Интегрированный урок русского языка и информатики в 3-м классе "Состав слова. Работа с фрагментами в текстовом редакторе"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Образовательные цели:

  • Закрепить знания о частях слова.
  • Закрепить знания о функции каждой части слова.
  • Закрепить знания о работе с фрагментами в текстовом редакторе Word.

Воспитательные цели:

  • Создание личностных и интеллектуальных предпосылок для успешного протекания обучения.
  • Формирование уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
  • Воспитание культуры поведения на улице.

Развивающие цели:

  • Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, устной речи, воображения.
  • Развитие мелкой и общей моторики.

Формирование умений и навыков:

  • Умение определять части слова, их функции в слове.
  • Уметь образовывать новые слова
  • Уметь изменять форму слова.
  • Актуализация умений и навыков, полученных на уроках информатики.

Продолжение работы по формированию общих учебных умений и навыков, способов деятельности.

а). учебно-организационные умения:

  • правильное использование своего рабочего места
  • выполнение поставленной задачи
  • контроль своих действий
  • умение принимать и использовать помощь

б). учебно-интеллектуальные умения:

  • эффективное использование накопленных знаний
  • умение выделять главное
  • устанавливать причинно-следственные связи
  • обобщать
  • делать выводы

в). учебно-информативные умения:

  • упражнения в работе с различными источниками информации (наглядные пособия, речь педагога, ученика, компьютер)

г) учебно-коммуникативные умения:

  • развитие умения слушать
  • развитие умения формулировать устное высказывание в соответствии с поставленной задачей

Оздоровительные цели:

  • тренировка глаз
  • предупреждение общей утомляемости

Ход занятия

1. Вступление.

Сегодня у нас необычный день. Логопедическое занятие мы проводим вместе с уроком информатики. Изучая логопедическую тему, вы будете использовать свои знания, умения и навыки работы в текстовом редакторе Word.

2. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно закончит предложение. На экран проецируются слайды компьютерной презентации (слайды 2-7). Ученики выбирают из трёх предложенных окончаний предложения правильное и зачитывают его.

Корень слова - это:. Окончание - это:
Приставка - это: Однокоренные слова - это:
Суффикс - это: Для образования новых слов служат:

Какие части слова вы сейчас назвали? (Корень, приставка, суффикс, окончание) Из них состоит слово. Они составляют слово. Назовите тему нашего занятия. Да, тема "Состав слова". Тема открывается на доске.

Цель занятия - закрепить ваши знания о частях слова, об их назначении, ваши умения определять части слова.

Презентация.

Слайд ( слайд 9): метро, автобус, трамвай, самолёт, катер, такси.

  • Перечислите картинки.
  • Назовите их одним словом (транспорт).
  • А какой транспорт есть у нас в посёлке?
  • Как называется человек, который едет в транспорте? (пассажир)
  • Как называется человек, который двигается пешком? (пешеход)

В нашем небольшом посёлке мы с вами чаще бываем пешеходами, когда идём в школу и возвращаемся домой. А на дороге при движении транспорта и пешеходов могут возникать различные опасные ситуации.

Цель занятия - вспомнить главные правила поведения для пешеходов.

3. Упражнение по формированию мелкой моторики.

На столах лежат макеты пешеходного перехода "Зебра" с впечатанным текстом, ученики выполняют движения, проговаривая стихотворение.

Раз полоска, два полоска
Вот лежат через дорожку
Нас с тобой переведёт
Пешеходный переход.

Наши пальчики шагают
На полоски наступают
Раз, два, три, четыре, пять
Ходят пальчики опять.

Чтоб дорогу перейти,
Помни правила в пути:
Я налево посмотрю -
Нет машин - тогда пойду.

Полдороги перейду,
Встану - снова посмотрю.
Мы дошли до середины,
Глянем вправо на машины

Я на транспорт посмотрю,
Нет машин - тогда пойду.

4. Работа за компьютерами.

Ученикам предлагается тест "Определи лишнее слово". Программа в обучающем режиме, т.е. при ошибке выполнение приостанавливается и сообщается правильный ответ. После окончания теста, компьютер выставляет оценку.

  • Пешеход, пеший, успешный, пешком
  • Водитель, подводный, обводить, приводить
  • Колесо, колёсико, колос, колесить
  • Машенька, машинка, машинист, машинный
  • Дорожный, дороже, подорожник, дороженька

ВЫВОД.

  • Как вы определили "лишнее" слово?
  • Оно НЕ однокоренное остальным трём словам.
  • Что такое "однокоренные" слова?
  • Это слова, имеющие одинаковый корень и сходное значение.

5. Упражнения для глаз.

  • движения в различном направлении
  • сведение и разведение
  • зажмуривание

6. Образование новых слов с помощью приставок.

Ученикам предлагается от одного слова с помощью различных приставок образовать новые однокоренные слова.

На доске слово "ЕХАТЬ", приставки предъявляются по очереди ( при-, пере-, об-, за-, вы-, под- "гармошкой")

Используя одну приставку ПО-, от слов ход, вар, ставила, дарила, выше, ниже образовать новые слова. (Задание предъявляется на экране в виде анимационного слайда 10)

ВЫВОД. Что вы делали с помощью приставок?

7. Образовывали новые слова.

Значит, для чего служат приставки?

Для образования новых слов.

Образование новых слов с помощью суффиксов.

Идём по улице, а вокруг всё такое разное. Растёт большое :дерево, а рядом маленькое: деревце. Привычную : дорогу в школу уже хочется ласково называть: дороженькой.

Ученики вместе с учителем проговаривают слова, зрительной опорой служит анимационный слайд 11 на экране.

Едут разные машины. Слайд "маленькая машинка, обыкновенная машина, огромная машинища", затем появляются слова с выделенными цветом словообразующими суффиксами.

Вдоль дороги стоят разные дома. Слайд "маленький домик, обыкновенный дом, огромный домище", затем появляются слова с выделенными цветом словообразующими суффиксами.

Картинки с экрана убираются, остаются только слова, подобранные детьми.

ВЫВОД. Какая часть слов помогла вам образовать новые слова, рассказав о размере предметов?

Суффиксы.

Значит, для чего служат суффиксы?

Для образования новых слов.

8. Изменение формы слова с помощью окончания.

Как называют человека, который управляет транспортом?

Шофёр (слайд 12).

На доске предъявляется слово "ШОФЁР", написанное пять раз.

Необходимо ответить на вопросы и дописать к слову окончание.

Кто? Шофёр: кого? Шофёр:А
Кому? Шофёр:У кем? Шофёр:ОМ
О ком? О шофёр:Е

ВЫВОД. Изменялось ли значение слова?

Нет.

Образовывали ли вы новые слова?

Нет.

А что изменялось в слове?

Окончание.

Т.е. что менялось у слова?

Менялась только форма слова.

Значит, для чего служит окончание?

Для изменения формы слова.

9. Связь слов в предложении при помощи изменения формы слов.

Каждому ученику выдаётся карточка с предложениями. Необходимо вставить пропущенные слова, подбирая для них соответствующую форму.

  • По дороге в (школу) будь осторожным и внимательным.
  • Идти можно только по (тротуару).
  • Не выходи на проезжую часть (дороги).
  • Переходи улицу только по пешеходным (переходам).
  • На (улицах), где большое движение, установлены (светофоры).
  • Переходить (улицу) можно только на зелёный сигнал (светофора).

Ученики читают по одному предложению, называя окончания во вставленных ими словах.

ВЫВОД. Для чего служат окончания?

Для изменения формы слова и связи слов в предложении.

10. Динамическая пауза.

Игра "Светофор" ( слайд13). Дети стоят возле своих мест, им надо пройти к компьютерам. По слову "ЗЕЛЁНЫЙ" ученики идут, по слову "ЖЁЛТЫЙ" шагают на одном месте, по слову "КРАСНЫЙ" останавливаются. Игра продолжается до тех пор, пока все ученики не дойдут до компьютеров.

11. Задание на компьютере в текстовом редакторе Word.

Повторение основных изученных учениками приёмов работы в текстовом редакторе Word.

На мониторе предложены части слов, из них методом "перетаскивания" надо составить группу однокоренных слов.

При необходимости ученикам оказывается помощь. (Приложение 1)

12. Подведение итогов.

  • Чем мы сегодня занимались?
  • Повторяли части слова.
  • Назовите части слов.

Расположите на доске в правильном порядке схематические изображения различных частей слова. Учитель даёт краткое определение какой-либо части слова, ученики по очереди называют их и изображают на доске.

Главная значимая часть слова

Стоит перед корнем, служит для образования новых слов

Служит для изменения формы слова

Стоит после корня, служит для образования новых слов

Назовите, что получилось на доске.

Схема слова.

Учитель показывает на части схемы, ученики называют части слова.

На этом урок закончен. Все ребята очень старались. Молодцы!

Презентация