Урок по курсу "Мир вокруг нас" в 1-м классе по теме "Когда жили динозавры?" с использованием информационно-коммуникационной технологии

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Формировать представления о далеком прошлом Земли; познакомить с удивительными животными прошлого – динозаврами; узнать, какие ученые изучают этих животных.
  • Развивать мышление (умение сравнивать, строить аналогии, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия), память, внимание, речь.
  • Формировать отношение к окружающей природе, воспитывать умение беречь и охранять природный мир; воспитывать любознательность, прививать интерес к предмету.

Оборудование:

  • учебник “Мир вокруг нас” 1 класс (автор А.А. Плешаков);
  • рабочая тетрадь к учебнику 1 класса;
  • выставка книг по теме;
  • игрушки-динозавры; картинки с динозаврами, пластилин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд 1 (тема и цели урока). Приложение

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, карандаш, тетрадка.

Учитель. Все готовы! Начнем урок.

2. Повторение изученного материала.

Слайд 2 (таблица)

– Ребята, давайте проверим, как вы усвоили материал по теме “Птицы”.

1 2 3 4 5 6 7 8

Дети отвечают на вопросы учителя и вставляют в таблицу определенную букву каждого слова-отгадки.

Отгадайте загадки.

Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить
И кормиться?
(Грач) Вписать в таблицу гласную букву “а”.

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица) Вставить в таблицу вторую букву “и”.

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока) Вставить в таблицу вторую букву “о”.

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он является опять.
(Снегирь) Вставить вторую букву “н”.

– Отгадайте, какая птица поет эту песню. Звучит песня зяблика. Просмотр фильма о зяблике.

В голубенькой шапочке, бурой сорочке
В саду, где набухли на яблоне почки,
Он ежится, зябнет на ветке росистой,
На песни он просто певец голосистый:
На яблоньке звонко поет, не смолкая,
Встречая зарю долгожданную мая.
(Зяблик)

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи подбирает.
(Воробей) Вставить первую букву “в”.

В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд – приятель!”
И ставит подпись …
(Дятел)

– Найдите “лишнюю” птицу. Я назову тройку птиц, а вам нужно найти “лишнюю” птицу и объяснить, почему она не подходит для двух других: ласточка, скворец, рябчик. (Ласточка и скворец – перелетные птицы, а рябчик – зимующая.) Вставить первую букву “р”.

– Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки.)

– Ребята, прочитайте, какое слово получилось? (Динозавр)

д и н о з а в р

3. Постановка целей и задач урока.

– Сегодня на уроке мы с вами выясним, кто такие динозавры, когда жили они на Земле и какие ученые изучают этих животных.

4. Формирование знаний.

– А когда жили динозавры? (Ученики отвечают на вопрос, опираясь на свои знания.)

Название “динозавр” обозначает “ужасный ящер”. Динозавры жили на Земле давным-давно, когда еще не было зверей, птиц, и тем более – людей. Даже растения были другими. Это был фантастический мир. На планете стояло вечное лето. Было много рек, озер, болот. Некоторые ученые утверждают, что динозавры жили на нашей планете примерно 150 миллионов лет. За это время появилось множество различных видов динозавров: некоторые умели летать и больше походили на птиц, чем на ящериц; одни ходили на двух ногах, другие на четырех, а многие жили в море. Питались динозавры тоже по-разному: одни были растительноядными, другие – хищниками.

Таким образом, всех динозавров можно разделить на 2 большие группы.

Слайды 3, 4, 5.

– Давайте поближе познакомимся с хищными динозаврами. Большинство хищных ящеров передвигались на задних лапах, умели быстро бегать, преследуя добычу, а передние лапы были короткими. И вторая особенность хищных динозавров – длинные острые (саблевидные) зубы.
Слайд 6.

Тираннозавр. Слово “тиран” означает “жестокий правитель, мучитель”. Тираннозавры, то есть в переводе “ящеры – тираны” передвигались на задних конечностях. Их лапы были снабжены огромными когтями, а пасть – саблевидными зубами, длиной иногда с человеческую руку, то были самые свирепые хищники на планете.
Слайд 7.

Сообщение ученика. Тираннозавр – самый крупный и опасный из всех хищников. Длина его доходила до 15м, а масса – до 7т! Огромную тушу поддерживали толстые, как колонны, ноги с когтистыми лапами, похожими на птичьи лапы. Большая голова высматривала поживу с высоты более 5м. Зоркие глаза охотника издали замечали жертву. Тираннозавры – одни из последних динозавров, обитавших на земле.

Раптор. Этот хищный динозавр приходится родней тираннозавру, хотя и гораздо меньше его.
Слайд 9.

Растительноядные динозавры. Для всех растительноядных динозавров присуще мелкие и ровные зубы и ходьба на четырех массивных ногах. Слайд 10.

Стегозавр. Будучи растительноядными ящерами, стегозавры нуждались в надежной защите от хищников. Поэтому на их спинах располагался ряд вертикальных костных пластин, защищавших их позвоночник, а на месте хвоста было 4 острых шипа. У них была маленькая голова, вмещавшая крошечный мозг размерами с грецкий орех.
Слайд 11.

Сообщение ученика. Стегозавр был длиной около 8 м и весил как слон. Однако головной мозг был с кулачок. И все же этому ящеру хватило ума прожить более 10млн. лет! Главная его особенность – двойной ряд костных пластин вдоль спины: самые крупные, высотой около 60см, росли на уровне таза. Для защиты имелось более грозное оружие – четыре острых шипа длиной по 40см на конце хвоста, похожие на бычьи рога, только располагающиеся сзади.

Брахиозавр. Это были огромные растительноядные ящеры, длина их тела превышала 20 м., высота – 12 м., и весили они около 20 тонн, т.е. больше чем 20 слонов. Брахиозавр немного походил на жирафа. Эти животные обитали в прибрежной части больших водоемов.
Слайд 12.

Сообщение ученика. Брахиозавр – один из самых высоких, самых толстых и самых тяжелых динозавров. В возрасте 10 лет он весил до 80 т – как десяток слонов! Маленькая голова на конце шестиметровой шеи смотрела вниз с высоты более 11 м – как с четвертого этажа! Брахиозавр ходил, вытянувшись всем телом вверх, примерно как жираф. Жили эти ящеры стадами в лесах по берегам рек, поедая листья деревьев. Как у всех крупных травоядных того времени, в желудке у них были камни, перемалывающие ежедневно до 200 кг листьев и хвои.

Трицератопс. У растительноядных трицератопсов, помимо защищавшего шею костного воротника, было три длинных рога – один на носу и два над глазами.
Слайд 13.

Сообщение ученика. Самый известный среди рогатых динозавров – трицератопс: два рога длиной до 1м росли на лбу и один, более короткий – на крючковатом клюве. Это был великан длиной 9м, высотой до 3м и массой более 5т. Их мирные стада не являлись легкой добычей для живших тогда же страшных хищников. Кроме рогов от черепа ящеров отходил широкий костный воротник, прикрывавший шею сверху.

– Работа по учебнику, с. 79.

– Как вы думаете, какой динозавр был хищником, а какой питался растениями?

5. Физкультминутка. Слайд 18. Приложение

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно повернулась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

6. Обобщение и первичное закрепление.

– А сейчас давайте проверим, как вы запомнили динозавров. Как называются эти динозавры?
Слайд 19.

1 – брахиозавр, 2 – тираннозавр, 3 – трицератопс, 4 – стегозавр

Практическая работа:

  • составить мозаику “Динозавр” (работа в парах);
  • вылепить из пластилина собранного динозавра.

7. Продолжение работы над темой урока.

Ребята находят рисунок в средней части страницы 79 учебника.

– Как вы думаете, могло ли быть такое на самом деле: первобытные люди охотятся на динозавра? (Ответы детей.)

Во времена динозавров на Земле еще не было людей. Ни один человек никогда не видел живого динозавра! Откуда же люди знают, какими они были? Помогают нам узнать о динозаврах ученые-палеонтологи. Палеонтологи – это ученые, изучающие вымерших животных и исчезнувшие растения. (Слайд 20). Они осторожно откапывают кости, соединяют их. Посмотрите на зуб в руке человека (с. 79). Этот зуб – важная находка ученых. По нему можно судить о том, какими огромными были некоторые динозавры.

Мультимедиа панорама “Эпоха динозавров”.

Царствование динозавров продолжалось долгое время, но 66 миллионов лет назад все эти огромные ящеры вымерли. Ученые до сих пор спорят о причинах их гибели. Среди наиболее убедительных версий называются:

  • глобальное изменение климата (похолодание);
  • массовые извержения вулканов;
  • столкновение Земли с гигантским астероидом; и другие.

Существует также и мнение, что динозавров вытеснили млекопитающие, к тому времени уже не дававшие рептилиям размножаться, поедая их яйца. Но некоторые древние виды – черепахи, крокодилы, ящерицы – живут на нашей планете и по сегодняшний день, почти не изменившись за 300 миллионов лет.
Слайд 21.

Жизнь на Земле очень хрупка. Нам надо сохранять нашу природу, чтобы больше ничего не исчезало.

8. Итог урока.

– Ребята, что новое и интересное вы узнали сегодня о динозаврах? Прочитайте текст на странице 79 учебника.

Хорошо читающий ученик читает вслух, дети следят за чтением.

– Когда же жили динозавры? (Очень-очень давно, когда еще не было людей, не было почти никаких зверей и птиц.)