Теоретические основы воспитания детей раннего возраста в условиях семьи

Разделы: Работа с дошкольниками


На современном этапе развития российского общества отчетливо проявляются проблемы воспитания в семье, правильности педагогического подхода к воспитанию ребенка. Семья - это возникающая на основе брачного союза начальная организация членов общества, связанных между собой родственными и экономическими отношениями, совместно живущих и несущих друг за другом моральную ответственность. На протяжении всей истории человечества семья была хозяйственно-экономической ячейкой общества и служила целям подготовки детей к определенным ролям в обществе.

Непосредственное влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи: структура, условия жизнедеятельности и среды, культурный потенциал, сфера деятельности, внутрисемейные отношения, гражданская позиция. Большое значение имеет также уровень педагогической культуры родителей.

Недостатки семейного воспитания является следствием неправильных взаимоотношений между одителями и детьми: излишняя суровость или чрезмерная любовь к ребенку, отсутствие или недостаточность надзора за ним, низкая общая культура родителей, дурной пример с их стороны в быту и т.п.

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления- важные задачи педагогики раннего детства. От воспитания в семье зависит дальнейшее развитие ребенка. От того каким является уровень педагогической культуры родителей, зависит уровень семейного воспитания детей. Все будущее восприятие действительности, отношение к окружающему миру, взаимодействие с этим миром и построение собственных убеждений зависит от того, в каких условиях воспитывался ребенок, какой была педагогическая направленность родителей в его отношений.

Семья представляет собой общность людей, связанных узами супружества – родительства - родства, основанную на единой общесемейной деятельности, и осуществляющую воспроизводства населений и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Это малая социальная группа, которая преимущественно адекватно реагирует на социальный опыт, и, со временем, по мере реализации своих потенциальных возможностей,превращается в воспитывающий коллектив, ориентированный на процессы, происходящие в социуме.

Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

Она обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

Воспитательная функция семьи является одной из ведущих. Под воспитательной функцией семьи понимается не только «целенаправленное воспитательное воздействие на детей, но и вся система взаимоотношений внутри семьи, формирующая личность детей и поощряющая один и подавляющая другие типы поведения» Для успешного выполнения воспитательной функции семья должна обладать определенным воспитательным потенциалом. Воспитательный потенциал семьи - это ее способность реализовывать функцию воспитания развития и социализации ребенка.

Большинство исследователей связывают воспитательный потенциал семьи с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей.

Семья как институт воспитания претерпевает существенные изменения, выдвигающие ряд психолого-педагогических проблем: воспитания детей в малодетной семье; необходимость разработки новых технологий поддержки неполных, в большинстве случаев семей; разработка и реализация технологий психологического и социально-педагогического сопровождения семьи и др.

Отмеченные общие тенденции характеры и для молодых семей. Кроме того, молодые семьи, ориентированы в данном периоде на другие ценности (саморазвитие, достижение, сохранение собственной индивидуальности) и жизненные сферы (обучение и образование, общественная и профессиональная жизнь, увлечения), нежели воспитание детей и не имеют опыта семейного воспитания. В этом плане сельские и городские семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста, не отличаются между собой и в равной степени уязвимы.

Реализация воспитательной функции родителями включает их в особую деятельность. Воспитательная деятельность семьи – это сознательная деятельность родителей по созданию психолого-педагогических условий для разностороннего и гармоничного развития личности ребенка. Содержание воспитательной деятельности семьи дошкольника определяется психическими новообразованиями возраста : развитием произвольности всех психических процессов; овладением пространством социальных отношений, первоначальным складыванием детской личности и формированием нормативной деятельности и поведения.

Изменения, характерные для современной семьи и, в частности, для родительства, заставляют обращать пристальное внимание на данную сферу: феномен» социального сиротства», малодетность семьи, феминизация, ослабление воспитательной роли отцов, значительное снижение стабильности семьи и другие.

Практически каждый человек становится родителем, и качество воспитания, семейного взаимодействия зависит от состояния родительства. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы поведенческой реализации родительства в паре со своим супругом/супругой формируются под влиянием самых различных факторов. В литературе теоретическое рассмотрение факторов специализировано и несистемно в плане родительства в целом. Родительство играет значительную роль в жизни конкретной личности. На протяжении всей жизни родитель остается значимой фигурой для человека. Родительство включает феномены материнства и отцовства, но не сводится к их простой совокупности. Однако при относительно активной разработке отдельных проблем материнства отцовство является практически неизучемым. Психологические предпосылки педагогического воспитания в семье выделяли многие авторы и исследователи проблем детства и психологического развития ребенка. Исследования воспитания в семье показали, что у ребенка главным приоритетом является родительский пример. Родители- первые педагоги.С самых первых дней жизни ребенка, родители обучают его, воспитывают, растят. Матери наиболее присуща забота и мотив к научению ребенка всему, что ему необходимо.

Взаимодействие людей есть категория, отражающая процессы воздействия различных субъектов друг на друга, взаимную обусловленность их поступков и социальных ориентаций, изменение системы потребностей, внутрииндивидных характеристик, а также межличностных связей, возникающих в ходе этого взаимодействия. Выделение субъектов психолого-педагогическоговзаимодействия, может опираться на определение, согласно которому под субъектом понимается» активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа». Атрибутивными характеристиками субъективности являются активность, сознательность, связанная со способностью к целеполаганию, возможность свободы выбора и ответственность за него, уникальность. Эти характеристики имеют важное значение для осуществления процесса взаимодействия.Во многих психологических исследованиях проблема взаимодействия сопряжена с проблемами общения, коммуникации, взаимоотношений. В наиболее общем виде взаимодействие можно рассматривать как организацию совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу. Современными исследователями (М.А.Галагузова, А.В.Мудрик, и др )

Социум (микросоциум, социальная среда) определяется как ближайшая среда, окружение человека, в котором он живет и развивается. Влияние микросоциума на процесс социализации детей, подростков, зависит от объективных характеристик микросоциума и субъективных характеристик самого человека. По мнению Р. В. Овчаровой, воспитательный микросоциум- часть социальной микросреды, которая осуществляет направленное и ненаправленное воспитательное воздействие и оказывает влияние на формирование личности ребенка в детском возрасте.В итоге психолого- педагогического взаимодействие в процессе поддержки семей в воспитаниидетей раннего возраста в домашних условиях, рассматривается как целенаправленная совместная деятельность детского психолога, дошкольного социального педагога, родителей и других субъектов воспитательного микросоциума в целях развития личности ребенка, его социализации.

Можно выделить следующие виды психолого-педагогического взаимодействия в воспитательном микросоциуме.

1. Взаимодействие в зависимости от специалистов, оказывающих помощь семье: междисциплинарное и межведомственное;

2. Взаимодействие в зависимости от уровня поддержки:

  • макроуровень - поддержка оказывается субъектами социального центра; в качестве координатора поддержки выступает медико – психолого - педагогический центр;
  • мезоуровень - поддержка оказывается на уровне места проживания; координатором поддержки является дошкольный микроцентр психолого-педагогической поддержки семьи и ребенка;
  • микроуровень - это семья; субъектом поддержки по отношению к ребенку-дошкольнику являются родители,по отношению к семье детский психолог и дошкольные педагоги.

3. Взаимодействие в организационно-содержательном плане:

  • в работе групп консультативной помощи, клубов молодой семьи;
  • в организации групп кратковременного пребывания дошкольников;

4. Взаимодействие на разных этапах деятельности семейного (детского ) психолога по психолого – педагогической поддержке семьи : диагностическом, прогностическом, практическом, заключительном.

Воспитательное воздействие семьи на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий.

Авторитет и личный пример родителей. Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, авырастает из любви и привязанности к родителям. С розвитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста : подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания. Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождения в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь. Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.

Педагогический такт родителей. Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт – это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и объстоятельства .Он предполагает соблюдение равновесия любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка. Такт родителей тесно связан с тактом детей – с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.

Культура быта в семье. В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами семьи, уважение друг к друга, а также разумная организация всей жизни семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а родители передают им жизненный опыт,помогают утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляют их мысли.Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми, и становятсяодним из средств родительского влияния. Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи недостаточно организована. Отрицательно сказываются на характере и нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в некоторых семьях: неправильное отношение к женщине, акоголизм, предрассудки и суеверия. На воспитание детей в семье влияют и внешние условия : культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований.

Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Знание особенностей детей позволяет родителям научиться правильно общаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов семьи. Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков. Осведомленность родителей о физиологических и психических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно – гигиенические навыки, речь, деятельность общения.

Типы семей. Из всех проблем, стоящих перед современной семьей важнейшей является проблема адаптации семьи и общества. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус семьи, т. е. ее состояние в процессе адаптации в обществе.

В настоящее время выделяется четыре статуса семьи:

  • социально-экономический,
  • социально-психологический,
  • социально-культурный,
  • социально-ролевой.

Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, т. е. представляют собой срез состояния семьи в непрерывном процессе ее адаптации в обществе.

Структура социальной адаптации семьи выглядит следующим образом.

  1. Материальное положение семьи. Материальное благосостояние семьи складывается из денежной и имущественной обеспеченности. Учитывается уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение.
  2. Психологический климат, т. е. эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг с другом, отношений друг к другу.Высокий показатель уровня социально – психологического климата : благоприятные отношения в семье, построенные на принципах равноправия, сотрудничества, уважения прав личности каждого из членов семьи. Неблагоприятный психологический климат в семье является в том случае. когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости.Промежуточное состояние семьи, когда неблагоприятные тенденции еще слабо выражены, не имеют хронического характера, расценивается как удовлетворительное, в том случае социально-психологический статус семьи считается средним. Уровень психологического климата семьи – еще один важный компонент для плодотворной деятельности.
  3. Социокультурная адаптация. что является едва ли не главным компонентом в педагогическом просвещении. Высокий уровень культуры семьи : семья обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями.Семья ориентирована на всестороннее воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни. В семьях с низким уровнем культуры духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, отсутствует культурно-досуговая деятельность, слаба моральная регуляция членов семьи, семья ведет аморальный образ жизни. Средний уровень культуры характеризуется отсутствием характеристик, свидетельствующо высоком уровне культуры,семья не осознает проблемы, не проявляет активность в направлении его повышении.
  4. Ситуационно – ролевая адаптация, которая связанна с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем её социально-ролевой статус высокий. Если в отношении к ребёнку присутствует акцентуация на его проблемах – средний. в случае игнорирования проблем ребёнка и негативном отношении к нему –низкий. Для дифференциации педагогической работы необходимо провести анкетирование родителей, из бесед с детьми и экспресс-опора родителей составить характеристики категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации, благополучию.

Для провидения исследования нам необходимо также изучить типологию семей, с которыми мы будем работать.

Из существующего множества типологий семьи существует следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырёх категорий семей ,различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому :

  • благополучные семьи,
  • семьи группы риска;
  • неблагополучные семьи;
  • асоциальные семьи.

Благополучные семьи. Успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке со стороны социальных служб, так как за счет адаптивных способностей , которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстрее адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.В случае возникновения проблем, им достаточно разовой однократной помощи.

Семья групп риска. Характеризуется наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания с большим напряжением своих сил.

Неблагополучные семьи. Имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями , их адаптивныеспособности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социальных служб.

Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях. где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, воспитанием детей, как правило, никто не занимается. дети оказываются безнадзорными. отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

Нормы развития детей.

Чтобы выбрать оптимальный вариант воспитания ребенка необходимо иметь понятие о том, как должен развиваться нормальный ребенок, не имеющий недостатков в физическом и умственном развитии. Если ребенок не соответствует указанным параметрам, то к его обучению и воспитанию необходимо подходить с других позиций.

На первом году жизни происходят значительные изменения в физическом развитии ребенка. При правильном уходе, рациональном вскармливании и воспитании он интенсивно развивается.В первом полугодии ежемесячно прибавляет в весе 600 -700 г., во втором – 400-500 г. За каждый месяц жизни ребенок вырастает на 2-3 см. К концу года вес его составляет 10,5 кг., а рост 74 -75 см. У нормально развивающегося ребенка в 7-8 мес. Начинают прорезываться зубки, к году их вырастает восемь. На протяжении первого года значительно усиливается работоспособность нервной системы. Это сказывается в увеличении времени активного бодрствования ребенка с 20 -30 мин. В первый месяц жизни до 3,5 ч к концу года.

Для успешного воспитания интенсивно развивающегося малыша первый год жизни условно делят на периоды, качественно отличающиеся друг от друга : от рождения до 2,5 -3 мес. ( включая период новорожденности, т. е. первые 3-4 недели ) ; от 2,5- 3 до 5-6 мес., от 5-6 до 9-10 мес., и от 9-10 до 1 года.

Существенно важным в период новорожденности является развитие зрительного и слухового анализатора.В этом возрасте ребенок еще не умеет длительно фиксировать взор на предметах, и он легче воспринимает предмет, если в поле его зрения отсутствуют другие раздражители.Поэтому ребенку первого месяца жизни следует показывать одну яркую игрушку, а не гирлянды разноцветных погремушек.

Способность фиксировать взор на предмете, сосредотачиваться на нем, прислушиваться к звукам развивается у ребенка при правильном воспитании к концу периода новорожденности. Одновременно формируется и конвергенция – способность сводить на предмете зрительные оси обоих глаз. К 2-3 мес. дети привыкают следить за движущимся предметом и за всем, что происходит в поле их зрения, реагируют на невидимый источник звука, например поворачивают голову на голос.

Развитие зрительного и слухового сосредоточения способствует возникновению у малыша положительных эмоций. Улыбка появляется в конце первого месяца жизни в ответ на ласковый голос взрослого. Вначале она возникает редко, с трудом. В 2,5 мес. Ребенок уже часто улыбается, проявляет радость при виде взрослого и игрушек. К этому возрасту выражение радости у малыша имеет вид комплекса оживления. В состав комплекса оживления входит ряд реакций : эмоциональная – улыбка,голосовые – звуки, двигательные – движения рук и ног. Голосовые реакции ребенка, входящие в комплекс оживления, выражаются в форме гукания – отрывистого произношения согласных звуков гы, кхы. Гукание, возникающее на фоне положительного эмоционального состояния, служит подготовительным этапом развития речи.

В первые 2,5-3 мес. У ребенка начинают развиваться движения. Если малыша 4-6 недель во время спокойного бодрствования брать на руки и, поддерживая за спину и головку , придавать ему вертикальное положение, то к 2 мес. он овладевает умением держать голову в этом положении, рассматривает окружающее.

Период от 2,5-3 –совершенствование зрительных, слуховых и голосовых реакций, возникают и развиваются хватательные движения руки, подготовительные движения к ползанию. Все это служит предпосылкой устойчивого эмоционально-положительного состояния, появления привязанности к взрослым, формирования в дальнейшем разнообразных предметных действий и основных движений.

Ребенок в 5-6 мес. Различает интонацию речи взрослого, по-разному реагирует на строгий или ласковый голос.

Психическое развитие ребенка второго полугодия первого года жизни связано с формированием предпосылок целенаправленных действий с предметами. В начале у ребенка появляется желание повторить действия взрослого: похлопывать рукой по предметам, перекладывать игрушку из одной руки в другую.Интерес к таким движениям связан с усилением ориентировочной деятельности малыша, научившегося к 5-6 мес. Рассматривать предметы, воспринимать их форму цвет, звуки, издаваемые ими, и другие качества.

Систематическое индивидуальное общение с детьми расширяет запас понимаемых ими слов. На первом году жизни понимаемый ребенком словарь шире, чем используемый в активной речи . В пассивном словаре годовалого ребенка насчитывается 20-30 слов.

К концу первого года жизни ребенок начинает ходить, говорить, действовать с предметами. Эти предпосылки определяют его развитие на втором году жизни. Поэтому ведущими умениями являются: совершенствование ходьбы, развитие действий с предметами, возникновение сюжетной игры, становление речи и на ее основе формирование взаимоотношений со взрослыми, потом со сверстниками. При нормальном нервно-психическом развитии и установившейся форме общения со взрослыми у детей начинает формироваться потребность в общении друг с другом.

Развитие детей на третьем году жизни определяется тем, что они приобрели ранее, а также новыми задачами и условиями воспитания.

В связи с вышеизложенным, становится ясно, как статус и тип семьи влияет на развитие и воспитание ребенка. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. На гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания,необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия социальных педагогов и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений должны быть направлены на:

  • улучшение семейного микроклимата;
  • формирование положительных взаимоотношений в семье;
  • повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;
  • формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе.

Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим аспектом в формировании педагогических условий воспитания ребенка в семье. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого- педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи.

Анализ проблемы психолого-педагогической поддержки семьи позволяет рассматривать поддержку как совокупность различных форм социально-педагогической деятельности , специально организованную профессиональную социально-педагогическую помощь, систему средств. Большинство исследователей характеризуют поддержку как психолого-педагогическую помощь,содействие. Она направлена на разрешение проблем семейного воспитания, связанных с обучением и развитием ребенка, преодолением трудностей в учебной,коммуникативной, игровой и других видах деятельности. Суть педагогической поддержки заключается в том, что она связана с педагогической деятельностью; оказывается образовательными учреждениями; направлена на решение проблем обучения, воспитания и развития ребенка.

Специфика социально-педагогической поддержки заключается в создании воспитывающей среды, оздоровления и нормализации отношений в социуме и усилении воспитательной и социальной функции семьи.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей –это целенаправленная система мер психолого- педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условий для полноценного развития личности и социализации ребенка.