"Металлы суть ковкие блестящие тела" (общие свойства металлов). Разработка открытого урока

Разделы: Химия


«Семь металлов создал свет по числу семи планет»

Предмет: неорганическая химия.
Учитель: Осокина Оксана Анатольевна.
Класс: 9
Тема урока: «Металлы суть ковкие блестящие тела»
Цель урока: создать условия для обобщения и углубления знаний учащихся по теме: Общие свойства металлов.
Задачи:

  • Обучающие:
    • в занимательной форме повторить, обобщить знания по теме: Общие свойства металлов;
    • расширить представление о многообразии металлов.
  • Развивающие:
    • развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы;
    • создать условия для развития познавательного интереса к предмету; эмоциональные ситуации удивления, занимательности.
  • Воспитательные:
    • воспитывать коммуникативные компетенции, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

Тип урока: урок-повторение.

Методы:

  • информационный;
  • фронтальный (вопросно-ответный);
  • письменный контроль;
  • игровой.

Средства:

  • периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
  • презентации: «Металлы», «Узнай-ка», «Кто хочет быть отличником?»

Раздаточный материал: лист доверия (оценивания), Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, карта-инструкция «Кто хочет быть отличником?», план урока, правила работы в группах. Классная доска; компьютер.

Организационные формы:

  • Фронтальная;
  • Работа учащихся в микрогруппах по методике сотрудничества.
  • Индивидуальная.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Общая цель этапа
  • Подготовка учащихся к уроку;
  • Обеспечение благоприятной обстановки;
  • Определение целей урока;
  • Создание мотивации учебной деятельности.
Содержание Приветствие –> проверка отсутствующих –> конкретизация целей урока –> создание мотивации УД.

Учитель: Тема урока: «Металлы суть ковкие блестящие тела». Названием темы заставила ребят удивиться. После привлечения внимания сообщаю цели урока. Сегодня на нашем уроке мы должны: обобщить ваши знания по данной теме, дополнить их новыми, расширить кругозор о металлах (устанавливается взаимное целеполагание).
Далее объявляю план урока (у каждого учащегося на парте).
«МЕТАЛЛЫ СУТЬ КОВКИЕ БЛЕСТЯЩИЕ ТЕЛА»

План урока:

1 ЭТАП: «ПРИВЛЕКАЙ-КА»
Презентация: «Семь металлов создал свет…»
Сообщения учащихся о металлах.
2 ЭТАП: «ЗАРЯДИ МОЗГИ!»
3 ЭТАП: «УЗНАЙ-КА»
4 ЭТАП: «КТО ХОЧЕТ БЫТЬ ОТЛИЧНИКОМ?»
На этом уроке вы будете иметь возможность воспользоваться листом доверия, а также получить несколько оценок за урок при условии активной работы (создание мотивации).

Показатели реального результата
  • полная готовность класса к работе на уроке;
  • совместное целеполагание;
  • включение учащихся в рабочий ритм;
  • создание мотивации учебной деятельности;
  • положительный эмоциональный настрой.

II. ЭТАП ИНФОРМАЦИОННЫЙ «Семь металлов создал свет по числу семи планет»

Общая цель этапа
  • создать эмоции удивления (через ИКТ);
  • способствовать расширению кругозора учащихся;
  • формировать познавательный интерес к предмету;
  • создать условия для формирования информационных компетенций.
Форма организации учащихся фронтальная
Методы обучения ИКТ
Содержание учебного материала Учитель. В древности и в средние века были известны только семь металлов. Алхимики считали, что каждому металлу соответствует своя планета, которая управляет его судьбой на Земле, поэтому металл обозначали знаком планеты (демонстрация Презентации 1).
Далее учащимся предлагается послушать сообщения о металлах, подготовленные учащимися (заранее).
1-й ученик. Стронций, № 38. Стронций – металл фейерверков, потех и салютов. Соединения стронция применяют в пиротехнике для получения красных огней. При взрыве атомной или водородной бомбы образуется радиоактивный изотоп Sr-90, который вызывает тяжелое заболевание организма.
2-й ученик. Железо, № 26. В таблице Менделеева трудно найти какой-либо иной элемент, с которым так неразрывно связывалась бы жизнь всего человечества. Нет другого элемента, при участии которого проливалось бы так много крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько несчастий. «В бою железо дороже золота” – гласит татарская пословица. Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной войне, приходится на железо. Железо – главная составная часть чугунов и сталей, а по их выплавке судят о мощности государства. Сколько этого металла было выброшено в снарядах, бомбах, минах, гранатах! Чтобы судить о масштабах расхода железа в минувшей войне, назовем одну цифру: миллион бомб сброшено фашистской авиацией на Сталинград. Но железо – не только борьба, война, разрушение; железо – металл созидания. Это основа всей металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, судостроения, грандиозных инженерных сооружений.
3-й ученик. Ртуть №80. Этот металл используют в производстве различных физических приборов, взрывчатых веществ, его соединения применяют при пломбировании зубов.
4-й ученик. Литий № 3. Долгое время считали, что этого металла очень мало в природе. Потом этот металл с помощью прибора спектроскопа стали находить в самых неожиданных местах: в граните, чае, молоке, табачной золе и даже в человеческой крови. Этот метал самый легкий, если бы из него удалось сделать самолет, то два человека легко подняли бы его.
5-й ученик. Натрий № 11. Натрий – самый распространенный в природе щелочной металл. Среднее содержание натрия в организме человека – 100 г. Натрий активно участвует в обмене веществ в живых организмах. Содержится в эритроцитах крови, сыворотке, пищеварительных соках, играет важную роль в водно-солевом обмене. Натрий входит в состав многих лекарственных препаратов, в том числе, как питьевая сода, норсульфазол. Многие антибиотики используются в медицинской практике в виде натриевых солей.
Показатели реального результата
  • создание положительного эмоционального фона (через показ презентации);
  • вызван познавательный интерес к предмету через интересные факты о металлах;
  • реализованы информационные ценности (ИКТ, сообщения учащихся).

III. ЭТАП ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ «ЗАРЯДИ МОЗГИ!»

Общая цель этапа
  • повторить и обобщить полученные знания о металлах;
  • стимулировать к развитию мышления, речи.
  • формировать коммуникативные компетенции.
Форма организации учащихся коллективная
Методы обучения Фронтальный опрос (вопросно-ответный способ организации учебно-познавательной деятельности).
Содержание учебного материала Установка внимания –> знакомство с содержанием организации учебно-познавательной деятельности –> создание мотивации –> актуализация субъективного опыта учащихся.

Учитель. Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. За каждый правильный ответ и правильное дополнение к ответу других вы будете иметь возможность заработать по 1 баллу и внести их в лист доверия.
«Заряди мозги!» (Презентация 2, слайд 3)

  1. На какие две группы делятся все простые вещества? (Металлы и неметаллы).
  2. Сколько металлов известно? (89).
  3. В чем различие в строении атомов металлов и неметаллов? (У металлов не внешнем энергетическом уровне от 1 до 3 электронов, а у неметаллов от 4 до 8).
  4. В каком агрегатном стоянии находятся металлы? Есть ли исключение? (Все металлы – твердые, исключение – ртуть – жидкость).
  5. Как называются металлы, которые составляют I группу, главную подгруппу ПСХЭ Д.И.Менделеева? (Щелочные).
  6. Металлы являются окислителями или восстановителями? Почему? (Металлы – восстановители, так как способны отдавать электроны).
  7. Назовите важнейшие химические свойства металлов? (Реагируют: неметаллами; с водой; с растворами кислот; с растворами солей; с растворами щелочей).
  8. Как называется однородная смесь, состоящая из металлов? (Сплавы).
  9. Что означает слово «коррозия»? («Коррозия» – разъедать).
  10. Какой металл обладает способностью к намагничиванию? (Железо).
Показатели реального результата
  • правильность и осознанность ответов учащихся;
  • умение сравнивать;

IV. ЭТАП СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ «УЗНАЙ-КА»

Общая цель этапа
  • стимулировать познавательную активность учащихся;
  • продолжить развитие мышления, умения сравнивать, находить;
  • осознание ценности совместной работы;
  • работать над развитием коммуникативных компетенций.
Форма организации учащихся Работа в группах
Методы обучения игровой
Содержание учебного материала Установка внимания –> знакомство с содержанием организации учебно-познавательной деятельности учащихся –> мотивация –> работа в группах –> защита общего результата группы.

ВНИМАНИЕ! Класс разбивается на две команды по принципу: первый, второй и т.д. Первые номера садятся за первый стол, вторые – за второй. На экране (Презентация 2, слайды 4, 5, 6, 7) показан ряд химических элементов: Li, Na, Al, K, Zn, Ag, W, Au, Cs

ЗАДАНИЕ: Узнайте среди металлов тот, о котором пойдет речь.
Выигрывает та команда, которая первой даст правильный ответ, и обоснует свой выбор. Выигравшая команда получает 5 баллов и заносит в лист доверия.
Этот метал самый распространенный в земной коре, но из руды его выделили только примерно 150 лет назад, и в течение последующих 60 лет он был большой редкостью и ценился дороже золота. В 1854 году стоимость 1кг. этого металла составляла 1200 рублей (в 270 раз дороже серебра), а в1899г. – 1 рубль. Он очень пластичен, легко вытягивается в проволоку. Также известно, что у наследника русского царя была погремушка, сделанная из этого металла.
(Ответ: алюминий).

Показатели реального результата
  • развитие умений самостоятельно применять знания;
  • осознание ценности совместной работы;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • активизируется познавательный интерес.

V. ЭТАП ИНДВИДУАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ЗУНов УЧАЩИХСЯ «КТО ХОЧЕТ БЫТЬ ОТЛИЧНИКОМ?»

Общая цель этапа
  • закрепить и проверить знания о физических, химических свойствах металлов, их применении и многообразии;
  • стимулировать к развитию аналитических способностей;
  • способствовать формированию социализирующих компетенций.
Форма организации учащихся индивидуальная
Методы обучения Письменный контроль (тест)
Содержание учебного материала Установка внимании –> знакомство с содержанием организации учебно-познавательной деятельности –> мотивация учебной деятельности –> индивидуальная работа (формула доверия).

ВНИМАНИЕ!
У каждого на парте карта с тестом («Кто хочет стать отличником?). Ваша задача из предложенных вариантов ответов выбрать те, которые вы считаете верными. Время, отведенное на выполнение данной работы не более 5 минут (начинается и прекращается по четкой команде). Оценивание работы согласно инструкции. Правильные ответы выводятся на экран по завершению задания. Оценки заносятся в лист доверия.
Инструкция:
При правильном ответе на 10 вопросов – 5 балов. При правильном ответе на 5 вопросов – 4 балла. При ответе менее чем на 5 вопросов – участие в игре не оценивается.

I. В побочных подгруппах Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева расположены:

  1. Неметаллы
  2. Частицы;
  3. Атомы;
  4. Металлы.

II. Металл-жидкость:

  1. Олово;
  2. Ртуть;
  3. Медь;
  4. Иридий.

III. В чем растворили натрий, если продукт – щелочь:

  1. В кислоте;
  2. В спирте;
  3. В сиропе;
  4. В воде.

IV. Элемент № 20 на внешнем энергетическом уровне имеет электроны в количестве:

  1. 4;
  2. 7;
  3. 2;
  4. 3.

V. Дополните слова Ф.И.Тютчева: «Я помню время …»

  1. Былое;
  2. Счастливое;
  3. Непростое;
  4. Золотое.

VI. Коррозию металлов останавливают:

  1. Катализаторы;
  2. Окислители;
  3. Ферменты;
  4. Ингибиторы.

VII. Этот металл способен убивать не только микроорганизмы, но и является составной частью тканей любого животного и растительного организма:

  1. Кальций;
  2. Серебро;
  3. Олово;
  4. Свинец.

VIII. Твердый металл, используемый для изготовления нитей накаливания электроламп:

  1. Вольфрам;
  2. Медь;
  3. Алюминий;
  4. Хром.

IX. Название одного из способов получения металлов:

  1. Коксование;
  2. Алюминотермия;
  3. Гидролиз;
  4. Кристаллизация.

X. В состав гемоглобина входит элемент:

  1. Ртуть;
  2. Серебро;
  3. Железо;
  • Кальций.

(Презентация 2, слайды 8, 9, 10)

Показатели реального результата
  • быстрая мобилизация учащихся;
  • развитие умений учащихся самостоятельно применять имеющиеся у них знания по данной теме;
  • осознание ценности доверия;
  • развитие оценочных суждений.

VI. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Общая цель этапа Развитие рефлексивных умений учащихся
Форма организации учащихся коллективная
Содержание учебного материала Совместное обсуждение урока и листа доверия.

Учитель: Уютно ли вы ощущали себя на уроке?

ЛИСТ ДОВЕРИЯ (оценивания)

Ф.И. ученика _______________________

Название игры баллы
«Заряди мозги!»    
«Угадай-ка»    
«Кто хочет стать отличником?»    
РЕФЛЕКСИЯ
  ДА НЕТ
Принимал активное участие в уроке.    
Урок понравился.    
Урок не понравился    
На уроке узнал много нового и интересного    

Выставление оценок.

Показатели реального результата
  • рефлексия собственной деятельности;

Литература:

1. Рудзитис Г.Е. «Химия» 9 класс. М.Просвещение – 1990, стр.103-120.
2. Химия в школе №1, 2009.
3. Химия в школе № 8, 2005.
4. Гин А.А. «Приемы педагогической техники». М. «Вита пресс» – 2004.
5. М.М.Поташник «Как подготовить и провести открытый урок». Москва 2005.
6. Интернет-ресурсы.