Интегрированный урок по развитию речи (литература + русский язык)

Разделы: Русский язык, Литература


Тема урока: подготовка учащихся к сочинению «Дни поздней осени бранят обыкновенно...»

Методические приемы: беседа с классом, наблюдение над текстом стихотворений и прозаических отрывков об осени, выразительное чтение, комментарии учителя.

Дидактические задачи:

  • помочь осознанию роли и значения слова как главного средства создания художественного образа;
  • способствовать расширению читательского опыта учащихся;
  • воспитать через эмоциональное восприятие прочитанного эстетический вкус у учащихся;
  • развить навык работы со словом в его фонетическом и семантическом богатстве.

Оборудование: персональный компьютер, экран, мультимедийный проектор, тексты стихотворений, аудиозаписи, тетради.

Опорные понятия урок: лирика, пейзаж, фоносемантика, эпитеты, метафора, авторское видение, настроение лирического произведения.

Слайд № 1 Слово учителя. Скоро придет зима, которая укроет землю холодным покрывалом и все выкрасит в белый цвет. Но пока она не вступила в свои права, мы можем насладиться чудесной порой, о которой поэт сказал «очей очарованье». И об этом времени - ярком, многоцветном, переливающемся всеми оттенками красного и золотого - оставили свои впечатления очень многие талантливые люди и в музыке, и в живописи, и в литературе. Мы на этом уроке продолжим подготовку к сочинению «Дни поздней осени бранят обыкновенно…», и нам в этом помогут русские писатели, которые уже создали необыкновенные осенние пейзажи, пользуясь словом.

Слайд № 2 Слово, только слово может передать смысл всего.
Записать в тетрадь: « Слова сами по себе поэзия и, подобно драгоценным камням, излучают таинственный блеск»..

Слайд № 3 Ряд осенних пейзажей, сменяющих друг друга.
Учитель читает отрывок из стихотворения И.Бунина «Листопад».

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.

Беседа с классом.
• Если бы автор не включил бы в своё стихотворение слово «осень», то по каким признакам вы бы поняли, какое время года он описывает?
• Какой образ создает автор?
• Каково настроение этого стихотворения? Что создаёт это настроение?

Настроение - веселой, играет

• Можно ли понять по тексту его отношение к осени? Как нам помогают в этом сам автор?
• Вспомните, какие краски использует И. Бунин, чтобы создать образ осени? 

Цвет – лиловый, золотой, багряный, пестрый, светлая, желтый, голубой, белый

• Глаголы «блестит», «синеют», «темнеют» тоже по своей семантике близки к значению цвета.

• Осень – «вдова», эта метафора делает стихотворение более торжественным, но нисколько не трагичным.

• А как в стихотворении поэта осень «звучит»?

Звук - тихою, замирает, мертвое молчание, тишина

•Почему глаголы, которые использует автор, стоят в настоящем времени?

Входит, вступает, играет, замирает – именно настоящее время глаголов показывает, что чудо преображения природы происходит на наших глазах, сказка не в прошлом, она с нами.

• Что добавляет образ мотылька?

Дрожание, трепетание крыльев мотылька создает эффект зыбкости, мимолетности.
Учащиеся вместе с учителем записывают выразительные средства, которые и создают настроение от прочитанных стихов.

Слайд № 4 К.Бальмонт

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.

•Внимательно прочитайте стихотворение К.Бальмонта и выделите в нем средства художественной изобразительности. Назовите слова, которые помогают поэту, словно художнику-пейзажисту, создать яркую картину?

• Если бы вы писали картину, какие бы краски вы выбрали?

•Внимательно прочитайте стихотворение и выделите в нем звуковые средства художественной изобразительности.

•Найдите в произведении другие средства изобразительности. Какие чувства рождаются в нас в ответ на это стихотворение?

• Каковы особенности звуковой организации каждой части стихотворения?

• Как они помогают нам понять настроение лирического героя?

• Найдите эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения, которые используют авторы для создания великолепной осенней картины.

  • Что помогают понять все эти средства выразительности?
  • Что дорисовывает наше воображение, какие ассоциации вызывают эти строки?
  • Выразительно прочитайте стихотворение. Чем отличается описание осени одного автора от другого? При ответе используйте авторские тексты.
  • Каждому ли, умеющему читать, открывается удивительный мир, который стоит за строками стихотворений?
  • Что необходимо знать, чтобы «искусство раздвинуло рамки обыденного, первичного восприятия?
Читатель-творец и его активное, вдумчивое чтение  Знание
законов
слова
Воображение и «вдохновение, которое есть способность души к восприятию прекрасного»
(А.Пушкин)

Слайд № 5 Вывод (записать в тетради)

«Поэзия – высокий род искусства, по-своему заключает в себе элементы всех других искусств. Истинный поэт влагает в своё слово нераздельно с его внутренним смыслом и музыкальные звуки, и краски, и пластические формы» В.Соловьёв.

Слайд № 6 Отрывок из рассказа К.Г.Паустовского

(Звучит вальс Г.Свиридова «Осень»). На слайде «Осень» Левитана .

Ученик читает текст:

«Увядает земля. Уже позади «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца, с густой синевой небес, промытых прохладным воздухом, с летучей паутиной, (пряжей Богородицы, как называют её старухи, с вялым повалым листом. Засыпающим опустелые воды. Берёзки уже скинули свои шитые золотом полушалки. Чаще ненастные дни. Ледяной ветер бороздит свинцовые воды реки. Седая листва припудрена серебряной росой. На заре восток разгорается румянцем».

  • Какое настроение у нас после прочтения этого отрывка?
  • Какие приёмы выразительной речи использует автор?
  • Понаблюдайте за семантикой отрывка и назовите цветовую гамму, которой пользуется К.Паустовский.
  • Почему такие грамматические формы глагола использует автор?


Слайд № 7 Подобрать и записать в тетрадь свои примеры образных, ассоциативных выражений, которые смогут создать образ

– осеннего неба,– осеннего солнца,– осеннего дождя (Во время выполнения этого задания, на которое отводится 3 минуты, очень тихо звучит пьеса «Октябрь» из альбома «Времена года» П.И.Чайковского).

Отметить наиболее яркие, выразительные примеры.

Перед нами ещё один отрывок из стихотворения и.Бунина «Листопад». Конечно, вы слышали эти удивительные стихи и даже учили их наизусть. Но сегодня мы не только насладились музыкой бунинского стиха, но и попытались понять, что помогло автору создать такой величественный, блистательный образ осени. А перенесет нас в чудесный осенний лес Г.Свиридов, который написал пьесу «Осень». (Звучат одновременно музыка и текст стихотворения)
Слайд № 8

Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив...
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.

  • Какие чувства рождаются в нас в ответ на эти строки?
  • Обобщение пройденного: у каждого свое видение осени; для Пушкина она то «унылая пора», то «очей очарование», для Плещеева – «скучная картина», для Бунина – осенний «лес раскрытый, обнаженный». а в другом его же стихотворении - «лес, точно терем расписной».
  • А какой будет ваша осень?

Слайд № 9 Домашнее задание.

Написать сочинение «Дни поздней осени бранят обыкновенно…»

Презентация.