Урок-исследование по математике на тему "Виды треугольников" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: познакомить с различными видами треугольников; развивать познавательность, любознательность, пространственное мышление, логическое мышление, память; воспитывать самоконтроль, взаимовыручку, умение работать в группах, аккуратность.

Оборудование: счетные палочки, линейки, модели треугольников, плакат с изображением города треугольников, наборы треугольников разного вида, клей-карандаш, альбомные листы бумаги.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы совершим очередное путешествие в страну Геометрию. Посетимгород, в котором живут треугольники и познакомимся с ними поближе. При знакомствепроведем некоторое исследование, которое поможет вам лучше запомнить их названия.

2. Блиц-опрос.

- По дороге в город треугольников давайте освежим имеющиеся у на знания по геометрии.

- Какая геометрическая фигура самая простая?

- Какие бывают линии в геометрии?

- Что получится, если на прямой линии поставить точку?

- А что получится, если поставим две точки?

- Какая фигура получится, если два луча выйдут из одной точки?

- Какие углы уже знаем? (прямой, тупой, острый)

3. Мотивация. Постановка проблемы.

-Что вы знаете о треугольниках?

-А знаете ли вы, что каждый треугольник носит свое имя?

-Попробуйте догадаться, как их зовут:

-Если в треугольнике есть прямой угол, то как бы вы его назвали?

-А если в треугольнике есть тупой угол, то какое имя ему больше всего подходит?

- А если все углы острые?

- Сейчас вы должны провести исследования по группам и выложить треугольники определенным образом так, чтобы в одном треугольнике были :

  • 1-ая группа- два прямых угла,
  • 2-ая группа – два тупых угла,
  • 3-я группа – прямой и тупой углы.

- Подумайте, как бы вы назвали такие треугольники.

4. Исследования в группах.

1-ая группа. Инструкция:

- Выложите из палочек прямой угол.

- Достройте его до треугольника.

- Подумайте, как его можно назвать, если в треугольнике есть прямой угол.____________________________

- Попробуйте выложить треугольник так, чтобы в нем было два прямых угла.

- Получилось ли у вас? Почему?_____________________________

Сделайте вывод о результатах своего исследования.__________________________

2-ая группа. Инструкция:

- Выложите Тупой угол.

- Достройте его до треугольника.

- Как бы вы его назвали?______________________

- Попробуйте выложить треугольник так, чтобы в нем были два тупых угла?

- Получилось ли у вас? Почему?________________________

Сделайте вывод о результатах своего исследования.______________________

3-я группа. Инструкция:

- Попробуйте выложить треугольник так, чтобы в нем были и тупой угол и

прямой одновременно.

- Получилось? Почему?_______________________.

Какие одинаковые углы могут быть в одном треугольнике________________

- Сделайте вывод о результатах своего исследования.__________________________

Для каждой группы дается одинаковые рабочие листы, но заполнение будет разным.

Мы искали ответ вопрос ___________________________

Мы провели исследование___________________________

На основании проведённого исследования можно сделать вывод:___________________________

Что узнали, чему научились____________________________

5. Обмен информацией.

-Какие результаты исследования у вас получились? Смогли ли вы выложить треугольник в котором будет два прямых угла? Почему?

- Как вы предлагаете назвать треугольник с одним прямым углом?

- Варианты ответов. Вывешивается табличка с названием «прямоугольный треугольник».

Смогли ли вы выложить треугольник, в котором будет два тупых угла? Почему?

- Как вы назвали треугольник с одним тупым углом?

- Ответы детей… Вывешивается табличка с названием «тупоугольный треугольник».

- А может ли в треугольнике быть два острых угла? А три?

- Как называется такой треугольник?

- Ответы детей… Табличка «Остроугольный треугольник».

6. Организация и связывание информации.

а) - Итак, на уроке, проведя исследования, вы познакомились с тремя основными видами треугольников.

- Как же они называются? (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный)

- Какой треугольник называется прямоугольным?

- Какой треугольник называется тупоугольным?

- Какой треугольник называется остроугольным?

б) - Теперь я вам показываю треугольники, а вы их называете. (показать 6 различных треугольников)

в) - Теперь найдите их на плакате с изображением города треугольников.

г) Работа в группах.

- На столах у вас конверты с наборами треугольников. Найдите среди них прямоугольные треугольники, тупоугольные треугольники, остроугольные треугольники.

- На листах чистой бумаги из этих наборов вы должны сделать аппликацию города, где живут треугольники.

7. Подведение итогов.

-Что нового узнали на уроке?

-В чем были трудности?

- Понравилась ли вам работа на уроке?

-Как бы оценили свою работу?