Классный час. Турнир эрудитов "Гражданин. Мораль. Право"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • Расширить и углубить знания учащихся, полученные ими на уроках обществознания;
  • Способствовать воспитанию гражданской ответственности , уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • Развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации.

Оборудование: Портреты философов и правоведов, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

Класс разделен на 2 команды: «Мораль» и «Право».

Перед входом в класс каждый ученик получает карточку, на которой написано слово или сочетание слов (напр. Честь, президент, добро, правовое государство, зло, конвенция о правах ребенка, правонарушение, этика, совесть, гражданское право и др.) и занимают место за столом в соответствии с написанным

(обучающийся определяет, к какому понятию относится его слово – право или мораль).

2. Вводная часть.

Сегодня мы с вами проводим классный час, посвященный теме, которая важна в современном мире, в нашем обществе.

Известно крылатое выражение: «Пусть свершится правосудие (справедливость), даже если погибнет мир!»

Оно может показаться странным человеку, который не задумывался над ролью права в жизни общества. Тому же, кто обладает достаточной правовой культурой, эта мысль близка и понятна. Ее смысл не в том, что может погибнуть мир и что эта гибель допустима, а в том, что справедливость превыше всего!

Нарушение прав приводит общество в дикое, варварское состояние.

Право должно стоять впереди политики, а политика должна строго следовать за правом.

Мы остановимся на двух регуляторах поведения в обществе – мораль и право.

И вы непросто получили карточки, по которым заняли свои места. Вы смогли проверить себя, насколько вы компетентны в этом вопросе.

Давайте проверим, так ли вы сидите (зачитать слова)

3. Основная часть.

Тема нашего классного часа «Гражданин. Мораль. Право»

Наш урок состоит из следующих этапов:

  1. Блицопрос
  2. Конкурс «Кто быстрее?»
  3. Конкурс «Найдите выход»
  4. Конкурс «Контурная карта»
  5. Конкурс капитанов
  6. Конкурс «Свобода слова»
  7. Конкурс «Знаешь ли ты закон?»

1) Блицопрос

Вопрос для команды 1

  1. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? (12 дек. 1993)
  2. Кто избирает депутатов Гос. Думы? (Граждане РФ)
  3. Сколько раз подряд одно и тоже лицо может избираться Президентом РФ? (2 срока)
  4. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ребенком признается человек в возрасте до … (18 лет)
  5. С какого возраста человек может быть владельцем дома? (С момента рождения)
  6. Когда отмечается Всемирный день прав человека? (10 декабря.)

Вопрос для команды 2

  1.  В каком году была принята первая Конституция СССР? (1924 г.)
  2. С какого возраста человек может быть автором худ. произведения? (С любого, с момента создания произ-я)
  3. Кто является источником власти в РФ? (Народ)
  4. К какому виду собственности относится бытовая техника? (Личная собственность)
  5. Как называется малая группа, основанная на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми? (Семья)
  6. В каком правовом документе говорится о независимости судей? (В Конституции РФ)

2) Конкурс «Кто быстрее?»

  1. Какие из перечисленных прав относятся к правам ребенка?
    1) Право на заботу и воспитание
    2) Право на выбор способа воспитания
    3) Право на свободное распоряжение собственностью родителей

  2. Ребенок имеет право:
    1) Защищать свои права и законные интересы
    2) Распоряжаться собственностью своей семьи
    3) Получать при вступлении в брак содержание от своих родителей

  3. Согласно Конституции РФ Президент РФ назначает:
    1) Председателя Совета Федерации
    2) Председателя Государственной Думы
    3) Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы

  4. К уголовным преступлениям относятся:
    1) Изготовление, хранение, сбыт, приобретение наркотиков
    2) Переход улицы в неустановленном месте
    3) Безбилетный проезд в общественном транспорте

  5. Выраженное в законах и других государственных актах, охраняемое государством обязательное правило поведения называется:
    1) Нормой морали
    2) Правовой нормой
    3) Партийной нормой

Ответы 1-1, 2-1, 3-3, 4-1, 5-2.

3) Конкурс «Найдите выход»

(на столах лежат листы с заданием. Найти выход из ситуации)

Например:

А) Представьте, что вы с друзьями приехали отдыхать дикарями на море. К вам подходят несколько пьяных мужчин, которые начинают оскорблять вас. Хулиганы обзывают ваших друзей, съедают ваш обед, угрожают словесно. Превосходство в физической силе явно на стороне хулиганов.

Каковы ваши дальнейшие действия?

Б) Представьте, что вам позвонили друзья и предложили прогулять на следующий день уроки в школе, чтобы посмотреть новый фильм. Вам хочется пропустить занятия в школе и вы боитесь обидеть своих друзей, но прогуливать нельзя, да и родители могут наказать.

Как вы поступите в данной ситуации?

4) Конкурс «Контурная карта»

Командам раздаются контурные карты Европы или Азии), на которых они должны красным цветом заштриховать страны с республиканской формой правления, а синим – с монархической.

5) Конкурс «Капитанов»

  • Что такое правовое государство?
  • Что такое гражданское общество?

6) Конкурс «Свобода слова»

В истории борьбы за свободу слова, свободу высказывать свое мнение имеется немало трагических страниц.

Писатель М.М. Зощенко собрал много примеров расправы над теми, кто хотел говорить и писать свободно.

Знаменитый итальянский астроном Джордано Бруно был сожжен на костре за «еретическую философию»

Автор «Робинзона Крузо» Д. Дефо был приговорен к тюремному заключению за сатирическую статью. Сутки он провел привязанный к позорному столбу на площади. Ему было тогда 42 года.

Русский поэт А.И. Полежаев, в 1826 году написавший поэму «Сашка», содержавшую выпады против самодержавия и церкви, был отдан в солдаты.

Сейчас свобода слова является правом каждого гражданина РФ. Но всяким правом, всякой свободой надо уметь пользоваться цивилизованно.

Задания на столах

А) Какие качества необходимы человеку для того, чтобы он мог в полной мере пользоваться свободой слова и информации?

  • большие знания
  • смелость
  • любознательность
  • способность вступать в конфликт с человеком противоположных взглядов
  • убежденность в своей правоте
  • наличие политических взглядов

Б) В каких случаях реально воплощается свобода слова молодого человека?

  • Надя отправила заметку в районную газету
  • Антон написал на заборе нецензурное слово в адрес соседа
  • Аня высказала нав собрании несогласие с решением старосты
  • Коля на уроке вступил в спор с учителем по вопросу о дисциплине.

7) Конкурс «Знаешь ли ты закон»

1. Среди видов наказания выбери лишнее:

  • Увольнение,
  • штраф,
  • арест сроком на 15 суток,
  • лишение специального права

2. Среди правонарушений выбери лишнее:

  • Переход улицы в неположенном месте
  • Распитие спиртного в общественных местах
  • Нецензурная брань
  • Грабеж

3. Назовите вид преступления.

  • Нападение в целях хищения чужого имущества, соединенное с насилием, опасным для жизни и здоровья лица, подвергшегося нападению, или угрозой такого насилия.

4. Назовите вид преступления:

  • Открытое хищение имущества, совершенное без насилия или с насилием, неопасным для жизни и здоровья потерпевшего.

5. Назовите вид преступления:

  • Требование передачи имущества под угрозой насилия
  • Назовите принцип, в соответствии с которым лицо, подозреваемое в преступлении, не считается виновным до судебного приговора и не обязано доказывать свою невинность.

4. Итог урока.

На этом наши задания подошли к концу. Но урок не закончен, т.к. не подведены итоги.

Результатом любого мероприятия должен быть итог увиденного, прослушанного.

Наш итог – это рефлексия .

Каждый капитан подведет итоги по своей команде.

  1. Дружно, сплоченно ли работала команда?
  2. Кто был более активен?
  3. Удалось ли группе стать командой?
  4. Как ты оцениваешь знания своих товарищей?

(вопросы прилагаются)

И предоставим слово жюри.

Выводы, обобщение.

  • Что такое мораль? (Совокупность правил поведения людей в обществе, семье, малых группах)
  • Что такое право? (Совокупность обязательных правил, которые устанавливает и контролирует государство)
  • Что такое закон? (Правовой акт, основа всех юридических документов, регламентирующий жизнь всех членов общества)

Вот и закончился наш турнир эрудитов. Все мы надеемся, что те сведения, которые вы получили, помогут вам эффективно пользоваться своими правами и свободами, защищать их и выполнять свои обязанности перед государством и обществом.

Литература:

  1. Введение в обществознание: учеб. 8-9 кл./под ред.Л.Н.Боголюбова, М., 2001.
  2. Никитин А.Ф. Граждановедение., М., 2004.
  3. Кашанин А.Д. Основы государства и права. 9-11 класс, Краткий справочник школьника. М., 1998.
  4. Юридический энциклопедический словарь/ под ред.А.Л. Сухарева, М., 1995.