«Семь металлов создал свет по числу семи планет»
Предмет: неорганическая химия.
Учитель: Осокина Оксана Анатольевна.
Класс: 9
Тема урока: «Металлы суть ковкие
блестящие тела»
Цель урока: создать условия для
обобщения и углубления знаний учащихся по теме:
Общие свойства металлов.
Задачи:
- Обучающие:
- в занимательной форме повторить, обобщить знания по теме: Общие свойства металлов;
- расширить представление о многообразии металлов.
- Развивающие:
- развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы;
- создать условия для развития познавательного интереса к предмету; эмоциональные ситуации удивления, занимательности.
- Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные компетенции, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.
Тип урока: урок-повторение.
Методы:
- информационный;
- фронтальный (вопросно-ответный);
- письменный контроль;
- игровой.
Средства:
- периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
- презентации: «Металлы», «Узнай-ка», «Кто хочет быть отличником?»
Раздаточный материал: лист доверия (оценивания), Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, карта-инструкция «Кто хочет быть отличником?», план урока, правила работы в группах. Классная доска; компьютер.
Организационные формы:
- Фронтальная;
- Работа учащихся в микрогруппах по методике сотрудничества.
- Индивидуальная.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
Общая цель этапа |
|
Содержание | Приветствие –> проверка
отсутствующих –> конкретизация целей урока
–> создание мотивации УД. Учитель:
Тема урока: «Металлы суть ковкие блестящие тела».
Названием темы заставила ребят удивиться. После
привлечения внимания сообщаю цели урока. Сегодня
на нашем уроке мы должны: обобщить ваши
знания по данной теме, дополнить их новыми,
расширить кругозор о металлах
(устанавливается взаимное целеполагание). План урока: 1 ЭТАП: «ПРИВЛЕКАЙ-КА» |
Показатели реального результата |
|
II. ЭТАП ИНФОРМАЦИОННЫЙ «Семь металлов создал свет по числу семи планет»
Общая цель этапа |
|
Форма организации учащихся | фронтальная |
Методы обучения | ИКТ |
Содержание учебного материала | Учитель. В древности и в
средние века были известны только семь металлов.
Алхимики считали, что каждому металлу
соответствует своя планета, которая управляет
его судьбой на Земле, поэтому металл обозначали
знаком планеты (демонстрация Презентации
1). Далее учащимся предлагается послушать сообщения о металлах, подготовленные учащимися (заранее). 1-й ученик. Стронций, № 38. Стронций – металл фейерверков, потех и салютов. Соединения стронция применяют в пиротехнике для получения красных огней. При взрыве атомной или водородной бомбы образуется радиоактивный изотоп Sr-90, который вызывает тяжелое заболевание организма. 2-й ученик. Железо, № 26. В таблице Менделеева трудно найти какой-либо иной элемент, с которым так неразрывно связывалась бы жизнь всего человечества. Нет другого элемента, при участии которого проливалось бы так много крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько несчастий. «В бою железо дороже золота” – гласит татарская пословица. Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной войне, приходится на железо. Железо – главная составная часть чугунов и сталей, а по их выплавке судят о мощности государства. Сколько этого металла было выброшено в снарядах, бомбах, минах, гранатах! Чтобы судить о масштабах расхода железа в минувшей войне, назовем одну цифру: миллион бомб сброшено фашистской авиацией на Сталинград. Но железо – не только борьба, война, разрушение; железо – металл созидания. Это основа всей металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, судостроения, грандиозных инженерных сооружений. 3-й ученик. Ртуть №80. Этот металл используют в производстве различных физических приборов, взрывчатых веществ, его соединения применяют при пломбировании зубов. 4-й ученик. Литий № 3. Долгое время считали, что этого металла очень мало в природе. Потом этот металл с помощью прибора спектроскопа стали находить в самых неожиданных местах: в граните, чае, молоке, табачной золе и даже в человеческой крови. Этот метал самый легкий, если бы из него удалось сделать самолет, то два человека легко подняли бы его. 5-й ученик. Натрий № 11. Натрий – самый распространенный в природе щелочной металл. Среднее содержание натрия в организме человека – 100 г. Натрий активно участвует в обмене веществ в живых организмах. Содержится в эритроцитах крови, сыворотке, пищеварительных соках, играет важную роль в водно-солевом обмене. Натрий входит в состав многих лекарственных препаратов, в том числе, как питьевая сода, норсульфазол. Многие антибиотики используются в медицинской практике в виде натриевых солей. |
Показатели реального результата |
|
III. ЭТАП ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ «ЗАРЯДИ МОЗГИ!»
Общая цель этапа |
|
Форма организации учащихся | коллективная |
Методы обучения | Фронтальный опрос (вопросно-ответный способ организации учебно-познавательной деятельности). |
Содержание учебного материала | Установка внимания –>
знакомство с содержанием организации
учебно-познавательной деятельности –>
создание мотивации –> актуализация
субъективного опыта учащихся. Учитель.
Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы будете на
них отвечать. За каждый правильный ответ и
правильное дополнение к ответу других вы будете
иметь возможность заработать по 1 баллу и внести
их в лист доверия.
|
Показатели реального результата |
|
IV. ЭТАП СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ «УЗНАЙ-КА»
Общая цель этапа |
|
Форма организации учащихся | Работа в группах |
Методы обучения | игровой |
Содержание учебного материала | Установка внимания –>
знакомство с содержанием организации
учебно-познавательной деятельности учащихся
–> мотивация –> работа в группах –> защита
общего результата группы. ВНИМАНИЕ! Класс разбивается на две команды по принципу: первый, второй и т.д. Первые номера садятся за первый стол, вторые – за второй. На экране (Презентация 2, слайды 4, 5, 6, 7) показан ряд химических элементов: Li, Na, Al, K, Zn, Ag, W, Au, Cs ЗАДАНИЕ: Узнайте среди металлов
тот, о котором пойдет речь. |
Показатели реального результата |
|
V. ЭТАП ИНДВИДУАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ЗУНов УЧАЩИХСЯ «КТО ХОЧЕТ БЫТЬ ОТЛИЧНИКОМ?»
Общая цель этапа |
|
Форма организации учащихся | индивидуальная |
Методы обучения | Письменный контроль (тест) |
Содержание учебного материала | Установка внимании –>
знакомство с содержанием организации
учебно-познавательной деятельности –>
мотивация учебной деятельности –>
индивидуальная работа (формула доверия). ВНИМАНИЕ! I. В побочных подгруппах Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева расположены:
II. Металл-жидкость:
III. В чем растворили натрий, если продукт – щелочь:
IV. Элемент № 20 на внешнем энергетическом уровне имеет электроны в количестве:
V. Дополните слова Ф.И.Тютчева: «Я помню время …»
VI. Коррозию металлов останавливают:
VII. Этот металл способен убивать не только микроорганизмы, но и является составной частью тканей любого животного и растительного организма:
VIII. Твердый металл, используемый для изготовления нитей накаливания электроламп:
IX. Название одного из способов получения металлов:
X. В состав гемоглобина входит элемент:
(Презентация 2, слайды 8, 9, 10) |
Показатели реального результата |
|
VI. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
Общая цель этапа | Развитие рефлексивных умений учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||
Форма организации учащихся | коллективная | ||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание учебного материала | Совместное обсуждение урока и листа
доверия. Учитель: Уютно ли вы ощущали себя на уроке? ЛИСТ ДОВЕРИЯ (оценивания) Ф.И. ученика _______________________
Выставление оценок. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Показатели реального результата |
|
Литература:
1. Рудзитис Г.Е. «Химия» 9 класс.
М.Просвещение – 1990, стр.103-120.
2. Химия в школе №1, 2009.
3. Химия в школе № 8, 2005.
4. Гин А.А. «Приемы педагогической техники».
М. «Вита пресс» – 2004.
5. М.М.Поташник «Как подготовить и провести
открытый урок». Москва 2005.
6. Интернет-ресурсы.