Социальное неравенство и ее отражение в изолированных сообществах осужденных

Разделы: История и обществознание


Содержание

  1. Введение
  2. Сущность социального неравенства и его причины.
  3. Система социальной стратификации и ее отражение в сообществах осужденных.
  4. Заключение.
  1. Введение.

С незапамятных времен люди задумывались о причинах неравенства в обществе. Поиск этих причин привел пытливые умы к анализу природы человеческих отношений. Наиболее близкие современному научному взгляду идеи по этому вопросу в древности высказали Платон и Аристотель. Мрачное средневековье породило учения, объясняющие общественное неравенство божественным предначертанием. Новое Время пробудило интерес к человеку и его судьбе: научное изучение судеб людей и народов приобрело особый интерес. К началу xx-века человечество обладало уже глубокими знаниями в этой области и создало ряд наук ,изучающих этот вопрос. Основная задача настоящей работы- описать возможно большее количество стратификационных систем и определить насколько девиантная часть человечества воспроизводит модель современного общества в замкнутых изолированных группах.

  1. Сущность социального неравенства и его причины.

Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким-то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах. Что же такое неравенство? В самом общем виде неравенство означает, что люди имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей специалисты применяют понятие - социальной стратификации. При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне возможно исходить из теории социально- экономической неоднородности труда .Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди оказываются заняты экономически неоднородным трудом, который имеет разную оценку их общественной полезности. Именно социально-экономическая неоднородность труда не только следствие но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих преимуществ у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и опираются на них, если они размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными слоями. В социальной стратификации имеется тенденция наследования позиций. Действие этого принципа приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию, неодинаковые возможности получения позиций в равной степени подготовленными индивидами. Социальная стратификация обладает традиционным характером. При исторической подвижности формы - (самого человечества) - ее сущность, то есть неравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Неравенство людей имеет универсальный характер. Оно проявляется вместе с деятельностью человека. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой были важным критерием стратификации.

Чтобы глубже проникнуть в сущность понятия стратификации и ее влияния на человечество в целом, представим две модели общества. Первое - где многочисленны общественные слои ,социальная дистанция между которыми невелика, уровень мобильности высок, низшие слои общества составляют меньшинство, ускоренный технологический рост постоянно повышает престижность труда на низших уровнях производства и высок уровень социальной защищенности слабых. Другая модель - общество, где концентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты. Концентрация у элиты таких статусных атрибутов как власть, собственность и образование препятствует социальному взаимодействию между элитой и другими стратами, приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством. Это означает, что средний класс немногочислен и верх лишен связи с остальными группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует разрушительным конфликтам.

  1. Система социальной стратификации и ее отражение в сообществах осужденных.

В своем труде “Государство” Платон утверждал, что правильное государство можно научно обосновать и, что это новое ,научно спроектированное общество будет не только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечивать социальную стабильность и внутреннюю дисциплину. Аристотель в “Политике” , рассмотрев вопрос о социальном неравенстве отметил, что ныне во всех государствах есть три элемента: один класс- очень богат; другой- очень беден; третий же – средний. Этот третий- наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Именно из бедняков и богачей одни вырастают преступниками, а другие мошенниками. Аристотель отмечал, что необходимо думать о бедных, ибо у государства, где множество бедняков исключено из управления, неизбежно будет много врагов. Ведь бедность порождает бунт и преступления там , где нет среднего класса и бедных огромное большинство, возникают осложнения, и государство обречено на гибель. Аристотель выступал как против власти бедняков, лишенных собственности, так и против эгоистического правления богатой плутократии. Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых, управляется лучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие.

К.Маркс, основатель мирового коммунистического движения, подчеркивал, что источником социального развития выступает борьба между антагонистическими общественными классами. Классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества.

Решающее значение для складывания современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с Марксом, имел Макс Вебер (1864-1920) -классик мировой социологической теории.

В противовес Марксу Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты , как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношения к власти, порождают политические партии , а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Исходя из этого, он сформулировал свое представление о “трех автономных измерениях стратификации”. Он отмечает, что “ классы”, “ статусные группы” и “ партии”- явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества.

Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Характер социального расслоения и способ его утверждения в своем единстве образуют стратификационную систему.

В социологической литературе известны и широко изучены основные типы стратификационных систем, основанные на кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференциации. Эти системы отождествляются с типами общественного устройства, известными в прошлом или существующими в настоящее время.

Однако известно что любое конкретное общество состоит из комбинации различных стратификационных систем и множества их переходных форм. Нижеприведенная стратификационная система, может быть использована для описания широкого круга социальных организмов, в том числе и сообщества осужденных, как большие скопления людей, принужденных на длительное время к совместному проживанию и, в силу этого, создающих свою стратификационную лестницу. Эта дифференциация, зародившись и сформировавшись однажды, проявляет большую живучесть и переносит сложившиеся однажды статусы в свободное общество.

  1. физико-генетическая.
  2. рабовладельческая.
  3. кастовая.
  4. сословная.
  5. этакратическая.
  6. социально-профессиональная.
  7. классовая.
  8. культурно-символическая.
  9. культурно-нормативная.

В основе физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по “естественным” социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств: силы, красоты, ловкости и т. д. Соответственно более слабые, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и занимают приниженное общественное положение. Неравенство в данном случае утверждается существованием угрозы физического насилия или фактическим его применением, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах.

Эта “естественная” стратификационная система господствовала в первобытной общине, но продолжает воспроизводиться и по сей день. Особенно сильно она проявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение своего жизненного пространства. Наибольшим престижем здесь обладает тот кто способен осуществить насилие над природой и людьми или противостоять такому насилию.

В среде осужденных эта стратификационная система является наиболее определяющей. Здесь господствует та часть осужденных, которая имеет опыт выживания в подобных ситуациях. Эта часть осужденных объединяется, создает неформальную группу, внутри которой также происходит распределение ролей, и с помощью угроз и прямого насилия навязывает остальному сообществу свое понимание принципов жизни. При слабом формальном контроле, эти группы имеют тенденцию к расширению своего влияния.

Вторая стратификационная система - рабовладельческая - также основана на прямом насилии. Неравенство людей детерминируется здесь военно-физическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и превращены в объект частной собственности. Примеры рабовладельческих обществ это Древний Рим и Греция. До 1861 года рабство существовало в России в виде крепостного права.

В сообществах осужденных рабство проявиться в чистом виде не может, потому что права собственности здесь до минимума ограничены и контролируются соответствующими службами. Но в скрытом виде оно существует среди осужденных в довольно жесткой форме. Определенная часть осужденных, в силу их личностных качеств или определенных обстоятельств оказываются вытесненными в разряд униженных и лишенных многих прав, которыми пользуются остальные осужденные. Они становятся объектом притеснений, их заставляют выполнять всю грязную работу.

Как бы сильно и эффективно не было бы воспитательное воздействие со стороны контролирующих органов, проявление внутреннего рабства в сообществах осужденных будет иметь место , потому что оно имеет здесь, кроме проявления прямого насилия и бытовые корни .

Третий тип стратификационной системы - кастовая. В ее основе лежат этнические различия, которые закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены.

Кастовость в среде осужденных, конечно, не проявляется в ее классической индийской форме, но многие ее черты очень даже напоминают нормы бытия индийских общин. Например, господствующая часть сообщества осужденных всю работу по быту перекладывает на особый известный разряд осужденных. У них имеется также строго отведенное им место, посуда; им предписаны и определенные нормы поведения в присутствии представителей высших каст уголовной иерархии. Здесь же имеется и военная каста - подручные главарей, которые непосредственно осуществляют насилие над слабыми. Сами главари считают физический труд презренным занятием.

Четвертый тип представлен сословной стратификационной системой. В этой системе группы различаются юридическими правами, которые жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Подразумеваются обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия должны нести военную или чиновничью службу, другие – подати или трудовую повинность. Примеры классических сословных систем являются феодальные средневековые западноевропейские общества. Сословие это юридическое понятие, но не этническое, ни религиозное, ни экономическое.

Мир осужденных воспроизводит в какой-то мере и эту стратификационную систему. Она выражена наличием среди осужденных главного босса(смотрящего) и его подручных. В целом они составляют господствующее сословие и пытаются выполнять функции управления остальной массой осужденных. Известно ,что это сословие наряду с официальным руководством оказывает существенное влияние на настроения осужденных.

Некоторое сходство с сословной наблюдается в пятой этакратической системе (от французского и греческого - “государственная власть”). В ней дифференциация между группами происходит по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также и по престижности, занимаемой позиции. Все они связаны формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях. Масштабы и характер дифференциации (объемы властных полномочий) в этакратической системе находятся под контролем государственной бюрократии. Этакратическая система наиболее ярко выражена там, где более авторитарный характер принимает государственное правление. Примеры таких обществ – Древний Египет, Китай, а в недавнем прошлом – СССР. Для сообществ осужденных такая степень организации не характерна и, невозможна так как цели тут разные: осужденные стремятся к выживанию, а общество к самоорганизации и развитию.

Шестая социально-профессиональная стратификационная система. Здесь группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли: обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой-либо другой мощной корпорации. Социально- профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, примеры которой можно найти во всяком обществе со сколь либо развитым разделением труда.

В сообществах осужденных социально-профессиональное деление играет существенную роль, но только для той её части, которая ориентирована на возврат к полноценной жизни добропорядочного гражданина. Для этого государство создает достаточно возможностей: образовательные и профессиональные центры при исправительных учреждениях. Немалая часть осужденных осознанно становятся ворами, грабителями и т. д. Здесь тоже действует принцип дифференциации: есть занятия, по их понятиям, более достойные и менее достойные. Индивиды, совершившие более дерзкие и громкие преступления, специализирующиеся на ограблениях убийствах, пользуются в уголовной среде почитанием, который поддерживается страхом.

Классовая дифференциация общества в её социально- экономическом понимании представляет классы как социальные группы свободных в правовом и политическом отношении граждан. Различия между группами, прежде всего в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт. А также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.

В среде осужденных классовый характер дифференциации проявиться не может, в силу отсутствия известных буржуазных свобод, которые дают возможность формированию и развитию классового капиталистического общества. Внутренняя структура собственно уголовной иерархии , ориентированная на выживание, и внешнее давление государства на жизнь и быт осужденных в корне подавляют всякое проявление свободы действия.

Восьмой тип - культурно-символический. Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способности быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье - служителям церкви, толкователям священных текстов. В новое и новейшее время- ученым, технократам, партийным идеологам. Более высокое положение в обществе занимают те, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание , владеет лучшим символическим капиталом. Для доиндустриальных обществ характерно религиозное манипулирование сознанием людей; для индустриальных-партократическое; для пост-индустриальных - технократическое.

Уголовный мир также породил идеологов и носителей воровских норм и правил: “смотрящие” в исправительных учреждениях и так называемые “воры” в уголовном мире. Воровские нормы и правила используются также для манипулирования сознанием рядовых членов уголовного мира, для поддержания авторитета и влияния уголовных боссов.

Девятый- культурно - нормативный тип стратификационной системы. Здесь дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и привычки, манера общения и этикет, особый язык ( профессиональная терминология, местный диалект, уголовный жаргон)- все это ложится в основу социального деления. Причем происходит не только разграничение “ своих” и “ чужих”, но и ранжирование групп (“благородные - не благородные”, “ порядочные – не порядочные”, и т. д.)

В мире осужденных культурно- нормативная стратификационная система проявляется достаточно четко. Уголовный мир скопировал в культурно-нормативном плане все свободное общество, но в более жесткой и циничной форме. Они создали свой особый язык, сформировали своё разделение труда, свою песенную культуру, свою элиту и в итоге эти люди создали свой параллельный мир, который мы узнаем по манере поведения, по жаргону, по песням, а зачастую и по внешнему виду.

  1. Заключение.

Развитие производительных сил всё более усложняет структуру общества: появляются новые виды трудовой деятельности; вчерашний непрестижный труд становится востребованным, растет уровень грамотности и культуры человечества в целом, но избавиться от преступности человечество сможет не скоро. Неравенство, заложенное природой в самих людей, порождает и неравенство в их общественном положении. Очевидно , что это неравенство и побуждает к деятельности каждого индивида, вынуждая его совершенствоваться в соревновании с другими членами общества, чтобы занять более высокую ступень в стратификационной клссификации. Задача человека - минимизировать условия, порождающие преступность и создание эффективной системы реабилитации оступивщихся.

Список литературы:

  1. Б.Барбер. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности. \ Американская социология\ . Перевод с английского В.В.Воронина и Е.Е. Зиньковского.М.. \ Прогресс\, 1972 г.
  2. Философский словарь, 1991г.- под. ред.И.Т. Фролова.