Цели урока: Формировать навыки правильного, слогового, выразительного и сознательного чтения; познакомить учащихся с новыми звуками, новыми буквами; учить узнавать графический образ букв; способствовать развитию литературной, грамотной и связной речи, внимания, мышления, памяти, фонематического слуха; прививать интерес и любовь к чтению ; знакомить со сказками А.С. Пушкина.
Оборудование: Учебник «Русская азбука» (автор В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин); таблица слогов; иллюстрации рака, раков, реки, весёлого карандаша-человечка; касса букв и слогов демонстрационная; звуковая касса демонстрационная; лента букв демонстрационная; алфавит в картинках; доска, звукозапись сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (ТСО), портрет А.С. Пушкина.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Сегодня мы продолжим путешествие по стране Букволандия (таблица с алфавитом). Вместе с нами будет путешествовать Весёлый Карандашик. Он приготовил вам много рисунков, которые понадобятся нам в путешествии. А пока расскажите Карандашику, чему мы научились на прошлых уроках.
II. Повторение пройденного материала
Учитель: Из чего состоит наша речь?
Дети: Наша речь состоит из предложений.
Учитель: Из чего состоят предложения?
Дети: Предложения состоят из слов.
Учитель: На какие части делятся слова?
Дети: Слова делятся на слоги.
Учитель: Что мы слышим и произносим?
Дети: Мы слышим и произносим звуки.
Учитель: На какие 2 группы можно разделить все звуки?
Дети: Звуки бывают согласные и гласные.
Учитель: О каком звуке идёт речь?
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается … (гласный)
Учитель: А как называются звуки, которые не тянутся, не поются, произносятся с препятствием?
Дети: Согласные.
Учитель: Посмотрите на ленту букв. Прочитайте гласные буквы, которые мы уже изучили.
Назовите изученные согласные буквы. А теперь посмотрите на доску и догадайтесь, какая буква лишняя и почему?
- К Л О Н Т
- А У О Н И Ы
Дети:
- Лишняя буква О, т.к. она гласная, а все остальные – согласные.
- Лишняя буква Н, т.к. все буквы гласные, а буква Н – согласная.
Учитель: Покажите Карандашику, как вы научились читать слоги с изученными буквами.
Дети: (Читают по строчкам хором):
- НА НО НУ НИ НЫ
- СА СО СУ СИ СЫ
- КА КО КУ КИ КЫ
- ТА ТО ТУ ТИ ТЫ
- ЛА ЛО ЛУ ЛИ ЛЫ
Учитель: Ребята, Карандашик тоже научился читать слоги. Но не может из слогов составить слова. Помогите Карандашику.
ЛУ | КУК | |||||
НА | СИ | ЛА | СО | |||
ЛА | КИ |
Дети составляют слова: луна, сила, кукла, соки.
III. Постановка темы и цели урока
Фонетическая зарядка
- Как вороны кричат? (каррр)
- Как собаки рычат? (ррр)
- Как моторы тарахтят? (ррр)
Учитель: Догадайтесь, с каким звуками будем работать? ([р],[р'])
Сегодня мы познакомимся с новыми звуками, с новыми буквами, будем читать более длинные тексты.
IV .Работа с новым материалом.
Учитель: Посмотрите, какую картинку нарисовал Карандашик? Кто это? (Вывешивается картинка рака)
Дети: Рак.
Учитель: Выделите первый звук в слове рак.
Дети: Р-р-р.
Учитель: Какой это звук?
Дети: Согласный, т. к. воздух проходит через преграду. Твёрдый.
Учитель: Ребята, а где водятся раки?
Дети: В реке.
Учитель: Правильно. Посмотрите как красиво нарисовал реку Карандашик (вывешивается картинка). Произнесите первый звук в слове река. Какой это звук?
Дети: Это мягкий согласный звук.
Учитель: Эти 2 звука записываются одной буквой, которая называется согласная буква ЭР.
(На доску вывешиваются 2 карточки с буквами Р, р.)
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
(В. Степанов)
Ручка круглая у трости.
Трость для деда сделал Костя.
(Г. Виеру)
Учитель: Поучимся читать слоги с буквой ЭР.
Дети: РО РА РИ РУ РЫ – РЫ РУ РИ РА РО
V. Работа с разрезной кассой букв, слогов и звуковыми схемами.
Звуко-буквенный анализ слов.
Учитель: Составим звуковую схему слова РАК и соберём слово из букв.
(Один ученик составляет на доске, остальные дети – в своих кассах букв и слогов)
Учитель: Сколько звуков в слове рак? А сколько букв? Сколько гласных? Сколько согласных? Сколько слогов? Как докажете?
Дети: Сколько гласных в слове, столько и слогов.
Учитель: А кто из вас пробовал раков? (Вывешивается картинка с изображением раков) Составьте звуковую схему и слово РАКИ из слогов разрезной азбуки… Проверьте. Сколько слогов в слове раки? (2)
Учитель: Какой слог ударный? (первый)
Учитель: Из чего состоит первый слог?
Дети: Из слияния твёрдого согласного с гласным.
Учитель: Второй слог?
Дети: Из слияния мягкого согласного с гласным.
Учитель: Сколько всего звуков? (4) Сколько всего букв? (4) Сколько гласных? (2) Сколько согласных? (2)
VI. Работа с «Азбукой» (с. 68-69)
- Чтение слогов ро, ра, ры, ру, ри.
- Чтение слов в столбиках: рана, ранка, тронул, уколол
- Чтение текста «Кактус». Выборочное чтение по предложениям.
- Беседа по уходу за кактусами.
VII. Работа по развитию речи.
Составление рассказа по иллюстрации к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (с.68-69)
Учитель: Что изображено на рисунке?
Дети: Море, берег, волны, радуга, дерево, избушка, корыто, ведро.
Учитель: Кого вы видите на рисунке?
Дети: Деда, старуху, золотую рыбку.
Учитель: Какое явление природы изображено на рисунке?
Дети: Гроза: молния, дождь, тучи, радуга, волнение на море.
Учитель: Какие ещё явления природы вы знаете?
Учитель: Кто узнал эту сказку? Как она называется? Кто автор? (Вывешивается портрет А.С.Пушкина) Учитель: Прочитайте отрывок в учебнике и найдите слова с новой буквой.
Дети: Рыбу, старик, старуха, моря, ровно, пряла, пряжу.
Учитель: А теперь послушайте конец сказки ( включается звукозапись).
Учитель: Почему старуха осталась у разбитого корыта? Как поняли смысл "Остаться у разбитого корыта"?
Дети: Старуха – жадная, злая, ей всего мало. Жадность – плохое чувство.
Учитель: Назовите слово с противоположным значением.
Дети: Жадность – щедрость.
VIII. Подведение итогов урока.
Учитель: Что нового узнали на уроке?
Дети: Познакомились с новыми звуками, с новой буквой. Научились читать слоги, слова с буквой Р.
IХ. Домашнее задание.
Читать слоги, слова, предложения с буквой «Р» на с. 68-69.