Система работы классного руководителя по воспитанию социальной культуры младшего школьника

Разделы: Классное руководство


Конвенция «О правах ребенка», принятая ООН в 1989 году, наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования, полноценного развития, получения профессии, предусматривает совокупность прав детей на их активное участие в жизни общества. Однако, для того, чтобы человек активно участвовал в жизни общества, необходимо, чтобы общество дало ему определенные знания, умения и опыт, систему ценностных ориентиров. Этому и должна способствовать школа. К сожалению, современная система воспитания школьников не соответствует требуемым от общества установкам на формирование личности. Можно назвать несколько причин этого несоответствия:

  • резкое понижение жизненного уровня населения, что влияет на снижение уровня потребностей, перераспределение ценностей, нежелание обращаться к духовности и нравственности;
  • разобщение детей и родителей;
  • отсутствие положительного примера – «героя», обладающего позитивными качествами личности, для подражания;
  • отсутствие социальной культуры; недостаточность ее формирования в образовательных учреждениях.

Проведенное диагностирование в 14 классах показывает, что дети затрудняются самостоятельно дать определения таким ценностям, как: «духовное богатство», «межличностные отношения», «патриотизм», «трудолюбие», «красота природы» и др. При коллективном разборе некоторых жизненных ситуаций и определении в них своей позиции, учащиеся не всегда выбирают нравственные категории, не умеют выразить и отстоять свое мнение, не могут показать способы разрешения ситуации в деятельности.

Таким образом, была выявлена проблема отсутствия у младших школьников представления о социальной культуре человека; несформированность социально значимых качеств личности; неумение использовать позитивные качества личности в деятельности и общении.

В связи с этим, целью работы классного руководителя с коллективом можно назвать: «приобщение детей к ценностям социальной культуры через расширение деятельностного пространства младших школьников в социуме (взаимодействие с ДОУ, классами школы, родителями, жителями микрорайона, учреждениями науки, культуры, искусства, спорта и др.)».

Из поставленной цели выделяются следующие задачи:

1) приобщать ученика к деятельности, в которой он может стать соавтором, а не исполнителем;
2) создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического, физического, духового развития личности младшего школьника;
3) обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений ребенка;
4) способствовать повышению роли ученического самоуправления в жизнедеятельности класса;
5) обеспечить участие родителей в жизнедеятельности класса;
6) создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.

Наукой и практикой неопровержимо доказано, что любое внутреннее преобразование в человеке происходит в процессе активной собственной деятельности. Это возможно через деятельностноотношенческий подход (основоположниками которого в отечественной педагогике считаются И.П.Иванов, А.С.Макаренко, А.В.Мудрик, К.К.Платонов, С.Т.Шацкий и др.), суть которого в том, что личность ребенка формируется в процессе его деятельности и возникающих при этом отношениях с окружающим миром, другими людьми.

В основу системы работы классного руководителя рекомендуется взять концепцию Е.В.Бондаревской, представленной на Всероссийской конференции по проблемам воспитания в обновляющейся системе образования (1993 г.). Суть концепции – актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства. Сформированная у детей система общечеловеческих ценностей и будет являться конечным результатом системы воспитания, которая проходит в классном коллективе в три этапа: становление, стабилизация и деятельностный этап.

В начальной школе, в связи с возрастными особенностями детей, в 12 классе происходит становление коллектива. В 34 классе идет развитие ученического коллектива; становление самоуправления в нем пока невозможно в силу возрастных особенностей детей, поэтому пока речь идет о соуправлении между детьми и взрослыми; развитие межвозрастного общения в различных сферах деятельности.

В связи с этими особенностями коллектива система соуправления в классном коллективе строится по принципу «города»: коллектив – это «город Детства». Исходя из поставленных целей воспитательной работы, город разделен на «районы», «районы» – на «улицы». Выбор «районов» и «улиц» основан на проведенной с детьми методике «Путешествие по морю любимых занятий» И. М. Витковской.

По результатам исследований определены задачи каждого района:

Район Здоровья:
Формирование физического, социального, психологического здоровья ребенка.
Район Искусства:
Развитие личности, приобщение к культуре, к искусству, формирование умения реализовать свои творческие способности.
Район Внимания и Заботы:
Формирование умения правильно оценивать свои действия, поведение, умения быть толерантным, проявлять заботу и внимание к людям, формирование основ взаимодействия с другими людьми.
Район Познания и Творчества:
Формирование основ интеллектуальных и ключевых компетентностей, умения ориентироваться в разных жизненных ситуациях, планировать свои действия, реализовывать свои возможности.
Район Мировосприятия:
Формирование восприятия ценностей «Родина», «семья», «любовь к природе», «мир», «трудолюбие» и др.

Для каждого района определены основные формы и методы воспитания.

На каждой «улице» стоят «домики». В домиках «живут» «семейки» – группы сменного состава – творческие группы, куда входят дети и их родители. В зависимости от названия улицы, на которой «проживают» дети, они выполняют временные поручения. Функционируют такие группы в зависимости от протяженности по времени того общего дела, над которым работает весь коллектив.
Районы объединяет Малый совет (актив класса): учащиеся, родители и классный руководитель.
Вокруг «города» собирается Большой совет, в который входят все дети, родители, классный руководитель, а также «гости города»: воспитанники ДОУ, учащиеся других классов, учителя, жители микрорайона.

Составы Малого и Большого совета периодически меняются.

Соуправленческая деятельность членов коллектива проявляется в разных видах:

  • участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел коллектива;
  • выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
  • организация творческого досуга;
  • деятельность советов.

Для того, чтобы родители были не просто наблюдателями, а активными участниками воспитательного процесса, работа с родителями строится следующим образом:

Совместную работу с родителями рекомендуется выстраивать по направлениям, используя массовые, групповые и индивидуальные формы и методы.

Приложение 1