Познавательное занятие по развитию речи в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: расширять знания и представления о живой, неживой природе, вызвать желание беречь и охранять её, формировать знания о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют ее восстановлению; активизировать в речи детей слова, означающие обобщающие понятия: “воздушный транспорт”, “насекомые”, “зимующие и перелетные птицы”, “деревья”; побуждать к проведению опытнической работы, используя предложенный лабораторный материал.

Словарная работа: пресная, созвездие.

Предварительная работа:

  • наблюдения в природе;
  • рассматривание альбомов с иллюстрациями “Транспорт”, “Насекомые”, “Перелетные птицы”, “Зимующие птицы”, “Деревья”;
  • совместная работа придумать рассказ про животного (родители + дети).

Материал:

  • карта планеты с пиктограммой;
  • в лаборатории: посуда для фильтра (баночки с водой, воронка), материал для фильтрования (ткань, вода, салфетка бумажная), детские халаты;
  • напоминающие экологические знаки;
  • блестящее ведёрко для “космического мусора”;
  • обруч (воображаемый космический корабль);
  • украшение помещения: звезды, луна, планеты в плоскостном изображении.

ХОД УРОКА

Дети получают телеграмму: “Внимание! Внимание! Экологическая катастрофа! Помогите!”.

- Кто же послал телеграмму? (Жители планеты Альфа!)

- Что же случилось на этой планете?

- Что такое экологическая катастрофа?

- Что вы думаете, ребята? (Ответы детей)

- Эта планета находится очень далеко, но нам нужно добраться туда быстро. На каком транспорте можно это сделать? (Ответы детей). Я полностью согласна с вашими предложениями, но у меня есть надежный и испытанный транспорт. Вы согласны ехать на этом транспорте? Тогда занимайте места на космическом корабле. Я буду капитаном корабля. (Звучит грамзапись). Пристегнуть ремни безопасности! Начинаем отсчет: “10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3 – в звездный космос полети”. Наши руки медленно поднимаются. Набираем высоту. Мы летим! Чувствуете, как ноги отрываются от пола? А вот и планета Альфа. Готовимся к приземлению! Отстегнуть ремни безопасности.

(Дети подходят к карте планеты)

- Почему здесь пусто, никто нас не встречает? (Воспитатель обращает внимание на карту)

- Как вы думаете, что это? (Ответы детей). Очень интересное высказывание, ребята, молодцы. Это карта планеты Альфа. А это житель планеты (показывает на изображение пиктограммы с грустным настроением в середине карты). Какое у него настроение? (Грустное, печальное, хмурое). Он думает, значит какое у него настроение? (Задумчивое). Попробуем разгадать секрет планеты? (Показывает на первую часть планеты с черными пятнами). Что означает этот цвет на карте, узнаете, если отгадаете загадку:

“Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь,
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем”. (Воздух)

За ваш правильный ответ мы уберем черное пятно на карте и сложим в космическое ведро для мусора. Зачем нам нужен воздух? Что нужно сделать, чтобы в помещении он был чистым? Что засоряет воздух на улице? Кто выделяет углекислый газ? Почему надо сажать деревья? (За правильный ответ воспитатель убирает черные пятна). Мы очистили воздух. Мне нравиться ваше желание помогать. Мы сейчас проверим, правда ли воздух стал чистым. (Воспитатель приглашает детей сесть на “космические стулья”)

Дыхательная гимнастика: “Понюхаем воздух”.

- Дышим с левой стороны. Чистый воздух? Вздохнем носом с правой стороны. И здесь воздух чист? Вам понравилось дышать свежим и чистым воздухом?

Воспитатель обращает внимание на синий цвет на карте.

- Что же означает этот цвет? Помогите.

Речевое упражнение “Доскажи словечко”.

- Не умыться, не напиться без… (воды)

- Листику не распуститься без… (воды)

Без воды прожить не могут
Звери, птицы, человек,
И поэтому всегда
Нам везде нужна… (Вода)

- Интересно, где бывает вода? (Ответы детей). Правильно, в морях и океанах. Можно ли её пить? Как называется вода, которую можно пить?

Словарная работа: пресная.

- Случилась беда. Водопроводный кран сломался. Жителям приходится брать воду из речки, но она загрязнилась. Как очистить воду? Подскажите, помогите. (Дети приглашаются в “космическую лабораторию”, выбирают предложенный лабораторный материал, посуду для очищения)

- Давайте сравним воду, которую очистили. Какая она стала? Какая была? Какие предметы использовали для очистки? Из чего сделали фильтр?

- Мы помогли очистить от мусора и вторую часть планеты. (Обращает внимание, что черные пятна исчезли)

- А теперь я предлагаю поиграть. Когда мы с вами летели, видели много звезд. Когда много звезд собираются вместе, это называется созвездие.

Словарная работа: созвездие.

Игра малой подвижности: “Построй созвездие” (из 2-х, 4-х, 8-ми звезд).

Правила игры: дети разбегаются по залу, по команде взрослого строятся в 4, 2, 1 созвездие.

Дети садятся на “космические стулья” и смотрят на третью часть планеты.

- Здесь раньше жили животные, но они исчезли. Почему? (Ответы детей)

- Но они могут вернуться с вашей помощью. Нужно что-нибудь интересное вспомнить о животном и рассказать о нем. (Дети рассказывают о наиболее понравившемся животном)

- Вы молодцы, ребята. Помогли вернуть зверей в родные места. (Воспитатель убирает все черные пятна)

Воспитатель обращает внимание на зеленый цвет на карте. Что означает этот цвет? (Ответы детей)

- Это черное пятно закрывает всех перелетных птиц, это – зимующих, это – насекомых, это – деревья. Они могут вернуться с вашей помощью. (Дети по очереди перечисляют перелетных, зимующих птиц, насекомых, деревья и черные пятна убирают в ведерко для мусора)

- Осталось только одно черное пятно. Когда мы покажем и расскажем жителям планеты, как правильно себя вести в природе, исчезнет и оно.

Дидактическая игра “Напоминающие экологические знаки”.

(Дети показывают знак и объясняют, что нельзя делать в природе)

- Я думаю, что жители планеты поняли правила поведения в природе.

- Послушайте, как ожила планета. (Грамзапись: голоса птиц, журчание воды)

- Воспитатель меняет грустное настроение пиктограммы на веселое.

- Какое настроение стало у жителя? (Радостное, весёлое, смешное). Почему он сразу повеселел? Какая стала планета Альфа? (Чистая, радостная, красивая). Вам стало радостно от этих слов? Давайте это хорошее настроение заберем на свою планету.

- На этом у нас работа на планете Альфа завершилась, нас ждут дела и на планете Земля. (Дети садятся на “ракету” и улетают)