Интегрированный урок (литературное чтение + ИЗО+ музыка) "Весна идет, весне дорогу!" (3-й класс, программа "Гармония")

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема: Весна идет, весне дорогу!

Цели:

  • Обобщить знания детей по изученному форзацу о весне.
  • Учить интонационно правильному выразительному чтению.
  • Развивать умение сравнивать и соотносить поэтическое и музыкальное произведение по содержанию и видеть главное в прочитанном и услышанном.
  • Учить детей видеть и устанавливать единую мысль в разных областях искусства.
  • Воспитывать  эстетическое отношение к природе и музыке.

Оборудование:

1) Учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» (3-й класс, 4-я часть).
2) Портреты писателей (Ф. Тютчев, А. Плещеев, А. Майков, А. Толстой, А.  Фет, Л. Чарская, А. Блок, Е. Благинина).
3) Карточки к игре «Путаница».
4) Карточки на партах (осенний лист и подснежник), музыкальные произведения, цветные карандаши.
5) Кузина, Кубышкина «Рабочая тетрадь» (изо, 3-й класс).
6) Слайды презентации. (Приложение)

Ход урока

I. Мозговая гимнастика

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. В нем соединились вместе несколько уроков: литературное чтение, музыка и изобразительное искусство. Мы вспомним изученные произведения, интонационно правильно, выразительно будем читать их, научимся сравнивать и соотносить поэтическое и музыкальное произведение по содержанию.

Ребята, откроем форзац учебника и вспомним, какую последнюю тему закончили в этой части учебника. (Весна идет, весне дорогу!)

Весна, весна кругом живет и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!
Взлетел петух на самый гребень крыши,
Да так поет, что слышит весь район.

Раскрыты окна, веет теплый ветер,
И легкий пар клубится у реки,
И шумно солнцу радуются дети,
И думают о жизни старики.

III. Игра «Ассоциация»

Учитель: Какие чувства, представления возникают у вас, когда вы слышите слово «весна»? (Работа в парах).

- А теперь объединитесь группой и выберите самое главное. Представитель группы называет это слово. (Учитель записывает его на доске.)

Обобщение записанных слов на доске учителем сопровождается показом слайдов 2, 3, 4.

- Весна - это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы, насекомые и букашки выползают из щелей на солнышко и греют свои слабые крылышки. Прохожие улыбаются друг другу и настроение у всех такое, что хочется запеть песню.

С какими произведениями познакомились на уроке литературного чтения по данной теме? Желательно называть и автора произведения.

IV. Игра «Путаница»

(Слайд 5)

Необходимо соотнести авторов и название произведения. У каждого ребенка такие же листочки.

Ф. Тютчев

 

Весна

А. Блок

 

Дивные звуки

Е. Благинина

 

Зима недаром злится

А. Плещеев

 

Вербочки

Л. Чарская

 

Ласточка примчалась

А. Майков

 

Черемуха

После выполнения открыть слайд 6 с правильными ответами.

Ф. Тютчев

 

Зима недаром злится

А. Блок

 

Вербочки

Е. Благинина

 

Черемуха

А. Плещеев

 

Весна

Л. Чарская

 

Дивные звуки

А. Майков

 

Ласточка примчалась

Проверка.

Учитель: Встаньте, кто не сделал ни одной ошибки, кто сделал одну ошибку.

Чтение стихов наизусть.

- Какой сейчас идет месяц? Кто посвятил свое произведение этому месяцу?

Чтение стихотворения Я. Акима «Апрель», стр. 168.

Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски, вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут песни, журчат ручьи, или тихо шепчут только что родившиеся листья березы. Слушайте и смотрите весну.

V. Музыкальная шкатулка

(Слайд 7)

Учитель: Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, в шелесте опавших листьев.

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы - пьеса Георгия Свиридова «Весна. Осень». Вы знаете, что такое музыкальная форма? (Ответы детей.)

Построение музыкального произведения.

- Молодцы! Значит, вам не составит труда определить, сколько частей в произведении Свиридова. (Две.)

Но эта задача легкая, так как подсказка в самом названии. Теперь же вам надо определить в какой части изображена весна, а в какой осень.

ПРОСЛУШИВАНИЕ. Г. Свиридов «Весна. Осень». Дети поднимают картинки с изображением подснежника или желтого листочка.

- Посмотрите на слова, характеризующие  музыку 1-й части - ВЕСНА и 2-й части - ОСЕНЬ. Выберите их по назначению. (Слова на доске или слайд 8.)

ГРУСТНАЯ
ТОСКЛИВАЯ
ЗАУНЫВНАЯ
ПАСМУРНАЯ
ПЕЧАЛЬНАЯ
СВЕТЛАЯ
ПРОЗРАЧНАЯ
СОЛНЕЧНАЯ
РАДОСТНАЯ

Учитель: Пали морозы. Отзвенела капель, оттаяло и согрелось солнце, Земля скинула с себя простыни снега и лежит влажная и тяжелая, прислушиваясь к неуклюжему рокоту талой воды. Природа проснулась.

Утром года назвал это время поэт. На проталинах тянется к солнечному теплу первый подснежник.

Появляется подснежник (слайд 9), затем другие цветы - пролеска, мать-и-мачеха, первоцвет. (Слайд 10).

В лесу, где березки толпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?»

Учитель: Какие произведения были посвящены весенним цветам? (В. Железников «Три ветки мимозы» стр.137, Г. Новицкая «Подснежник», стр. 143, В.Берестов «Мать-и-мачеха», стр.143).

Как одним словом называются первые весенние цветы? ПЕРВОЦВЕТЫ. Само название говорит о том, что они цветут первыми.

Работа в тетради по изобразительному искусству. (Слайд 11. Поэтапное рисование первоцвета.)

Учитель: Ребята, я прочитаю только отрывок из стихотворения А. Фета. (Cтр. 161, 2-е четверостишие.)

- Так какие же деревья проснулись в лесу?

Дети называют автора и его произведение. Н. Сладков» Ивовый пир», А. Блок «Вербочки», Е. Благинина» Черемуха».

- Каким стихотворением заканчивается раздел чтения «Весна идет, весне дорогу!»?

Стихотворение Л. Чарской «Дивные звуки». (Ученик читает это стихотворение наизусть.)

- Какому празднику посвятил поэт это стихотворение? Какое настроение создает это стихотворение?

VI. Итог урока

- Чтобы у вас было отличное весеннее настроение, в память о нашем уроке мы подарим вам песню о весне! (Дети поют песню о весне или звучит песня. Песня сопровождается картинками о весне, слайды №12-28.)

Стихи о весне

1) Ну, весна, как дела?
Для чего тебе метла?
Для чего тебе ручьи?
И лучи, что горячи?

-У меня уборка:
Снег смести с пригорка,
Мусор смыть с дорожек.
Я лужайки посушу,
Вас на праздник приглашу.

2) Жаворонки прилетайте к нам,
Красу-весну принесите нам.
А зимушку отнесите от нас.

3) Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)