Конспект познавательного занятия для детей старшего возраста на тему "Смотри, малыш, во все глаза"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • продолжать формировать интерес к человеку;
  • дать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека;
  • познакомить детей со строением глаза;
  • воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь;
  • привести к пониманию, что зрение человека надо беречь;
  • расширять пассивный словарь дошкольников: «зрачок», «сетчатка», «радужная оболочка», «глазной нерв», «хрусталик», «мышцы глаза».

Предварительная работа:

  • разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения;
  • разучивание комплекса упражнений для активизации работы глазных мышц;
  • предупреждение нарушений зрения посредством специальных упражнений: различные виды гимнастики для глаз, массаж глаз, использование офтальмологического тренажера Базарного;
  • беседа по теме «Зрение»;
  • разучивание дидактических и подвижных игр:
    • «Рассмотри дерево» (тренировка зрительной памяти);
    • «Найди одинаковые предметы» (тренировка представлений детей о пространстве и времени);
  • рассматривание познавательных рисунков;
  • организация сюжетно-ролевой игры «Больница» (на приеме врач-окулист);
  • чтение стихотворения А. Барто «Очки».

Оборудование и материалы:

  • иллюстрация «Строение глаза»;
  • картинки «Продукты питания», «Слепая девочка читает», «Памятник слепому человеку»;
  • игрушка пчела;
  • картинки «Хорошо, плохо для глаз»;
  • фотоаппарат;
  • таблица для определения остроты зрения;
  • набор матрешек, кукла, палочка, мешочек с мелкими игрушками (две из них одинаковые);
  • медицинский халат для медсестры;
  • номерки в гардероб, бахилы.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, как нужно вести себя в поликлинике?

Дети: Не бегать, не кричать, не мешать окружающим людям и работе врачей.

(Дети заходят в кабинет. Врач (воспитатель, далее врач) проверяет зрение некоторых детей, выписывает рецепты.)

Врач: Я вижу, ребята, что вы не очень хорошо заботитесь о здоровье ваших глаз. А напрасно! Ведь глаза – это один из ценнейших органов чувств человека.

Разыгрывается сценка.

Врач:

Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?

1 ребенок:

И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?

2 ребенок:

Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?

3 ребенок:

Ты закрой глаза ладошкой.
Посиди совсем немножко.

4 ребенок:

Сразу сделалось темно:
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно.
Ничего вокруг не видно.

5 ребенок:

Дима хочет быть пилотом –
Править быстрым самолетом.
Все моря на свете наши
Переплыть мечтает Саша.

6 ребенок:

Будет наш Андрей танкистом,
А Сергей парашютистом.

Врач:

Но для этого, друзья,
Кроме знаний и умений
Нам необходимо зренье!
Ребята, как вы думаете, почему?

Дети: С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, форму, размеры, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.

Врач: Правильно, ребята. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире.

Медсестра (достает фотоаппарат): Ребята, что это такое?

Дети: Фотоаппарат.

Медсестра: Посмотрите, сейчас я нажму на кнопку затвора. Что вы видите?

Дети: Открывается маленькое круглое отверстие.

Врач: Да, через это отверстие проходят лучи света, они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно так же устроен глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите?

Дети: Маленький цветной кружочек, черную точку посредине.

Врач: Этот кружок называется радужной оболочкой. У одних она коричневая, у других – зеленая, у кого-то голубая. Посмотрите друг другу в глаза и определите цвет радужной оболочки.

(Дети выполняют задание.)

Врач: А черная точка посредине – это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть.

(Показывает плакат «Строение глаза». Дети рассматривают его. Обсуждают.)

Врач: Зрение – это способность видеть. Наш глаз похож на маленькое яблоко. Мы его не видим целиком, так как это яблоко надежно спрятано в глубокую норку – глазницу, а наружу выглядывает лишь любопытный зрачок. Но прежде чем попасть в яблоко, свет должен пройти сквозь маленькое круглое увеличительное стеклышко. С его помощью мы видим четко и ясно. Недаром его назвали таким чистым прозрачным словом – хрусталик. Дальше лучи света собираются на сетчатке глаза и по нервам, как по телефонным проводам, мчатся в мозг, где и возникают зрительные ощущения. Человек видит то, на что он смотрит.

Физкультурная минутка (проводят дети).

1 ребенок:

Приступили. Для начала
Только глазками вращаем.
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.

2 ребенок:

Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать,
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.

3 ребенок:

Поворот за поворотом,
То к окну, то к стене.
Выполняем упражнение.
Чтобы отдых дать спине.

4 ребенок:

Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем.

Врач:

Отдохнули мы чудесно,
А теперь пора на место.

Ребята, почему люди говорят: «Берегите пуще глаза»?

Глаз – очень важный и нежный орган, поэтому сам организм защищает его. Потечет пот со лба – его остановят брови. А что защищает глаза от пыли?

Дети: Ресницы.

Врач: Но если в глаз все-таки попала соринка, ее слизнет беспрерывно мигающее верхнее веко. Но не всегда глаз может сам справиться с этой бедой, ему надо помочь, осторожно и аккуратно поглаживая глаз по направлению к носу или промыв его.

Глаза трудятся целый день: мы читаем, рисуем, смотрим телевизор, играем в компьютерные игры… Наши глаза устают. Поэтому мы должны создать для работы глаз хорошие условия. Как вы думаете, какие?

(Дети высказывают свои предположения.)

Врач: Во-первых, очень важно, где мы сидим, когда читаем или рисуем. Давайте попробуем сесть спиной к окну. Достаточно ли хорошо освещена книга или лист бумаги?

Дети: Нет, недостаточно.

Врач: Почему?

(Дети пытаются объяснить.)

Врач: Мы собой загораживаем свет, идущий из окна. Теперь сядьте так, чтобы окно было справа от вас и начните рисовать. Что вы заметили?

Дети: Мы снова загораживаем свет рукой.

Врач: Верно, мы правой рукой снова загораживаем себе свет. Как же надо садиться, чтобы глаза меньше уставали?

Дети: Свет должен падать слева.

Врач: Правильно, ребята. Свет должен падать слева. Теперь попробуйте наклониться очень низко над книгой. Удобно?

Дети: Нет!

Врач: Так можно испортить зрение. Поставьте руку локтем на стол и прикоснитесь кончиком указательного пальца к виску. Такое расстояние между книгой и глазами правильное.

Глаза способны себя защищать, но ели о них плохо заботиться, сними могут случиться разные неприятности.

(Медсестра (ребенок) предлагает поиграть в игру «хорошо-плохо». Она показывает рисунки с изображением детей в разных ситуациях, когда ребенок бережет свои глаза, и когда нет.)

Врач: Давайте сравним эти ситуации, и если вы считаете, что то, что изображено на рисунках, правильно для глаз, хлопайте в ладоши, а если неправильно, то закрывайте лицо руками.

Варианты картинок:

  1. Ребенок трет глаза грязными руками.
  2. Ребенок читает лицо чистым платком.
  3. Ребенок читает в транспорте.
  4. Ребенок смотрит телевизор, сидя близко к экрану.
  5. Ребенок читает, лежа в постели.
  6. Ребенок смотрит телевизор на расстоянии от экрана.

А сейчас проверим ваши глазки.

(Дети работают со схемой Базарного.)

Физкультурная минутка «Пчелка».

На стене висит изображение пчелки.

Пчелка с цветком в прятки играла,
Пчелка-летунья цветочки считала:
Синенький – раз,
Красненький – два,
Со скольких цветков я нектар собрала?

(Ответы детей.)

Врач: На земле есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему?

(Ответы детей.)

Врач: Наше государство заботится о таких людях. Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев (показывает картинку).

А на этой картинке – памятник слепому человеку. Как вы думаете, для чего его поставили?

(Предположения детей.)

- Я думаю, ребята, нам надо всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?

Дети: Можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д.

Гимнастика для глаз (проводится с завязанными глазами).

  • 1 задание: расставить матрешки по величине.
  • 2 задание: обследовать предмет с помощью палочки.
  • 3 задание: найти одинаковые предметы в мешочке.
  • 4 задание: на ощупь вдеть шнурки в игрушку-планшет.

Врач: Я надеюсь, что, выполняя эти задания, вы поняли, как трудно в этом мире жить, не видя ничего, и что вы всегда придете на помощь слепому человеку.

Ребята, так что надо делать, чтобы ваши глаза были здоровыми?

(Ответы детей.)

Врач: Ребята, а вы знаете, какие продукты наиболее полезны для наших глаз?

(Дети перечисляют.)

(Врач предлагает картинки из набора картинок «Продукты» - морковь, черника, лук, петрушка, помидор, красный перец, шиповник и т.д. Дети выбирают наиболее полезные для глаз.)

Физкультурная минутка «Самолет».

Врач: А теперь гимнастика для ваших глаз, чтобы они немножко отдохнули.

Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.

(Смотрят вверх и водят пальцами за пролетающим «самолетом».)

Правое крыло отвел, посмотрел,
Левое крыло отвел, посмотрел.

(Отводят попеременно правую и левую руки и следят за ними взглядом.)

Я мотор завожу
И внимательно гляжу.

(Делают вращательные движения руками перед грудью и следят за ними взглядом.)

Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.

(Встают на носочки и изображают полет самолета.)

Врач: А теперь давайте еще раз повторим и запомним правила по охране зрения.

  1. Не трите глаза грязными руками.
  2. Умывайтесь ежедневно с мылом.
  3. Не смотрите близко и долго (более 1 часа) телевизор, не играйте в компьютерные игры (более 15 мин.)
  4. Не читайте в транспорте.
  5. Не читайте и не рисуйте, лежа в постели.
  6. Читайте и рисуйте за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева.
  7. Оберегайте глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей.
  8. Берегите глаза от колющих и режущих предметов.
  9. Ешьте продукты с витаминами.
  10. Гуляйте на свежем воздухе.

Врач: А теперь выполним еще несколько упражнений, которые помогут вашим глазкам отдохнуть.

Исходное положение сидя.

  1. Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть (5-6 раз).
  2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы. (3-4 раза).
  3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза).
  4. Быстро моргать (1 мин.).
  5. Смотреть вдаль, сидя перед окном. (3-4 раза).

(Дети выполняют упражнения.)

Врач: Отгадайте загади:

На краю полей пшеничных
Под тенистою листвой
Два ключа есть необычных
С чистой, свежею водой.
Не умыться той водицей
Хоть и глубока она,
Целый мир в нее глядится
Небо, звезды, облака.
Днем открыты всем навстречу
Эти чудо - роднички,
А во мраке, в поздний вечер
Их скрывают колпачки.

Два соседа - непоседы,
День на работе,
Ночь на отдыхе.

- Да, это глаза. Глаза наши – незаменимые помощники. Они могут рассказать доктору, что человек болен и ему необходима помощь. У больного человека меняется цвет глаз. Недаром говорят, что глаза – зеркало души. В этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и любуемся им.

Поэтому берегите и охраняйте глаза.

(Угощает детей витамином для глаз – морковкой.)