Уникальность русского языка

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Некие заметки по поводу представленного материала

Представленный урок второй при изучении темы “Фразеология”. На уроке стандартно положено рассмотреть происхождение отдельных фразеологических единиц (ФЕ) и пополнение языка за счет фразеологии. Я ставлю задачу шире: для меня важнее, чтобы ребенок легко пользовался такой лексикой.

Сам материал настолько интересен мне как учителю, что уроки по лексике и фразеологии часто продолжаются на литературе, истории, географии (подключаю коллег, работающих в моих классах, прошу строить уроки на интересующем меня языковом материале – мне идут навстречу охотно) и во внеурочной деятельности: на классных часах, в предметных играх.

Дети тоже активно откликаются на мое вдохновение: многие материалы – текстовые и визуальные – готовят к урокам самостоятельно (особенно любят находить в газетах, журналах юмористические картинки). Замечают в своей речи обороты, вдруг возникшие, и радуются, хвалятся. Что может быть большим удовольствием для учителя?

Уроки строятся по определенной системе даже на организационном уровне. Администрация школы идет мне навстречу, и по моей просьбе количество уроков в расписании чередуется ?, двойные уроки необходимы, особенно в теме “Лексика”, когда на маленького человека обрушивается словесная мощь, возможно, далекая от обычного языка ребенка.

Как строится урок?

Обязательными являются пять этапов урока: опрос, осознание темы, закрепление и отработка умений, итог, домашнее задание. Данная структура позволяет выработать у ребят четкое распределение сил во временном пространстве, через определенное время они сами подсказывают, что делать, некоторые работают самостоятельно, требуя большего количества заданий.

Задача учителя – менять виды деятельности
(каждый урок – открытие, событие)

  1. Опрос. Данный этап – разминка или подготовка к восприятию нового. Состоит из 2 фрагментов: индивидуальная карточка (выдается ребятам для получения оценки), через немногое время дети уже карточки выпрашивают, зная, что это хорошая возможность или исправить положение, или поработать на перспективу; ПТЗ (проверка теоретических знаний) – это работа с классом, которая предполагает несколько ответов на вопросы домашней темы и практическую часть (распечатанное задание или проецирование на экран).
  2. К некоторым урокам прилагаются карточки №1, №2 и т.д., это задания для работы над ошибками (ребенок понимает, что тема им не усвоена, он может подойти вне урока, рассказать теорию, выполнить такую карточку и получить оценку).

  3. Очень важный этап урока - осознание темы. Понимание, почему эта тема важна и зачем ее следует изучать, - это то, с чего я начинаю разговор всегда, иначе – последующее действие механическое, результат недолгий. Часто включает в себя лексическую работу со словами (идеально - визуальную).
  4. Закрепление темы – отработка навыка графического объяснения нового знания, ребенок должен учиться читать схемы, знаки, символы не только на уроках математики или физики, умение мыслить конструктивно, укладывать мысли в четкую формулу – это один из способов речевого общения (в частности между учителем и учеником).
  5. Итог – наблюдение ребят за своей деятельностью и деятельностью учителя и ее оценка (лучшая – “я сегодня молодец”, “спасибо Вам, Ирина Петровна”)
  6. Домашнее задание всегда, даже после контрольной работы.

План-конспект урока

Происхождение фразеологизмов, использование их в речи

Русский язык 6-й класс

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы Москва “Просвещение”, 2007г. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М, Шанский

Русский язык: учебник для 6-го класса общеобразовательных учреждений (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.: Просвещение, 2008г.)

Цели урока.

  • Знать источники пополнения русского языка за счет фразеологизмов, знать особенности употребления фразеологизмов в речи;
  • Расширять лексикон учащихся; развивать умения и навыки использования фразеологизмов в речи.
  • Воспитывать эстетическое наслаждение от употребления в своей речи фразеологизмов.

К уроку учащиеся готовили сообщения об этимологии ФЕ по вариантам:

1в. – белые мухи;

2в. – грести лопатой;

3в. – мутить воду;

4в. – от горшка два вершка;

5в. – тертый калач;

6в. – филькина грамота

Ход урока

I. Опрос.

(Индивидуально): КАРТОЧКА. Приложение 1

I. Нормативное ударение должно быть на третьем слоге:

а) упрочение

б) каталог

в) феномен

II. Определите и объясните фразеологизм: [3]

Рисунок 1

III. Вставьте пропущенные буквы, докажите графически:

Кто рано се .. т, семян (не)теря .. т.

(Класс): ПРОВЕРКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. Приложение 1

I. Определите и объясните фразеологизм: [3]

Рисунок 2

II. Подберите к иностранным фразеологизмам соответствующие им русские фразеологизмы. (Китайские фразеологизмы):

Толочь воду в бамбуковом решете – “заниматься чем-то бесполезным” ___________________

связать и положить на высокую полку - “отложить на длительное время” _________________

журавль среди кур – “человек, резко выделяющийся в своем окружении” __________________

III. Определите смысл фразеологизмов. Какие слова в приведенных фразеологизмах не употребляются в современном русском языке в свободном виде?

Ищите и обрящете

Без зазрения совести

Витать в облаках

От аза до ижицы

Ничтоже сумняшеся

Несть числа

II. Тема. Цель.

1. Объяснение темы, постановка целей, задач.

  • Перечитайте тему, определите цель урока. Объясните эпиграф. Приложение 3 (слайд 1)
  • На какие вопросы в ходе урока мы должны ответить? (Как появляются ФЕ в русском языке? Каковы особенности употребления ФЕ?)
  • Продолжите: “Я хочу (не хочу) научиться использовать в своей речи ФЕ, потому что…”

Вывод: В ходе урока мы должны

А) узнать, как появляются ФЕ в русском языке;

Б) каковы особенности употребления ФЕ;

В) учиться использовать в своей речи ФЕ

2. Работа с таблицей. Приложение 3 (слайды 2-6)

  • Рассмотрите схему (у каждого на парте Приложение 2), заполните первую часть таблицы, иллюстрируя примерами ФЕ, сделайте вывод о происхождении ФЕ.
Источники появления фразеологизмов в русской речи Особенности употребления фразеологизмов

Выводы: Приложение 3 (слайд 7)

3. Работа с лингвистическим текстом. Приложение 3 (слайд 8-11)

  • Заполните вторую часть таблицы, сделайте вывод об уникальности русской речи.

Выводы: Приложение 3 (слайд 12)

4. Выполнение упражнений.

Учитель:

- Мы сказали, что наша задача заключается в том, чтобы сделать нашу речь красивой, правильной и богатой, поэтому слова и выражения, которые мы используем в своей речи должны быть точны и уместны.

А) Работа с учебником.

  • По значению определите фразеологизм упр.103; каково его происхождение?
  • Расскажите об истории возникновения фразеологизма (подготовленное задание по вариантам) Приложение 4

Б) Тренировочные задания

  • Укажите, какие из приведенных словосочетаний являются свободными, какие - фразеологически связанными. Белый танец, белая бумага, белая смерть, белый стих, белое вино, белая ворона, белый снег, белое золото.[2] Приложение 3 (слайд 13)
  • Найдите синонимичные фразеологизмы и соедините их. Приложение 3 (слайд 14-15)
1. Держать ушки на макушке

2. Другая история

3. Гроша медного не стоит

4. Душа болит

5. Голову морочить 

6. Рукой подать

7. Голубая кровь

8. Держать ухо востро

1. Два шага

2. Заговаривать зубы

3. Другая песня

4. Одним лыком шиты

5. Белая кость

6. Грош цена

7. Одного поля ягоды

8. Кошки на душе скребут

Ответы: 1 – 7, 2 – 3, 3 – 6, 4 – 8, 5 – 2, 6 – 1, 7 – 5, 8 – 4

  • Найдите антонимичные фразеологизмы и соедините их.  Приложение 3 (слайд 16-17)
1. Через пень-колоду

2. Выдерживать характер

3. Гонять лодыря

4. Без царя в голове

5. Грош цена

1. Повернуть оглобли назад

2. В поте лица

3. Цены нет

4. Голова на плечах

5. Гнуть спину

Ответы: 1 – 2, 2 – 1, 3 – 5, 4 – 4, 5 – 3

  • Найдите вторую часть (устно, эстафетно, сколько позволяет время):
  • Сколько лет …
  • Честь имею …
  • Хорошенького …
  • Не за страх, а …
  • В один прекрасный …
  • Не тут-то …
  • Всеми правдами и …
  • Идти нога …
  • Не по дням, а …
  • Мастер на все …
  • Молоко на губах …
  • После дождичка …
  • Дрожит как …
  • Выводить на …
  • Катается как …
  • Поразить как гром …
  • Знать как свои …
  • Ни рыба …
  • Взять себя …
  • Палец в рот …
  • Часто на основе ФЕ строится шутка, которая очень популярна у художников, объясните ФЕ Приложение 3 (слайд 18-21)

III. Подведение итогов

  • Как появляются в русском языке ФЕ?
  • Каковы особенности употребления ФЕ?
  • Почему необходимо изучать ФЕ?

IV. Домашнее задание Приложение 1

1. Рассмотрите, объясните фразеологизм

Рисунок 3

2. Укажите, какие из приведенных словосочетаний являются фразеологизмами, 2-3 объясните.

А) Держать нос по ветру

Б) Держать порох сухим

В) Держать руку на пульсе

Г) Держать за руку

Д) Держать шапку

Е) Держать слово

Ж) Держать ушки на макушке

З) Держаться на честном слове

И) Держаться за поручень

К) Держаться на плаву

3. Пришёл в литературный язык из речи кузнецов фразеологизм:

А) Доводить до белого каления

Б) Разделать под орех

В) Встретить в штыки

Ответы:

2. а, б, в, е, ж, з, к

3. а

V. Совет старшеклассника. Приложение 3 (слайд 22)

VI. Самостоятельная работа. Приложение 3 (слайд 23)

  • Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.
  • Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
  • Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
  • Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
  • Мы дружно работали сложа руки.
  • Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
  • У лягушки дух захватило от страшной высоты.
  • Яшка сломя голову остановился.

В разработке данного урока использовалась следующая литература:

1. М. И. Дубровин. Русские фразеологизмы в картинках

2. Материалы сайта GRAMMA.RU

3. А. М. Чепасова. Фразеология русского языка. Книга для юношества