"Лесные обитатели"

Разделы: Начальная школа


Тема: "Лесные обитатели".

Форма урока: урок-игра.

Вид урока: Объяснение нового материала.

Цели:

  • создать условия для формирования представления о жизни животных леса;
  • содействовать развитию коммуникативной культуры;
  • воспитывать бережное отношение к природе и стремление её защищать.

Оборудование: костюмы и картинки персонажей животных – зверей, птиц, насекомых; учебник “Окружающий мир”, тетрадь “Учимся думать и фантазировать” Н.Ф. Виноградовой; книги о природе; Красная книга;

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению новых знаний.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем беседовать о животных леса.

Посмотрите внимательно. Запишите сколько животных на картине?

Дети. На картине 6 животных: медведь, лиса, волк, тигр, олень, лев.

Учитель. Кого из них можно отнести к травоядным животным? Кого – к хищным животным? Какие из них живут в лесу?

Дети. Травоядные животные питаются растениями.

Хищники – другими животными.

III. Этап усвоения новых знаний.

Учитель. Среди жителей леса есть белка и бурундук. О них мы узнаем из текста на странице 107. Сравните белку и бурундука. Для этого рассмотрите рисунки и прочитайте текст. Чем похожи и чем различаются эти звери?

Дети. Звери похожи тем, что питаются орехами, … и готовят запасы на зиму.

Различаются тем, что белка живет в дупле или гнезде на дереве. А бурундук – в норе под старым пнем или упавшим деревом.

IV. Этап первичного применения знаний.

Работа в тетради (стр. 44, № 78).

Учитель. Чем белка отличается от бурундука? Отметь правильный ответ.

1) Бурундук – зверь, а белка – насекомое.

2) У бурундука на спине есть тёмные полоски, а у белки их нет.

3) Белка устраивает гнездо на земле под старым пнём, а бурундук – в дупле.

4) Белка зимой не спит, а бурундук впадает в спячку.

Дети.

У бурундука на спине есть тёмные полоски, а у белки их нет.

Физминутка

Давайте отправимся на прогулку в лес и пообещаем, впредь всегда и всюду. Животных будем мы беречь и охранять. В лесу шуметь не будем!

Гнёзд разорять не будем! Ежей ловить не будем!

Мы муравейники не будем разорять! Не будем бабочек ловить и закрывать!

Так будем мы природу беречь и охранять!

V. Этап обобщения знаний.

Учитель. Поиграем. Выбери себе роль любого лесного животного. Расскажи: кто ты (зверь, птица, насекомое)? Как тебя зовут? Какие у тебя привычки (повадки)? Вы, дети, будьте внимательны и готовьте ответ на вопрос. На какие 3 группы можно разделить этих представителей животных?

Дети в костюмах рассказывают диалоги.

Дети. Заяц и ёж.

Неожиданная встреча

– Я, заяц, лесной зверь. А ты кто?

– А я серый ёжик.

– Я тоже серый летом, а зимой белый. А ты меняешь цвет шерсти?

– Нет! У меня колючки. При встрече с волком, я свёртываюсь в клубок.

– Мы, зайцы, днём чутко спим, затаившись под кустом. А ты где живёшь?

– Днём я прячусь под листвой. А ежата – в гнезде. Всю зиму ежи спят. Просыпаются только с прекращением заморозков. А ты зимой спишь?

– Нет. К зиме у меня отрастает более густая и длинная шерсть, которая защищает меня от мороза во время неподвижного пребывания в снегу днём. А ночью, в сумерки и перед рассветом мы питаемся. А когда питаешься ты?

– Я тоже питаюсь ночью: жуками, жабами, мышами, ягодами, фруктами. Я не боюсь яда пчёл и шмелей. Даже яд змеи мне не опасен. А чем питаешься ты?

– Летом ем хвою, грибы… Зимой – ветки, кору. Всё хорошо, да вот во время наводнения на меня нападают хищники – рысь, волк, орел, ястреб, филин.

– Я тоже боюсь филина. Меня не спасают и колючки. Филин не боится моих иголок, так как его лапы покрыты прочной чешуёй. А мягкое оперение птицы делает ее полёт бесшумным и позволяет застигать меня врасплох. Нет покоя мне и от лисицы. При её приближении, я успеваю свернуться в клубок. Но лиса подкатывает клубок к берегу и сбрасывает в воду. Я расправляю спину и плыву к берегу. Тут меня и поджидает лиса. Приходится быть осторожным.

– Мне тоже.

– Удачи тебе.

– Тебе тоже.

Дети. Медведь и белка.

Встреча у дупла

– Я – лесной зверь – бурый медведь. Моё имя мед-ведь связано с тем, что я очень люблю мёд и знаю, где его искать. А ты кто?

– Я тоже лесной зверёк. А зовут меня белочка.

– Днём я скрываюсь в глухих местах, вечером выхожу на поиски корма и ем грибы, ягоды, жёлуди, орехи. Разворачиваю муравейники, отдираю кору. Иногда медведи едят яйца и птенцов, ловят лягушек. При случае нападают на лосей, кабанов, оленей, коров и лошадей.

– Я тоже ем ягоды, грибы, жёлуди, орехи… При неурожае белки едят побеги и почки. Разыскивают кладовые бурундуков и кедровок. Ловят жуков и бабочек. Иногда разоряют птичьи гнёзда, и поедают птенцов.

– В трудные годы я подбираюсь к человеку и трясу яблони, груши, алычу…

– А мы – преодолевая большие расстояния, добираемся до лесов, где много шишек с семенами, грибов, орехов, ягод ...

– Свою берлогу я устраиваю в сухом месте, в углублении, в расщелине скалы, под вывернутым пнём, А ты где живёшь?

– А я использую дупла дятлов или строю своё гнездо, в котором сплю. Температура в гнезде, даже в сильные морозы, достигает 18-20° тепла.

– К осени я жирею и сплю в берлоге всю зиму. Говорят, что медведи сосут лапу, но это неправда. Старая кожа на лапах отслаивается, а молодая – зудит и мёрзнет, поэтому медведи облизывают её. А ты где спишь?

– А я не сплю, т.к. делаю запасы на зиму. Все белки трудолюбивые, поэтому я могу брать корм из любого дупла.

– На меня могут напасть волки, тигры. А ты кого остерегаешься?

– А я остерегаюсь куницы, лисицы, совы, филина, горностая...

– Будь осторожна.

– Ты тоже.

Дети. Лиса и волк.

Встреча героев сказки

– Я лесной зверь, лисичка, рыжая сестричка. А ты кто?

– А я серый волк, зубами щёлк. Тоже лесной зверь.

– У меня хвост пушистый. Он служит мне рулём, греет лапы и нос. А у тебя?

– А у меня серый хвост.

– Зимой у меня шуба теплая. А в непогоду я прячусь в норе, которую строю сама или поселяюсь в норе барсука. А ты где живёшь?

– Мне не нужна нора. А для вывода детёнышей устраиваю логово.

– На охоту я выхожу в любое время суток. А когда ты охотишься?

– Мы охотимся ночью стаями по 10-15 особей, а днём прячемся в зарослях.

– Летом мы поедаем насекомых, ягоды, плоды, ловим мышей. Зимой их норы скрыты под снегом, но мы находим их по писку и шорохам. В любое время года мы мышкуем возле их норок.

– Моя стая охотится на оленей, коров, куропаток, тетеревов, медведей. Когда нет живой добычи, мы поедаем погибших животных.

– Лисы тоже питаются падалью.

– Остатки пищи волки зарывают в снег или прячут в укромном месте.

– Если нет достаточно пищи в природных условиях, то мы подбираемся к жилью человека даже – в города. А что делаете вы?

– В поисках добычи, мы проходим до 50 км и оздоравливаем животное население, уничтожая больных и слабых животных.

– Мы тоже санитары леса. Я прячусь от охотников. А ты?

– Волки человека боятся. Но бешеные волки для него опасны.

– Я живу 20-25 лет. А сколько лет живёшь ты?

– Я живу 15-20 лет.

Дети. Мышь и бабочка.

Необычная встреча

– Я, мышка-норушка, лесной зверёк. А ты кто?

– А я бабочка. Своей красотой, я обязана чешуйкам. Они устроены так, что падающий на них солнечный свет, распадается на все цвета радуги.

– Я устраиваю себе гнездо в дуплах деревьев, выстилая его листьями.

Ты тоже живёшь в дупле или в норке, как моя сестра – полевая мышь?

– Нет, я не живу ни в дупле, ни в норке. Я люблю лесные цветочные поляны. А мои сёстры, полевые бабочки, любят поля и луга.

– Я питаюсь семенами трав, хвойных растений, …, разными вредными насекомыми. А чем питаешься ты?

– Мы, бабочки, питаемся сладким соком (нектаром) цветов.

– Я делаю запасы на зиму (до 10-20 кг) в дуплах, норах... А как зимуешь ты?

– Мы зимуем по-разному: одни – в виде куколок, другие под корой деревьев сидят, сложив крылья, а жизнь в их тельцах теплится еле-еле. Среди нас есть путешественники-адмиралы и репейницы. Они улетают в тёплые края.

Дети. Дятел и стрекоза.

Случайная встреча

– Я, лесной дятел, птица. А ты кто?

– А я стрекоза, самые зоркие глаза. Я насекомое.

– У меня пёстрая окраска перьев.

– А мои крылья в движении шуршат, светятся и играют в солнечных лучах.

– Я ловко лазаю по деревьям. А ты как передвигаешься?

– С мая до осени я летаю вдоль лесных опушек. Если ты будешь рядом с взлетающей стрекозой, услышишь сухой шелест крыльев.

–  Я питаюсь насекомыми и семенами хвойных деревьев. А что кушаешь ты?

– Комара ем в полете, а муху, садясь на веточку. Стрекозы едят очень много. Масса пищи больше массы тела. Мне помогают глаза. Если сравнить, кто из насекомых лучше видит, то чемпионами будут стрекозы!

– Я, дятел, полезная птица, так как уничтожаю вредителей леса. А, устраивая новые дупла, обеспечиваю жильём птиц и белок. А еще, я выбраковываю больные, заражённые вредителями деревья, подлежащие санитарной рубке.

– У нас, стрекоз, есть заслуги перед людьми. Там, где появляется много мошек и комаров, там же вскоре появляется и множество стрекоз, которые освобождают людей от назойливых насекомых.

Дети. Ворон и синица.

Интересная встреча

– Я серый ворон. А ты кто?

– А я синица. Название “синица” возникло, очевидно, в связи с тем, что в моём оперении часть перьев имеет сине-голубую окраску.

– Мы гнездо строим вместе на опушках и в рощах. А где строишь гнездо ты?

– Гнездо мы тоже строим вместе в дуплах мелких дятлов из тонких веточек, сухих трав, мха и лишайников, выстилая потолок пуховыми перьями.

– Мы питаемся насекомыми. Птенцов кормим яйцами птиц, птенцами, лягушками, ящерицами, рыбой и другой пищей. А чем питаетесь вы?

– И мы – насекомыми. А в сутки поедаем столько пищи, сколько весим сами. Некоторые синицы заготавливают корм на зиму или едят семена и плоды.

– Многие думают, что мы не улетаем зимой, но это не так. В сентябре – октябре мы отлетаем на зимовку к югу. На наши гнёзда прилетают северные вороны. А весной мы возвращаемся к своим гнёздам, когда улетят северяне.

– Синицы, живущие в северных районах, к зиме тоже перелетают в более южные места, а весной возвращаются на север.

– А вот старые вороны не улетают.

– Есть и синицы, которые не перелетают с места на место.

– В трудные времена, мы подбираемся к жилью человека.

– Мы тоже ищем там себе пищу.

– О людях, совершающих промахи говорят: “Эх, ты ворона!” или “Ну, что проворонил?”. Но это не так. Мы, вороны, осторожны и наблюдательны.

Учитель. Вот какая интересная жизнь происходит в лесу. На какие 3 группы разделились животные леса? Запишите на индивидуальной доске.

Дети. Звери – заяц, ёж, медведь, белка, лиса, волк, мышь.

Птицы – ворон, синица, дятел.

Насекомые – бабочка, стрекоза.

Учитель. Кого можно назвать хищниками? Запиши на индивидуальной доске.

Дети. Хищники – лиса, волк. Самопроверка.

Учитель. Встаньте те дети, которые играли роль тех животных, кто помимо другого корма, питается другими животными. В том числе и насекомыми.

Дети. Встают дети в костюмах.

Учитель. Можем ли мы делить животных на плохих и хороших?

Дети. Нет. Хищники – санитары леса. Они охотятся только на больных и слабых животных или подбирают уже погибших.

Учитель. Животных, как и растения надо беречь, т.к. в природе всё взаимосвязано. Многие животные занесены в Красную книгу, либо охраняются в заповедниках. В белгородской области 2 заповедника – “Ямская степь” и “Лес на Ворскле”. В лесу под охраной более 6000 животных. Из них лоси, кабаны, бурундуки, лисицы, зайцы и др.

VI. Этап информации учащихся о домашнем задании. Неожиданная встреча (для всех). Ужиное семейство. Подземный житель (по выбору).

Рефлексия. Прием незаконченное предложение.

Мне было интересно… Мне было трудно…

Учитель. Чтобы от урока осталось приятное впечатление закончим песней.

Мы сами написали в лесной зелёной книге. О том, что есть у леса надёжные друзья. Такие же девчонки. Такие же мальчишки. Такие же счастливые как ты и я.