Психолого-педагогическая служба помощи родителям

Разделы: Работа с родителями


В Канском районе Красноярского края работает творческая группа учителей начальных классов «Психолого-педагогическая служба помощи родителям». За девять лет работы группа рассмотрела и апробировала следующие темы:

1. Дети, родители, учителя – союз трёх социальных сил.
2. Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей. Шкала благополучия семейной среды.
3. Поможем детям учиться. Психогимнастика, игры на различные темы с родителями.
4. Психологическая поддержка младших школьников. Как завести с ребёнком дневник настроения. Упражнения для детей с разным типом ВНД.
5. Весы воспитания. Требовательность. Интерес к ребёнку. Если возникли проблемы. Десять советов родителям.
6. Большие проблемы маленьких учеников. Учим уроки: советы Гиппократа. Пальчиковая зарядка для ног.
7. Тайны детского рисунка. Точка опоры для непоседы. Разработка родительского собрания.
8. Трудный ребёнок. Знаете ли вы, как ему помочь?
9. Не так страшен первый класс, как его малюют. Как уберечь ребёнка от стресса.
10. Ученик. Его прошлое, настоящее, будущее.
11. Одарённый ребёнок в массовой школе. Советы родителям.
12. Левшество. Проблемы левшества. Наши советы родителям.

В практике обучения детей младшего школьного возраста в последние годы произошли качественные изменения. И на данном этапе, пожалуй, нет ни одной другой ступени образования, которое имело бы такое количество программ и направлений в обучении детей, как младший школьный период развития.

В этом возрасте самосознание ребёнка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.

Когда ребёнок идёт в школу, он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений.

Формируется способность к саморегуляции. В младшем школьном возрасте начинают формироваться, усложняются и закрепляются такие качества, как произвольность и способность к саморегуляции, рефлексия. Сначала эти качества распространяются только на ситуации, связанные с выполнением учебной деятельности, а за тем и на другие сферы деятельности ребёнка.

Происходят осознание своего личного отношения к миру. Изменяется содержание внутренней позиции детей. На эмоциональное состояние ребёнка всё в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учёбе и отношения с учителями.

Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших школьников потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.

Общение с взрослыми на разных этапах развития ребёнка имеет свою специфику, служит разным целям. В первую очередь оно:

1. Ускоряет ход развития детей.
2. Позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию.
3. Позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.

Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития, начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности, и осуществляется благодаря тому, что:

1. Для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных).
2. Дри обогащении опыта ребёнка взрослый сначала знакомит его с чем – то, а за тем нередко ставить задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком.
3. Взрослый осуществляет подкрепление усилий ребёнка, их поддержку и коррекцию.
4. Ребёнок в контактах с взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.

К поступлению в школу ребёнок уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях, имеет навыки самообладания, может подчинить себя обстоятельствам – то есть имеет прочный фундамент для построения отношения с взрослыми и сверстниками. Существенным достижением в развитии личности является преобладание мотива «Я должен» над «Я хочу». У ребёнка развиты рефлексивные способности, которые он использует теперь для приобретения новых знаний и навыков. Кроме этого, учебная деятельность требует от ребёнка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления, а также создаёт новые условия для личностного развития.

Школа предъявляет к ребёнку новые требования в отношении общения – она становится «школой социальных отношений».

В младшем школьном возрасте ребёнку придётся пройти все перипетии отношений со сверстниками. Начальная школа вторгает прежде защищённого семьёй, малым личным опытом общения ребёнка в ситуацию, где взаправду, в реальных отношениях, следует научиться отстаивать свои позиции, своё мнение, своё право на автономность – своё право быть равноправным в отношениях с другими людьми.

Ведущее значение в этот период приобретает учебная деятельность. С момента поступления ребёнка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений. В процессе учёбы ребёнок осваивает знание и умения, выработанные человечеством.

Вторая особенность этой деятельности – приобретение ребёнком умения подчинять своё поведение массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе.

Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлечённое словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей. Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие, – думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Другим важным новообразованием этого возраста является такое важное качество личности, как умение произвольно регулировать своё поведение и управлять им.

 Поступление в школу значительно расширяет круг социальных контактов ребёнка, что неизбежно влияет на его «Я – концепцию». Школа способствует самостоятельности ребёнка, его эмансипации от родителей, предоставляет ему широкие возможности для изучения окружающего мира – как физического, так и социального.

Именно над этими проблемами и работает наша творческая группа.

Группа плодотворно работала над психологическим содержанием понятий «внимание», «игра», «память». В ходе обсуждения мы говорили о воображении и внимании у детей младшего школьного возраста, условиях развития внимания в младшем школьном возрасте. Особо интересно проходили дискуссии, на которых рассматривались особенности развития памяти у детей, виды памяти и их роль в психическом и личностном развитии у детей младшего школьного возраста.

Многолетняя работа нашей группы позволила разработать различные виды игр для родителей со своими детьми.

Наиболее интересным был круглый стол по проблеме «Собственная и идеальная семья младших школьников. Работа с родителями ребёнка младшего школьного возраста». Было разработано консультирование для родителей о типичных ошибках и трудностях семейного общения у детей младшего школьного возраста.

Характерные жалобы родителей на непослушание и упрямство детей, плохую память, невнимательность, неорганизованность, медлительность, неусидчивость, слабоволие связаны с проблемами самих родителей. И эти проблемы можно объединить в следующие группы:

1. Незнание родителями возрастных норм развития, неверные воспитательные установки и представления.
2. Психологические проблемы самих родителей.
3. Личностные характеристики родителей: авторитарность, эгоцентризм, негибкость поведения.
4. Потребность родителей в рекомендациях.

Для того чтобы облегчить общение и взаимопонимание с родителями мы разработали специальные рекомендации, которые распространяют учителя района в своих школах и используют в работе.

Полезную информацию для процесса консультирования, ключ к пониманию взаимоотношений родителей с ребёнком лежит в основе специальных занятий тренингов с родителями:

1. Разлад и кризис в отношениях между вами и вашим ребёнком представляет собой благоприятную возможность для вашего изменения и развития.
2. Вы и ваш ребёнок – равноправные люди, обладающие одинаковыми человеческими правами.
3. Ваш ребёнок – компетентный и достойный человек.
4. Вы также компетентны, и нет такой ситуации, в которой бы вы были беспомощны, всегда существует что-то, что вы можете сделать, чтобы помочь себе.
5. Ваша задача состоит в том, чтобы осуществить, выразить ваше внутреннее «Я» и заботиться о нём.
6. Вы несёте ответственность за то, что вы делаете.
7. Ваш ребёнок несёт ответственность за то, что делает он или она.

Если вы продвинулись до этого уровня, то теперь ваша задача сводится к тому, чтобы поддерживать эти установки. По существу, они воплощаются в двух принципах:

1. Воспринимайте вашего ребёнка как компетентного и достойного человека.
2. Верьте в то, что он или она обладает способностями, заслуживает доверия и отвечает за свои действия.

Передавайте это убеждение ему или ей при помощи:

1. Прямых обращений: «Я доверяю тебе самому принимать верные решения».
2. Выслушивания с уважением, то есть, одновременно предполагая, что он или она может решить свои собственные проблемы.
3. Переживания радости и удовольствия от принятия ребёнком решения.

При консультировании родителей учителю нужно учитывать эмоциональное состояние родителей: те чувства, которые они испытывают в данный момент, и степень их выраженности. Учитель должен взаимодействовать с семьёй в определённой последовательности.

Для учителей района создана презентация, которая помогает в проведении родительских собраний, в индивидуальном общении с родителями.

Приложение (презентация).