребенком предстоящую деятельность, активно помогает тем детям, которые не могут справиться. Даже если поделка выполнена совместно, дети испытывают большую радость от общего результата.

Ручной труд способствует развитию у детей внимания - повышает его устойчивость, произвольность. Труд по изготовлению поделок способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Ведь для этого нужно прилагать усилия, проявлять настойчивость, стремиться к результату.

У детей с интеллектуальной недостаточностью работа по знакомству с изготовлением различных поделок начинается с первого этапа обучения. Первый этап идет как подготовительный. Для этого существует специальный цикл игр детей с бумагой, бросовым материалом и тканью.

Цели подготовительного этапа обучения:

  • Познакомить детей с наиболее характерными особенностями бумаги (на ней можно рисовать, она рвется, мнется, сгибается в разных направлениях).
  • Формировать представления об игровых действиях с бумагой, тканью и разнообразным бросовым и природным материалом, который можно использовать в игровых целях (скорлупки грецких орехов, листики, камешки).
  • Побуждать интерес к играм и разнообразным действиям детей с бросовым материалом, тканью, бумагой.
  • Для педагогов второго этапа обучения ставятся следующие задачи:
  • Воспитывать интерес к изготовлению различных поделок из бумаги, природного и бросового материала.
  • Учить приемам работы с бумагой, картоном, природным материалом.
  • Развивать планирующую и регулирующую функцию речи в процессе изготовления различных поделок.
  • Учить готовить место для занятий с природным материалом.
  • Формировать умение учитывать конкретные свойства материалов при выполнении поделок из них.

При организации занятий по обучению детей ручному труду нужно учитывать:

  • Возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей.
  • Использовать усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера.
  • Занятия должны нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия.
  • Педагог организует деятельность так, чтобы каждая игрушка и поделка могла быть использована детьми в реальной жизни.
  • К занятиям нужно приступать в хорошем настроении, иначе у детей возникнет стойкое отрицательное отношение к труду.

Большое внимание уделяем работе с родителями. Начиная с сентября, по мере необходимости, воспитатели проводят мастер-класс по изготовлению поделок из разных материалов, перед тем, как проводить занятие с детьми. Это делается для того, чтобы родители могли и в домашних условиях научить ребенка простым приемам работы или закрепить умения и навыки, полученные в детском саду. Родителям рекомендовано обратить внимание на коррекционную работу с детьми. Во-первых, необходимо приучать ребенка к самостоятельности - сам придумал, сам вырезал, сам склеил, сам построил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Во-вторых, нужно научить малыша бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу. Важно не упустить случая, чтобы развить фантазию, воображение ребенка.Перспективное планирование делается воспитателями в соответствии с лексическими темами, представленными учителем-дефектологом. Каждое занятие сопровождается художественно-речевым материалом (пальчиковые игры, физкультминутки, речевые игры, скороговорки). Для поддержания интереса детей происходит частая смена деятельности. В результате на выполнение самой поделки уходит всего 7-10 минут, а в остальное время проводится коррекционная работа.Занятия проводятся ежедневно по подгруппам. Основные разделы занятия: вводная часть, включающая в себя игровую мотивацию, объяснение и показ, работа детей и итог занятия в игровой форме.

В течение учебного года проводится диагностика: в сентябре, январе и мае. На основе диагностики делаются выводы об освоении ребенком программы и делаются рекомендации на следующий учебный год. Ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка.

Конспект занятия по ручному труду "Весенние цветы"

Программные задачи:

  • Учить детей делать цветы из гофрированной бумаги. Формировать умение учитывать свойства бумаги при выполнении поделки.
  • Развивать планирующую функцию речи в процессе выполнения поделки. Развивать мелкую и общую моторику, согласовывать движения обеих рук, осуществлять зрительный контроль. Закрепить приметы весны, развивать грамматический строй речи.
  • Воспитывать интерес к изготовлению поделок из бумаги.

Материалы к занятию: нарезанная желтая и зеленая гофрированная бумага на каждого ребенка, соломинка для коктейля, клей, бумажные бабочки, колпачки, в группе оформлена весенняя полянка, обруч, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Дети заходят в группу, встают в круг с воспитателем.

Воспитатель: - Что-то дети вы не очень веселые, улыбок нет на вашем лице.

Дети, кто из вас грустит
У кого тут кислый вид?

Сейчас мы скажем, друг другу приятные слова и у вас поднимется настроение.

Игра-упражнение "Комплимент".

Дети говорят друг другу комплименты.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.

Зазвенели ручьи.
Прилетели грачи.
В дом свой пчела
Мед понесла.
Кто скажет.
Кто знает, когда это бывает?
(весной)

- А вы хотели бы побывать на весенней полянке?

Для этого вам нужно надеть волшебные шапки и досчитать до 5 всем вместе.

(В это время включается фонограмма звуков леса и убирается ширма)

- А теперь снимайте шапки. Посмотрите, что это там такое? Это весенняя полянка. А чтобы до нее добраться нам нужно пройти по дорожке.

Логоритмическое упражнение "Прогулка в лес"

(дети идут по кругу и выполняют упражнение по показу воспитателя)

Улыбаются все люди
Весна, весна, весна.
Она везде, она повсюду
Красна, красна, красна.
По лугу, лесу и полянке
Идет, идет, идет.
На солнышке скорей согреться
Зовет, зовет, зовет.
А в ручейке лесном задорно
Звенит, звенит, звенит.
По камушкам в речке широкой
Журчит, журчит, журчит.

- Вот мы и подошли к полянке. Но чтобы попасть на полянку нам нужно пройти через ворота, а ключом будут слова, которыми можно сказать про весну. (Дети пролезают в обруч, называя приметы весны).

- Какая красивая полянка. Воспитатель задает детям вопросы - Что вы здесь видите? - (какие деревья, листочки, ручеек, кое-где лежит снег, травка, один цветок)

- Посмотрите, а что это за красивая коробочка? В ней что - то шуршит.

Загадка про бабочку.

На цветке сидит цветок.
Пьет цветочный сладкий сок.

Воспитатель открывает коробочку, дети находят там бумажных бабочек, рассматривают их.

- Какие красивые бабочки. Чем питаются бабочки? (сладким нектаром, который дают цветы). Наши бабочки после долгой зимы очень хотят сладкого нектара. Давайте посадим бабочку на цветок. Только для одной бабочки есть цветок. Что же делать остальным бабочка? Чем мы можем им помочь? (сделать еще цветы). Давайте сделаем красивые цветы для бабочек. (Раздать бабочек детям). Музыка выключается.

Воспитатель предлагает пройти детям к столам.

- Посмотрите, какой у меня красивый цветок. Показать вам как его делать?

Обследование цветка: это-стебель, он зеленого цвета, а это что у цветка - листья, их 2. Они зеленые. А это что у цветка - лепестки. Давайте посчитаем, сколько лепестков - 4. Какой формы - овальной. Какого цвета?

Воспитатель подробно показывает, как нужно делать цветок.

-Из чего я буду делать стебель - что это? Это соломинка для коктейля. Я ее буду обклеивать полоской зеленой бумаги. Посмотрите как.

-А теперь я буду делать лепестки. Я беру желтую бумагу, разрезаю ее на 4 части, получились 4 прямоугольника. Как из прямоугольника сделать овал? Плавными движениями обрезаю уголки, чтобы у меня получился овал. А теперь мне нужно приклеить все лепестки. Чего не хватает? Листиков. Я покажу вам, как нужно сделать листики.

(подробный показ выполнения работы)

А теперь вы будете делать цветы для ваших бабочек.

Пальчиковая игра "Цветок"

Утром алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок подует,
Цветики волнуют.
А под вечер все цветки
Закрывают лепестки.
Головой качают.
Тихо засыпают.

-Откройте коробки. Посмотрите, какая в них лежит бумага. Потрогайте ее - какая она? - она шершавая, легко рвется, если ее помять - она шуршит. Работайте аккуратно, чтобы бумага оставалась красивой. Пользуйтесь салфетками, чтобы ваши руки были чистыми.

Работа детей.

-Какие красивые у вас получились цветы. Посадите на них своих бабочек.

Включается "Вальс цветов". Давайте потанцуем с цветами. Кружатся. (Музыка выключается)

А теперь можно отнести цветы на полянку. Дети проходят через обруч, ставят цветы на полянку, посмотрите. Какая она стала красивая. Дети любуются своими работами, рассказывают о своей работе, оценивают работу других. Настало время нам возвращаться обратно. А чтобы вернуться - вам нужно придумать слова о своем цветке, - какой он? (красивый, нежный, весенний, необычный, волшебный, таинственный). Дети проходят через обруч. Пойдем по дорожке тихо, чтобы не спугнуть бабочек.

Сели на ковер. Мне сегодня понравилось, как вы занимались. Вы сделали очень красивые цветы и теперь всем бабочкам хватит сладкого нектара.