Программа "Волшебная поляна детства" по подготовке и проведению праздников для детей с нарушением речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Презентация

Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее.

Вообще многолетние наблюдения показали, что дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств, основываясь на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления речи. Одним из таких факторов является наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт. В качестве вспомогательного средства можно выделить моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л.С. Выгодский. Для подготовки к развлечению или утреннику соответственно следовали следующему плану:

Для развития детей по различным сферам деятельности, была поставлена и реализована программа, “Волшебная поляна детство” по подготовке и проведения праздников для детей с нарушениями речи.

Программа как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада, не предполагает развития профессиональных актерских, танцевальных, музыкальных и т.д. умений.

Главной целью программы является создание условий по проведению и подготовке праздников в детском саду, для коррекции речевых нарушений детей.

Исходя из основной цели, были выделены следующие задачи:

  • развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через специально организованные речевые праздники конкурсы;
  • развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;
  • развитие эстетических способностей.

Основными задачами программы являются развитие у детей сообразительности, творчества, активной речевой деятельности. В программе комплексно решаются вопросы воспитания детей, навыков культурного поведения, нравственных привычек, культуры речи, ответственного отношения к выполнению порученных заданий.

Содержание программы

Программа имеет шесть направлений, работа по которым рассчитана на два года: с детьми старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп ДОУ.

1. “Культура и техника речи”

Включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией, логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, а также творческой фантазии. Данное направление повышает интерес ребенка к коррекционным занятиям с логопедом, педагогом, родителям.

2. “Праздничные игры”

Включают игры и упражнения на развития игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, а также игры, развивающие внимание, память, наблюдательность.

3. “Ритмопластика”

Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей дошкольников, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувства ритма.

4. “Самостоятельная музыкальная деятельность детей”.

Возникает непосредственно по инициативе детей. Каждый ребенок старается по-своему выразить то, с чем познакомился на музыкальных занятиях. Это рассматривается как элемент самообучения.

5. “Работа над постановкой спектаклей, инсценировок и т.д.”

Включает знакомство с пьесами, ее содержанием, дает представления о необходимости выполнять определенные упражнения для коррекции речи. В этом же направлении идет работа над этюдами для репетиций праздников.

6. “Семейные речевые праздники-конкурсы”.

Предполагает организацию и проведение конкурсов совместно с родителями, привлекая их к содержанию проведения праздников и логопедической работы. Включает различные логопедические задания для подготовки к конкурсу дома, повышая тем самым активность родителей в коррекционной работе. [Приложение 1]

Методические рекомендации

Занятия проводятся со всеми детьми старшей группы и подготовительной, без какого либо отбора. Оптимальное количество детей – 12-16.

Занятия проводятся в просторном зале, оборудованном аудиотехникой. Для выполнения творческих заданий желательно использовать мягкие объемные модули, элементы костюмов, спортивный инвентарь.

Форма одежды детей удобная, желательно спортивная, обувь - чешки.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, в вечернее время, продолжительностью от 30 до 40 мин., в зависимости от возраста детей. Организованные занятия начинаются с 15 сентября, так как до этого времени в ДОУ идет комплектация речевых групп, и все педагоги проводят обследование детей.

При подготовке к празднику, спектаклю, развлечению, индивидуальная работа и общие репетиции в случае необходимости проводятся дополнительно 1 раз в неделю не более 40 мин.

Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:

  1. Систематичности и последовательности.
  2. Доступности - характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей с нарушениями речи.
  3. Наглядности – большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения (видеоматериалы, посещения театров, встреча с артистами, наблюдения в зоопарке и т.д.).
  4. Комплектности работы – проведения праздников включены в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешности и результативности которого зависти, прежде всего от сотрудничества всех педагогов ДОУ.

В проведении занятий могут участвовать учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель. Кроме этого, все педагоги ДОУ используют в работе с детьми все возможные игры. В подготовке к празднику активное участие принимает весь коллектив ДОУ.

Формы работы с детьми

Данная программа предполагает как групповые, так и индивидуальные формы организации работы.

Структура к подготовке праздника

Приветствие (ритуал, вначале предложенный взрослым потом самими детьми):

  • упражнения на развития произвольного зрительного и слухового внимания, памяти, саморегуляция поведения;
  • на развитие техники речи;
  • музыкально-пластические упражнения и этюды.

Правила поведения

- говорить не громко (не кричать);

- ходить спокойно (не бегать);

- помнить для чего мы находимся в зале;

- смело показывать свои способности;

- заботиться друг о друге (не обижать);

- помогать друг другу (не смеяться);

- внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому).

Предметно-пространственная среда

Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная среда: помещение со сценой с занавесом, светотехническим оборудованием, аудиотехникой, элементы костюмов, простые декорации.

Примерные игры и упражнения

ЦЕЛЬ: развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание память, наблюдательность, эстетическое чувство.

Обще-развивающие игры проводятся в первой части занятия.

При проведении этих игр необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых детей. Многие игры предполагают деление на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнить их с собственными.

Поймай хлопок

ЦЕЛЬ: развивать произвольное слуховое внимание, быстроту реакции.

Дети стоят врассыпную. Они должны среагировать на хлопок педагога и хлопнуть одновременно с ним. Педагог предлагает поймать маленький мячик (цветок монетку).

Поезд

ЦЕЛЬ: развивать зрительную память, произвольное внимание, чувство сплоченности.

Несколько детей образуют вагоны поезда, стоят в колонне. Стоящий пред ними ребенок должен запомнить, в какой последовательности стоят его “вагоны”. Затем “паровоз” отворачивается и называет детей - “вагонов” в четкой последовательности.

Игра со свечой

ЦЕЛЬ: развивать правильное речевое дыхание.

Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на “горящую свечу” (бумажку). Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.

Работа над праздником

ЦЕЛИ: подвести детей к пониманию значения коррекции речи и способов этого. Реализовать возможности каждого ребенка; развивать психические процессы детей, активность уверенность в себе; умение работать в коллективе.

В работе с детьми над праздником необходимо не перегружать их, и не навязывать своего мнения, представлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Работа над праздником начинается со знакомства сценария. Сценарии разрабатываются педагогами ДОУ. У всех сценариев есть специфика: главный герой не может произносить некоторые звуки или вообще говорить. По содержанию он вынужден научиться этому, проходя различные “речевые” испытания. В каждом сценарии обязательно присутствуют музыкальная и хореографическая части, принимают участие все без исключения дети группы. Первое прочтение сценария должно быть эмоционально насыщенным, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Следующим этапом являются пробы детей на различные роли и распределение ролей. После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми над образом, отдельными эпизодами, картинками.

Заключительный этап – генеральная репетиция - проведения праздника для детей, родителей, педагогов ДОУ.

В процессе работы создаются фотоальбомы, видеозаписи. Зрители могут записать свои впечатления какие-то пожелания в книге отзывов. В конце года, на заключительном празднике, все, дети, игравшие роли в течение года, награждаются дипломами.

Семейно речевые праздники - конкурсы

ЦЕЛИ: повысить интерес родителей к логопедической работе ДОУ; развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность речи; воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.

В течение года в ДОУ проводятся три семейных праздника-конкурса (конкурс частушечников и скороговорщиков, семейный КВН “Говорилки”, праздник красивой речи), которые включают различные логопедические задания. Каждый конкурс обязательно предлагает этап, к которому задания готовятся дома, повышая тем самым активность родителей в коррекционной работе. В празднике участвуют все желающие семьи детей ДОУ. Каждая участвующая семья награждается грамотой и подарками.

Предполагаемые умения и навыки детей к концу года

СТАРШАЯ ГРУППА:

  • называют основные средства коррекции речи (гимнастика для языка и пальчиков);
  • произносят одну и туже фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
  • выразительно читают стихотворный текст;

Предают образ героя характерными движениями;

  • действуют на сцене в коллективе;
  • держаться уверенно перед аудиторией.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА:

  • объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив;
  • называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения для, языка, гимнастики для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнения домашних заданий);
  • сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
  • выразительно читают наизусть стихотворный текст;
  • действуют согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;
  • двигаются в заданном ритме и предают его по цепочке;
  • создают пластические импровизации под музыку различного характера;
  • умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.

Заключение

Реализация программы подразумевала широкую вариантность в выборе способов активизации художественного мышления, музыкального творчества, речевого материала, в последовательности изучения проблемных блоков.

Не только дети, но и педагоги, в процессе работы по данной программе смогли проявить собственную инициативу, без чего невозможно создание поисковой творческой атмосферы на занятиях.

При подведении итогов работы было отмечено, что используя системный подход в обучении, в специальном планирование раздела работы по развитию связной речи с использованием средств наглядности, разнообразных дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения, с учётом особенностей проведения праздников, способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей.

К видам различной деятельности в детских садах следует отнести проведение праздников, утренников, знакомство с театрализованной деятельностью, организацию дней развлечений, спортивных праздников и др

Так, на праздниках, утренниках речевая деятельность детей совершенствуется посредством чтения стихотворений, исполнения песен. Знакомство детей с театром кукол способствует формированию у детей вкуса, воображения, творческому развитию личности ребенка, а, следовательно - и обогащению его словарного запаса.

Возникающие в игровом процессе эмоции дети пытаются выразить словами, тем самым также улучшая свой словарный запас. Как правило, дети с нарушением речевого развития не являются инициаторами речи, т.е. их речь проявляется в качестве ответов на вопросы. Поэтому, ребенку важно создать мотивацию общения для того чтобы у него сложилось впечатления об увиденном, появилась потребность в высказывание реализовать свои творческие возможности.

Мы выяснили, что праздник, как синтез искусств, включает в себя

различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности – общение. Все виды деятельности ребенка с нарушением речи отличаются некоторым своеобразием. Это обуславливает возникающие в процессе подготовки праздника сложности: необходимость тщательного отбора речевого материала; длительное разучивание стихов, песен, танцев; формирование необходимых навыков общения.

Мы отметили, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.

Изучение опыта работы детского сада №3 позволяет нам сделать вывод о том, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие педагога, воспитателей, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности, обусловленные особенностями работы с детьми. Обобщение опыта работы и анализ праздников, проводимы в д/с, можно отметить, что при хорошо организованной работе, все дети усваивают программное содержание, которое определяется для каждой возрастной группы.

Вместе с тем в группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал, и дальнейшее их развитие требует применения более сложных ролей, произведений.

Кроме того, на празднике и во время подготовки к нему важно создать условия для полноценного эмоционального и речевого общения детей. Разучивание стихотворений и песен.

При проведении контрольного обследования детей с ОНР наблюдалась следующая картина.Все дети экспериментальной группы справились с предлагаемой программой и в конце года показали неплохие результаты. Так, на праздниках, утренниках речевая деятельность детей совершенствовалась посредством чтения стихотворений, исполнения песен. Знакомство детей с театром кукол способствовало формированию у детей вкуса, воображения, творческому развитию личности ребенка, а, следовательно - и обогащению его словарного запаса. Возникающие в игровом процессе эмоции дети пытаются выразить словами, тем самым также улучшая свой словарный запас.

Если говорить о подготовке и проведения праздников, то можно судить по разговорам детей их рисунков, так как после праздника они долгое время вспоминают понравившиеся им выступления, или какай либо персонаж.

Воспитатель стал участвовать в беседах детей, подытоживая впечатления детей, выделяя главное, наиболее важное, поясняя непонятное. Стало традицией закреплять праздничные впечатления на музыкальном занятии.

Итак, можно сказать, что праздники в детском саду - важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности

Дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы.

Однако следует уточнить, что описанные методы и приемы работы являются, в основном, общепедагогическими, учитывающими возрастные особенности детей, цели и задачи их воспитания, а также условия организации жизни детей в образовательных учреждениях.

Но каждый педагог – творческая, уникальная личность со своими “сильными” и “слабыми” профессиональными качествами. Каждый педагог использует один и тоже прием по-своему. И наиболее эффективной методикой будет не столько то, что рекомендовано, а то, что внутренне принято самим педагогом, глубоко осмысленно и проанализировано, опробовано на практике в работе с детьми. И хотелось бы надеется, что советы и рекомендации также будут апробированы, пропущены “через себя”, свой собственный опыт и дополнятся уточнениями, собственными разработками и импровизациями.

Список использованной литературы

1. Базарный В.Ф. Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка /Сер. Физиология художественно-психического развития ребенка. Сергиев Посад. М.: Изд-во, 1996. С 75-91.

2. Буренина А.И. Программ по ритмической пластике у детей//требования к подбору музыки. СПб.: ЛОИРО, 2000.  С. 24-25.

3. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания детей. М.: Просвещение,1989. С. 235-255.

4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1974. С. 62-98.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. М.: Просвещение, 1967. С. 5-96., СПб.: Союз, 1997.  С. 92.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Просвещения, 1983.  С. 5-40.

7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: просвещение, 1960.  С. 328.

8. Ветлугина Н.А. и др. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1989.   С. 5-62.

9. Выготский Л.С. Психология искусства. Соч.   Т.З. М.: Педагогика, 1986. С. 51-76.

10. Волкова Т.А., Логопедическая речь. М.: Учеб. метод. пособие. 1985. С. 15-47.

11. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1985. С. 45.

12. А.Н. Гвоздева, Козлова О.Н. Опарина С.А. Коррекционно-дидактическая программа для детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Сбор.   № 2. М.: Педагогика, 2007. С. 24.

13. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М.: просвещение, 1958. С. 341.

14. Далькроз Э.Жак. Ритм// Театр и искусство. М.: Просвещение, 1922.  С. 37.

15. Дъяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. М.: Вопр. Псих. № 6. 1988.  С. 52-59.

16. Жога Л. Н., Саяпова Н.Г. Дошкольная логопедическая служба. М.: Педагогика, 2007. С. 46-75.

17. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 2004. С. 320.

18. Зак А.Г. Различия в мышлении детей. М.: Педагогика, 1992.

19. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. М.: Просвещение, 1974.  С. 72-79.

20. Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. М.: Просвещение, 1962.