Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в “плену чувств”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка “взгляду со стороны”, мы тем самым помогаем ему по – другому взглянуть на себя, по – иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

Для решения этой задачи и составлена программа по развитию и коррекции эмоциональной сферы “Ребята, давайте жить дружно!”

Цель программы: повышение осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечение всесторонне гармоничное развитие личности, эмоциональный комфорт.

Для решения поставленной цели поставлены следующие задачи.

  • Способствовать самопознанию ребёнка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения.
  • Развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.
  • Помогать ребёнку прожить определённое эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение.
  • Учить ребёнка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи.
  • Воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение.
  • Вырабатывать у ребёнка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения.
  • Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

Система работы по эмоциональному развитию состоит из 66 занятий и рассчитана на три года: средняя, старшая и подготовительная группы

Одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяются и углубляются. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребёнок может в своём индивидуальном темпе обучаться по этой программе.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого используются: развивающие игры; упражнения; этюды; рассматривание рисунков и фотографий; чтение художественных произведений; рассказ педагога – психолога и рассказы детей; сочинение историй; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; слушание музыки; рисование; мини – конкурсы, игры – соревнования.

Форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая – либо игра, упражнение для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого – либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок – итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребёнком и родителями.

Краткая характеристика разделов

Система работы по эмоциональному развитию состоит из 5 разделов. При работе по этим разделам происходит постепенное психологическое развитие ребёнка. Пространство вокруг ребёнка начинает расширяться: в него включаются другие люди (ровесники и взрослые). Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребёнок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем в мир ребёнка входят животные. Они по праву занимают одно из важных мест в его жизни и постепенно подводят к самому сложному – пониманию своего места в семье и своих взаимоотношений с близкими.

Тематический план занятий

Раздел

Темы занятий

Время проведения занятий

  1. Я и Я
“Тайна моего имени”

“Автопортрет”

“Мой внутренний мир”

“Мой любимый сказочный герой”

1 – я неделя ноября

2 –я неделя ноября

3 – я неделя ноября

4 – я неделя ноября

  • Я и другие
“Мы так похожи”

“Мы такие разные”

“Язык жестов и движений”

“Давайте жить дружно”

“Мальчики и девочки”

1 – я неделя декабря

2 – я неделя декабря

3 – я неделя декабря

4 – я неделя декабря

2 – я неделя января

  • Я и мои эмоции
“Радость”

“Удивление”

“страх”

“Гнев”

“Горе”

“Интерес”

“Наши эмоции” (итоговое занятие по разделу)

3 – я неделя января

4 – я неделя января

1 – я неделя февраля

2 – я неделя февраля

3 – я неделя февраля

4 – я неделя февраля

1 – я неделя марта

  • Я и животные
“Мой ласковый и нежный зверь”

“Общение с животными”

2 – я неделя марта

3 – я неделя марта

  • Я и моя семья
“С кем я живу”

“Правила домашнего этикета”

4 – я неделя марта

1 – я неделя апреля

Итоговые годовые занятия

“Путешествие в сказку”

“Я знаю, я умею, я могу!”

2 – я неделя апреля

3 – я неделя апреля

Итого:

22 занятия

Раздел 1. “Я и Я”

Задачи

Средняя группа

  • Способствовать осознанию ребёнком своего имени.
  • Дать детям представление о том, для чего в разных ситуациях общения нужны глаза, уши, нос, рот, руки.
  • Учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол).
  • Формировать адекватную самооценку.

Старшая группа

  • Способствовать самопознанию ребёнка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств).
  • Учить детей описывать свои желания и чувства.
  • Учить детей осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.
  • Помогать ребёнку поверить в свои силы.
  • Гармонизировать потребность ребёнка в социальном признании.

Подготовительная группа

  • Способствовать психическому и личностному росту детей.
  • Продолжать формировать позитивное отношение к своему “Я”.
  • Помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.
  • Помогать детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей.
  • Гармонизировать притязания ребёнка на социальное пространство его личности (права и обязанности).

Раздел 2. “Я и другие”

Задачи

Средняя группа

  • Предотвратить возможность возникновения у детей социальной дезадаптации.
  • Дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы.
  • Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребёнку почувствовать себя более защищённым.
  • Дать представление о внешности и манере держаться у представителей разных полов и необходимости оказания помощи друг другу в игре и совместной деятельности.

Старшая группа

Расширить представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.

  • Дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.
  • Сформировать позитивное отношение к сверстникам.
  • Учить детей понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства.
  • Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.

Подготовительная группа

  • Развивать способность детей к эмпатии (сопереживанию).
  • Формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.
  • Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.
  • Дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.

Раздел 3. “Я и мои эмоции”

Задачи

Средняя группа

  • Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости, удивлении, страхе, гневе, горе, интересе.
  • Учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям.
  • Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию).
  • Развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию).

Старшая группа

  • Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя.
  • Расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая сравнивать их.
  • Учить понимать свои чувства и чувства других людей; рассказывать об этом.
  • Учить контролировать свои эмоции.

Подготовительная группа

  • Закреплять полученные знания об эмоциях.
  • Учить понимать относительность в оценке чувства.
  • Продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально – приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Раздел 4. “Я и животные”

Задачи

Средняя группа

  • Дать знания о том, чем человек отличается от животных.
  • Учить наблюдать за животными, играть с ними, заботиться о них.
  • Учить изображать животных, используя различные выразительные средства.
  • Помогать преодолевать возможный страх.

Старшая группа

  • Закреплять знания детей о внешнем виде, повадках животных.
  • Продолжать воспитывать заботливое отношение к животным, сострадание к бездомному животному.
  • Продолжать учить подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналоги в человеческом поведении.

Подготовительная группа

  • Дать детям представление о связи и взаимозависимости человека и животного.
  • Продолжить учить детей видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и понимать их (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям).
  • Закреплять умение определять по движениям, позе, эмоциям настроение животных.
  • Подводить детей к пониманию того, как важно учиться у животных доброте, чуткости и бескорыстию; формировать умение переносить всё хорошее из мира животных в общение с людьми.

Раздел 5. “Я и моя семья”

Задачи

Средняя группа

  • Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному – маме.
  • Учить детей выражать внимание и сочувствие к маминой заботе обо всех членах семьи и её труду.
  • Учить детей понимать свою роль в семье.
  • Учить детей ценить хорошие отношения, получать радость от общения со своими близкими и предлагать им посильную помощь.

Старшая группа

  • Учить видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых.
  • Формировать у детей “кодекс чести”, умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам.
  • Дать представление о важности и значимости различных профессий (на примере родителей).
  • Продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

Подготовительная группа

  • Воспитывать интерес детей к истории своей семьи.
  • Продолжать формировать нравственность во взаимоотношениях с родителями, а также с незнакомыми взрослыми и сверстниками.
  • Учить высказывать своё мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки; общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей.

Требования к уровню подготовки воспитанников

Пройдя подготовку по программе “Давай познакомимся!”, дети средней группы будут знать и уметь следующее:

Знать

  • Имена всех детей в группе;
  • Для чего нужны глаза, уши, рот, нос, руки в процессе познания окружающего мира и общения;
  • Чем отличаются мальчики и девочки по манере держаться и внешности;
  • Названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес);
  • Отличия человека от животного;
  • Как можно выражать свою любовь к маме и радовать членов своей семьи добрыми делами и хорошими поступками;
  • Состав своей семьи.

Уметь

  • Отмечать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо походка, пол) и свои отличия от других детей;
  • Опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих;
  • Правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
  • Оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;
  • Делиться с друзьями сладостями и игрушками;
  • Различать эмоции по схемам – пиктограммам;
  • Передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;
  • Наблюдать за животными; изображать их голоса, характерные движения, настроения;
  • Употреблять в речи “волшебные” слова (спасибо, пожалуйста, извините);
  • Правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка)

Пройдя подготовку по программе “Давай познакомимся!”, дети старшей группы будут знать и уметь следующее:

Знать

  • Как можно объяснить имена некоторых сказочных персонажей;
  • Различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении;
  • О существовании индивидуальных особенностей своих сверстников;
  • Важность различных профессий (на примере родителе);
  • Какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими и какие недостатки этому общению мешают.

Уметь

  • Осознавать своё тело и его специфические особенности;
  • Понимать и описывать свои желания и чувства;
  • Осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;
  • Различать определённые эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;
  • Воспроизводить выразительные позы и движения;
  • Сравнивать эмоции;
  • Контролировать свои эмоциональные реакции;
  • Подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении;
  • Оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых в быту;
  • Уступать друг другу в конфликтных ситуациях;
  • Останавливать другого ребёнка, если он делает что-то плохое;
  • Вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности;
  • Выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.

Пройдя подготовку по программе “Давай познакомимся!”, дети подготовительной группы будут знать и уметь следующее:

Знать

  • Что означают их имена;
  • Что такое “мужественность” и “женственность”, понимать особенности общения с партнёрами противоположного пола;
  • Об относительности в оценке чувств;
  • О связи и взаимозависимости человека и животного;
  • Какие существуют особенности общения разных животных между собой;
  • Историю собственной семьи.

Уметь

  • Понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
  • Устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;
  • Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонацию;
  • Понимать своего собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам.
  • Рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции;
  • Переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общение с людьми;
  • Принимать гостей у себя дома;
  • Общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать своё мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;
  • Оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
  • Рисовать своё генеалогическое древо.

Список используемой литературы

  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет Екатеринбург, 1997.
  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникативность. Ярославль, 1997.
  3. Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Я, ты, мы: Учебно – методическое пособие по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М., 1999.
  4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль., 1997.
  6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры. М., 1999.
  7. Твоё имя/составитель И. Воробьёва. М., 2000.
  8. Хухлаева О.В. Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. М., 1998.
  9. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995.
  10. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 2000.