Разработка августовского педсовета "Наша школа сегодня и завтра"

Разделы: Администрирование школы


Цели педсовета:

  • ознакомление педагогического совета с анализом итогов 2008-2009 учебного года, представленным в Публичном докладе директора школы;
  • информирование педагогов школы с идеями развития образования в России;
  • организация работы педагогического коллектива по выработке направлений развития школы, исходя из выявленных проблем и предложенных решений.

Повестка дня:

  • Публичный доклад директора школы – выступление Т.В. Кутовой.
  • Обсуждение доклада. "Управление качеством образования. Стратегические идеи развития школы" – выступление Н.Е. Левинтовой.
  • Анализ проблем и поиск решений – работа в группах.
  • Чайная пауза.
  • Подведение итогов групповой работы.
  • Формирование творческой группы по разработке Программы развития.
  • Подготовка к проведению Дня Знаний – выступление
  • Е.Ю. Костьяновой
  • Разное (выступление Н.Н. Агарковой, С.Н. Клочковой, Н.В. Буренковой и другие)

Стратегические идеи развития школы. Управление качеством образования - выступление Н.Е. Левинтовой.

Городская целевая программа развития образования “Столичное образование-5” на 2009–2011 гг.:

  • создание систем управления качеством образования в 100% образовательных учреждений города Москвы;
  • наличие внутренней экспертизы деятельности и аудита систем управления качеством образования.

Задача Городской целевой программы развития образования “Столичное образование-5” на 2009–2011 гг.

создание системы измерителей и методик для различных пользователей на всех уровнях и для всех процедур оценки качества образования на единых концептуально-методологических основаниях.

Как представляет процесс обучения современная педагогическая теория:

  • процесс обучения рассматривается как активное вовлечение учащихся в конструирование своих собственных знаний (конструктивистская дидактика);
  • обучение – это динамичный процесс, во время которого учащиеся используют доступные источники познания для формирования знаний и собственного мировоззрения;
  • приоритетом образования должна стать активная самостоятельная продуктивная работа учащихся.

Идея развития современного образования:

  • ценность предметного знания и предметной обученности должна уступить надпредметным умениям – ключевым компетенциям;
  • усвоение школьных предметов перестаёт быть единственной и главной целью образования, скорее становится материалом, на базе которого при помощи;
  • различных деятельностных форм организации занятий формируются требуемые компетенции.

Иными словами,

  • совершается переход от “школы знаний” к деятельностьно-компетентностной школе.

Проблема управления развитием компетенций педагогов для перехода от “знаниевой” модели образования – к деятельностно-компетентностной.

Проблема новых качественных уровневых показателей деятельности учителя и “внутрифирменного” повышения квалификации педагогов для обеспечения перехода от существующей модели к новой.

Компетенции как результаты обучения (по материалам Болонского соглашения).

В работе над определением наборов компетенций приняли участие более 100 университетов из 16 стран, в опросах и консультациях были задействованы 5183 выпускника, 998 профессоров, 944 работодателя.

Инструментальные компетенции

  1. Способность к анализу и синтезу.
  2. Способность к организации и планированию.
  3. Базовые общие знания.
  4. Базовые знания по профессии.
  5. Коммуникативные навыки в родном языке.
  6. Элементарные компьютерные навыки.
  7. Навыки управления информацией.
  8. Способность решать проблемы.
  9. Способность принимать решения .

Межличностные

  1. Способность работать в междисциплинарной команде.
  2. Способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях.
  3. Способность принимать разнообразие и межкультурные различия.
  4. Способность работать в международном контексте.
  5. Приверженность этическим ценностям.

Системные

  1. Способность применять знания на практике.
  2. Исследовательские способности.
  3. Способность к обучению.
  4. Способность к адаптации к новым ситуациям.
  5. Способность к генерации новых идей.
  6. Способность к лидерству .
  7. Понимание культур и обычаев других стран.
  8. Способность работать автономно.
  9. Способность к разработке проектов и управлению.
  10. Способность к инициативе и предпринимательству.
  11. Ответственность за качество.
  12. Воля к успеху.

Образовательные результаты (проект ФГОС).

Предметные - освоение предметных ЗУН, опыта решения проблем, творческой деятельности в рамках изучения предмета.

Метапредметные - освоенные на базе учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Личностные - система ценностных отношений обучающихся, к самим себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Из выступления проф. О.А. Радченко на Конференции “Современная школа сегодня и завтра”. 2009 г., май

  • Московский центр качества образования: к экспертизе деятельности школы наряду со специалистами привлекаются представители различных гражданских институтов, родительская и ученическая общественность.
  • Публичные отчеты перед профессиональным педагогическим сообществом, учениками и родителями, выпускниками и социальными партнерами.
  • В рамках программы “Столичное образование–5” будет сформирована система независимых измерений качества образования выпускников начальной школы, 9-х и 11-х классов.

Качество образования - интегральная характеристика, отражающая степень соответствия образовательных результатов и условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям (из Концепции ОСОКО).

“Управление качеством образования” или “Менеджмент качества” - это система мер по обеспечению гарантированного качества образования.

Формирование модели оценки качества образования в Москве в условиях построения современной школы. Оценка качества образования.

  • Ученик (оценка, самооценка).
  • Учитель (оценка, самооценка).
  • Образовательное учреждение (оценка, самооценка).

Уровни оценки качества образования в Московской системе оценки качества образования (СОКОМ)

Единые концептуально-методологические основания.

  • Уровень ГОРОДА (СОКОМ)
  • Уровень ОКРУГА (ОкрСОКО)
  • Уровень ОУ (СОКО ОУ)

Внутришкольная система управления качеством образования.

Стратегия

Процессы

Кадры

Ресурсы

Мониторинг

Результаты

Уровень внутришкольной системы управления качеством образования.

  • Образовательные результаты учащихся.
  • Удовлетворённость родителей, учащихся.
  • Удовлетворённость педагогов.
  • Оценка ОУ обществом.
  • Другие целевые показатели.

Критика ЕГЭ

При системном введении нового стандарта общего образования уже существующая критика ЕГЭ дополняется одной, но теперь уже “убийственной” позицией: очевидно, что ЕГЭ – это, всего-навсего возможность определить, какой учебной информацией владеет ученик.

При этом понятно, что то, с чем уже точно не может справиться ЕГЭ, – это с измерением деятельностных компетенций учащихся.

Из выступления ректора МППГУ В.В. Рубцова Психологическая подготовка учителя “для новой школы”.

В чем выражен низкий уровень психологической подготовки современного учителя (мнение Е.Л. Рачевского).

  • нет общей психологической культуры общения;
  • не умеет организовать работу в группах;
  • не умеет организовать урок в деятельностной парадигме;
  • не знает типологии детских проблем (детства в целом);
  • не умеет работать с различными категориями детей;
  • не знает психологии и физиологии (особенно детей);
  • не умеет работать с другими участниками образовательного процесса (учитель, директор, психолог, руководитель) и т.д.

Новые требование к современному учителю (мнение педагогов и управленцев по результатам мониторинга Федерации психологов образования РФ)

I.

  • Способность общаться с другими участниками образовательного процесса.
  • Способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду.
  • Умение применять здоровьесберегающие технологии.
  • Способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека.

II.

  • Владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в.
  • Приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, ориентированного на развитие креативной личности.
  • Способность “видеть” многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности.

Национальная образовательная стратегия – инициатива “Наша новая школа” (из послания Президента РФ Дмитрия Медведева от 5 ноября 2008 г.)

  • Обновление образовательных стандартов.
  • Создание системы поддержки талантливых учеников.
  • Развитие учительского потенциал.
  • Создание современной школьной инфраструктуры.
  • Здоровье школьников.

Действия педагогического коллектива в направлении инновационного развития школы.

  • Информирование педагогов школы о стратегических идеях, целях и задачах развития.
  • Обсуждение целей и задач и возможных изменений в деятельности учителя.
  • Создание структуры, управляющей процессами проектирования и реализации программы развития.
  • Организационные мероприятия и формы работы.
  • Обучающие семинары и тренинги.
  • Система поощреения и поддержки.
  • Работа творческих групп.
  • Преодолнение сопротивления инновациям.
  • Ориентация всех членов коллектива на единые ценности и приоритеты.
  • Включение всех педагогов в работу по достижению поставленных целей.

Проектная деятельность как развитие учительского потенциала (предложения).

  • МО учителей начальной школы: “Чтение – вот лучшее учение”, “Задачи”.
  • МО учителей русского языка и литературы: “Люблю читать”.
  • МО учителей математики: “Почему?”.
  • МО учителей английского языка: “Мой иностранный друг”.
  • МО учителей основ морали: “Слово и дело”.

Презентация