Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой. 10-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 10


Цель и задачи урока:

  • познакомить с искусством Японии;
  • дать представление об оригинальных художественных традициях, ее основных направлениях, стилях работы Японских мастеров.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

  • кабинет информатики
  • компьютеры

Дидактическое обеспечение:

  • репродукции
  • таблицы

Формы организации познавательной деятельности учащихся

  • индивидуальная
  • групповая

Методы обучения:

  • проблемный
  • исследовательский
  • объяснительно-иллюстративный

Тип урока: формирование новых знаний

Словарная работа: "гравюра укиё-э", "нэцкэ"

Зрительный ряд: мультимедийная презентация "Художественная культура Японии".

Творческое задание: создание собственных эскизов для произведений в жанре нэцкэ (работа по группам).

Материалы: цветная бумага, вырезки из журналов, ножницы, клей, фломастеры, гелевые ручки.

Ход урока

1. Организационный момент

  • приветствие;
  • проверка готовности учащихся к уроку;
  • запись в тетради числа и темы урока.

2. Актуализация знаний учащихся

а. Что понимаем под словом "Художественная культура Японии?" (Поиск правильного решения).

Путь японского искусства - это путь постижения красоты через незаметное и первозданное. Вот таким видится ее "изначальный образ" поэту Догену (1200 - 1253):

Цветы - весной,
Кукушка - летом,
Осенью - луна,
Чистый и холодный снег -
Зимой.
Что останется после меня?
Цветы - весной,
Кукушка - в горах,
Осенью листья клёна.
Перевод Н.Конрада

Как просто и безыскусно все сказанное! Привычные образы. Обыкновенные слова. Но именно в этой простоте и обычности заключена неповторимость японского искусства.

б. Раскрыть понятие "Не сотвори, а найди и открой" которое служит первоосновой произведения искусства, с точки зрения японских художников. Предлагаю: вспомнить виды искусства: (живопись, скульптура, архитектура, декоративно - прикладное искусство, графика).

  • Определить в каких видах искусства выполнены картины, представленные на доске (живопись, графика).
  • Определить к какому виду искусства ближе японское зодчество и почему?
  • Где можно увидеть изделия декоративно - прикладного искусство японских мастеров? (в театре и на празднике, в быту).

Попросить учащихся рассмотреть некоторые живописные произведения японских мастеров. Какие мысли и чувства они вызывают у вас? Сделать вывод о месте произведения и его роли в жизни японского народа. в. Обобщение учащимися полученных знаний.

3. Изложение нового материала

а. Принципы японского искусства - сохранение первозданной красоты самого предмета, еще не подвергнутого художественной обработке. Не менее важно умение с помощью намека, подтекста передать суть произведения искусства. Недосказанность и незавершенность становятся важнейшими критериями художественности.

Мастер предлагает внимательно вслушиваться в недоговоренное, более пристально всматриваться в недорисованное.

б. История развития: искусство Страны восходящего солнца (Япония).

в. Презентация: Искусство Японии.

:Япония - самая маленькая из стран Дальнего Востока. Японское искусство складывалось и развивалось в особых природных и исторических условиях. Природа Японии разнообразна и красива, выглядит миниатюрной. Япония - страна гор, морей и многих действующих вулканов. Недолговечности вещей способствует и сильная тропическая влажность, подвергавшая их быстрому гниению. Все эти обстоятельства научили японцев обходится небольшим количеством вещей, легких и удобных для переноски.

 :Средневековая японская архитектура проста. Основой являлся каркас из столбов и поперечных балок. Между домом и землей оставалось пространство для изоляции от влажностей.

 Стены легко раздвигались, окон не было. На решетчатый каркас вместо стекол натягивалась белая бумага, пропускающая неяркий, рассеянный свет. Внутреннее помещение не имело мебели, лишь скользящие стены - перегородки, для создания изолированных комнат. Кухня находилась отдельно.

Как правило, при японском доме устраивался сад, который как бы расширял границы дома.

Сады служили для созерцания и сами напоминали картину.

Искусно подобранный букет дополнял и оттенял настроения, переданные в пейзажной картине. Безупречная точность, чувство материала чувствовалось в отделке дома и сада.

В 6 в.н.э. Япония приняла в качестве государственной религии буддизм. Началось быстрое сооружение буддийских храмов, монастырей и пагод.

Самый старый из сохранившихся буддийских храмов - монастырей - Х о р ю д з и, выстроенный близ Нары в конце 6 начале 7 века. Монастырь этот включал несколько похожих друг на друга нарядных , окрашенных красным лаком павильонов, обнесенных невысокой стеной с воротами.

В 8 веке с укреплением храмов и расширением их интересов изменился и облик буддийской пластики. Выросло количество статуй, сложнее стала техника их изготовления. Важное место на ряду со статуями высших божеств стало отводиться в храме фигурам полубогов - защитников и охранителей стран света. Они выполнялись обычно из ярко раскрашенной глины и наделялись особым положением поз и жестов. Таковы статуи царей - охранителей из монастыря Т о д а й д з и. Другими становятся и статуи высших божеств. Более правильными стали пропорции, более земными выражения лиц.

Хлынувший поток новых художественных тем в Японию, отразился на создании монументальных, героизированных образов. Об этом говорит главная святыня монастыря Т о д а й д з и - 16 метровая бронзовая статуя Б у д д ы - Р у с я н ы. Огромная фигура божества - подлинное чудо света. Она объединила все виды искусства - литье, чеканку, ковку.

Художественная жизнь периода Муромати складывалась в иной атмосфере. Правители Японии уже не напоминали воинов. Они увлеклись поэзией и живописью, покровительствовали искусствам.

В архитектуре наблюдалась простота, индивидуальность и более тесная связь с природой. Постройки включали в себя несколько небольших комнат. Появились раздвижные наружные стены - и скользящие внутренние перегородки, которые позволяли легко соединять и разъединять разные части дома.

Миниатюрная японская скульптура нэцкэ известна всему миру.

Ее главное назначение - выполнять роль брелока - подвески. С помощью нэцкэ к поясу традиционной японской одежды кимоно прикреплялись кошельки, кисеты, коробочки для парфюмерии или лекарств. Искусство нэцкэ, как и искусство резьбы театральных масок, - традиционное национальное явление японской культуры.

Нэцкэ - это полные экспрессии изображения людей, животных, птиц, цветов, растений, отдельных предметов чаще небольших плоских коробочек, искусно украшенных узорной резьбой.

4. Творческая мастерская

а. Попробуйте создать собственные эскизы для произведений в жанре нэцкэ.

(Творческая работа учащихся).

5. Советуем послушать или посмотреть

Видеофильмы: "Путешествие по Японии", "Японская гравюра укиё-э", "Хокусай".

Художественные фильмы о средневековой Японии режиссера А.Куросавы ("Расёмон", "Семь самураев", "Тень воина").

Альбомы по искусству Японии.

6. Вопросы

  1. Каковы характерные черты японского зодчества?
  2. Расскажите об архитектурных достопримечательностях Японии.
  3. Что отличает Японское садово - парковое искусство?
  4. Почему пластика нэцкэ получила всемирное признание? Какие шедевры японской пластики вы могли бы описать?
  5. Что вам известно о художественном своеобразии и жанровых особенностях японской гравюры?