И снова о проблеме духовно-нравственного воспитания…

Разделы: Школьная психологическая служба


Современное положение общества характеризуется не только мировым экономическим кризисом, но и кризисом духовным. Ученые, философы, социологи, педагоги уже на протяжении не одного десятилетия бьют тревогу по поводу нравственной деградации нации; грубость, цинизм, алкоголизм, наркомания и проституция широко разлились по всему пространству России. Об утонченности чувств  и изяществе и мечтать не приходится. Сказанные Ф.Тютчевым еще в XIX веке слова: «Не плоть, а дух растлился в наши дни» как нельзя лучше характеризуют нашу современность.

Как нам, взрослым, сохранить здоровое физически и духовно потомство? Какие факторы и условия сегодня, когда во дворе век XXI,  могут повлиять на развитие духовности и становление нравственных качеств у детей?

О духовно-нравственном воспитании говорится и пишется очень много, так много, что можно было мозоли на языке натереть. И коллеги к моей озабоченности проблемой духовно-нравственного воспитания относятся с некоторой иронией: дескать, проблема эта общенациональная, вернее, общечеловеческая, и что ты, рядовой учитель, можешь изменить; видишь, какие умные книги написаны, какие умные люди с высоких трибун разглагольствуют о духовно-нравственном воспитании, можешь заглянуть в предвыборные программы кандидатов в депутаты разных рангов… Но почему же «воз и ныне там»?

Размышляя об этом, пришла к выводу о том, что время настало для нашего поколения такое, когда каждому,  лично для себя, концептуально надо решить, что такое духовность, нравственность, какими путями идти по жизни самому, а, будучи педагогом, чему учить, как учить детей. Время личной причастности и ответственности каждого за происходящее.

Итак, что понимается под духовно-нравственным воспитанием? В словаре С.И. Ожегова мы читаем, что под духовностью понимают «преобладание нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». И духовно-нравственное воспитание понимается как воспитание человека, обладающего высокими нравственными качествами, способного одухотворить все сферы жизни. В качестве условий называются беседы на философские и религиозные темы, уроки развития нравственных качеств. Но, друзья,  согласитесь, беседовали мы с детьми и беседуем о духовности и нравственности, и уроки развития нравственных качеств проводим. Почему же не преуспели? Почему продолжаем катиться по наклонной? Может быть, потому, что школьные знания по-прежнему остаются мертвым грузом в памяти ребенка, а потом изгоняются как ненужный хлам? Не позволяют ребенку  полученные ЗУН сложить свою уникальную картину мира, определить свою иерархию ценностей. Новое понимание мира должно базироваться на современных научных открытиях, но они так и не доходят до школ, остаются на уровне слухов, по принципу: «слышал звон, да не знаю, откуда он».

В современной науке утверждается «энергетический» подход к пониманию духовно - нравственного воспитания. Все мироздание представляет собой огромное энергоинформационное поле, живущее по единым космическим законам. Знание этих законов, следование им обеспечивает расцвет духовности и нравственности. Невежество или намеренное нежелание следовать этим законам, несмотря на обладание этими знаниями,  приводит и человека, и народ к нравственной деградации и духовному вырождению. Об этом писали еще в начале прошлого столетия ученые-космисты: Вернадский, Циолковский, Чижевский и др., об этом размышляли философы Бердяев, Булгаков, Соловьев, это же знание мы обнаруживаем у Достоевского, Толстого, Тютчева и других.

Какие же это законы?

  • Закон Эволюции: все развивается от низшего к  высшему.
  • Закон естественного отбора: все, не могущее или не желающее следовать извечным космическим законам, сходит с «арены жизни» (помните притчу о сборе урожая и отделении плевел от зерен?)
  • Закон причин и следствий: настоящее является следствием прошлых деяний человека и целых народов, а также в свою очередь становится причиной будущего (как аукнется – так и откликнется, по мудрому речению пословицы).
  • Закон перевоплощения: бессмертный дух совершенствуется, собирая опыт из разных воплощений.
  • Закон Свободной Воли: истинная свобода заключается в том, что человеку всегда предоставляется право выбора, к Добру или Злу, к Свету или во Тьму, для себя или во благо ближнего…
  • Закон подобия: подобное притягивается подобному.

Эти законы, которым подчинена жизнь всей Вселенной, от мельчайшего атома до звезды-гиганта, нам известны, и думаю, нет необходимости в короткой статье их все перечислять.
Оказывается, все не так уж сложно и запутанно: духовно-нравственное воспитание заключается в изучении космических законов и применении их. Возникает естественный вопрос: почему же до сих пор мы, каждый в отдельности и все вместе как народ и государство, не преуспели ни в своем духовно-нравственном развитии, ни в воспитании подрастающего поколения? Ответ мы находим и в религиозно-философских системах, и в искусстве, и в научных трудах: нелегко следовать этим законам в силу влияния иллюзий материального мира. Разве легко возлюбить врага своего как самого себя? Разве легко не принуждать других, в частности, учащихся, следуя закону свободной воли? Не принуждать – ЕГЭ не сдадут, а это ой как скажется на нашей репутации. И из страха и малодушия идем против космических законов. Так как их действие протянуто во времени, к немедленному суду никто нас не вызывает, мы заглушаем голос совести, голос духа, знающего эти законы и стремящегося их соблюсти, успокаиваем себя тем, что все так живут. Таким образом мы все дальше отдаляемся от собственного духа, т.е. становимся бездуховнее (без духа), и естественно, безнравственнее (так как нравственность – это умение строить «нравы» на основе «голоса» духа, вернее, нравственность – это проявление духа на Земле).

Еще в начале прошлого столетия ученые открыли, что человек является существом энергетическим. Так, Кильнер, ученый и врач-практик, занимаясь исследованиями энергетической атмосферы человека (как он назвал излучения человека), или ауры, обнаружил, что ауры людей отличаются «количеством» (т.е. тем, насколько широко за пределы физического тела человека распространяются излучения) и качеством (он говорит, что бывают ауры «зернистые», грубые по текстуре, и утонченные, степеней утонченности, естественно, великое множество). Результаты его исследований   были подтверждены открытиями в области физики (С. Кирлиан и его последователи). Сегодня об этом не только говорят и пишут, но во многих медицинских учреждениях пользуются приборами, основанными на применении метода, открытого Кирлианом. В области психологии и психофизиологии появились труды, дополняющие и углубляющие знания об энергетике человека, психической энергии.

В свете новых научных открытий наполняется новым содержанием  понятие «Духовно-нравственное воспитание». Духовно-нравственное воспитание имеет целью утончение психической энергии человека. Чувствуете разницу? Сравним с первым определением: в первом случае определен конечный результат, но не назван основной фактор, влияющий на этот результат, – психическая энергия.  Качество психической энергии определяет характерные особенности человека и обуславливает его поступки. Следовательно, выявить условия и факторы, влияющие на духовно-нравственное развитие, означает выявить условия и факторы, влияющие на утончение психической энергии человека.

С чего начать?  Прежде всего знание о психической энергии должно быть доступно в школах. Наверное, каждый на своем месте может потрудиться в этом направлении. Мы же в школе проводим встречи с учеными, сами выезжаем в Дом ученых.

Теперь давайте рассмотрим, какие факторы влияют на «качество» и «количество» психической энергии и  как это знание может помочь в воспитании наших детей
Важнейшим фактором, влияющим на психическую энергию, ученые называют мысль. Результаты исследований влияния мысли на воду, растения, животных, другого человека и даже на предметы, по-моему, сегодня общеизвестны, но в школьных учебниках и программах нет и намека на новые научные открытия. Развитие и утончение психической энергии, т.е. духовно-нравственное воспитание в свете новых научных открытий – это воспитание качества мысли. «Качественная» мысль – это сердечная мысль, искренняя мысль, мысль, направленная на общее благо. Какую опасность таит рассудок, «раздружившийся» с сердцем, показал нам  Ф.Достоевский. 

Исследования также доказывают, как важно направление мысли: достаточно направить мысли к Красоте, Общему Благу, как фиксируется мощный прилив энергии, тотчас же отражающейся на состоянии ауры. Таким образом, необходимым условием развития и утончения психической энергии, духовно-нравственного воспитания является развитие мышления, способности мыслить «ясносияюще».

Современной наукой  также доказано, что психическая энергия, «разливаясь» в пространстве, наслаивается  на окружающих предметах, а тем более мощной психической энергией обладают предметы, созданные руками человека, творения искусства.  Имеются мощные источники высокой психической энергии: это картины, скульптурные памятники музыка, книги и многое другое. Это наиценнейшие сокровища, которые имеет человечество, и они нуждаются в охране и защите.

Снова возникает тот же самый вопрос: если нас окружает такое количество книг, картин, музыкальных произведений и др., насыщенных тончайшей психической энергией, почему мы деградируем? Ответ прост: эта психическая энергия воздействует только в том случае, если все вышеперечисленное востребовано человеком.

Применительно к искусству принято говорить о таком явлении, как катарсис, в переводе с греческого – «очищение», читатель или зритель, окунувшись в мир высоких чувств, мыслей и образов, «очищается», освобождается от мелких бытовых проблем.

В свете психоэнергетического подхода этот процесс выглядит примерно так: если сравнить человека с сосудом, энергии  – с водой, обычный человек будет похож на сосуд с мутненькой водичкой, в лучшем случае, в худшем –  со зловонной грязью. Если поставить сосуд под струю чистой воды, через какое-то время вода совершенно очистится. Также воздействуют на человека   стихи Пушкина, Лермонтова, произведения Толстого, Достоевского, картины Леонардо Да Винчи, Тициана, Репина, Куинджи, музыка Чайковского, Бетховена – всех имен и не перечислишь.

Все, что носит в себе высокую, утонченную психическую энергию, человечество объединяет понятием «Культура».

Духовность и нравственность являются результатом «пребывания» человека в энергетическом поле Культуры, Прекрасного. Следовательно, следующим фактором, влияющим на духовно-нравственное воспитание, являются насыщенные мощной психической энергией произведения искусства. Условием духовно-нравственного воспитания является приобщение учащихся к истинным сокровищам Культуры. В нашей школе мы ежегодно проводим пушкинский бал: звучит музыка Моцарта, Чайковского и других, танцуем все вместе, дети и педагоги, вальс, полонез, читаем стихи Пушкина, Дельвига, Ахматовой и других.  Надеемся: зерна Красоты упадут в сердце ребенка и прорастут прекрасным садом.

Если духовность утверждается Культурой и Красотой, то бездуховность является следствием так называемой «массовой» культуры. Ее примитивизм изображения человеческих отношений, развлекательность, культ успеха и потребительства мощно воздействуют на сознание, нивелируя взгляды и вкусы под сложившийся стереотип.

В свете психоэнергетического подхода влияние «массовой культуры» на человека – это наполнение его грубыми, низкими  энергиями, вследствие чего человек становится невосприимчивым ни к красоте природы, ни к красоте человеческих отношений, укрепляется потребительское, неблагодарное ко всему отношение. Он не способен осознать ни свои мысли, ни свои чувства, а тем более, чужие.

Следующим фактором, влияющим на духовно-нравственное воспитание, является творчество. Творчество возжигает огни, активизирует психическую энергию человека. Творчество актуализирует процессы самопознания, устремляет к самосовершенствованию. Следовательно, задача педагога – создание необходимых условий для развития творчества детей.

Творчество возможно только при соблюдении одного условия – это возможность свободного проявления своих мыслей и чувств, в школе это может проявиться при отсутствии страха не угодить учителю, его ожиданиям. Без искренности, доверительных отношений между учителем и учеником ни о каком творчестве не может быть и речи. Таким образом, следующим  фактором, влияющим на духовно-нравственное воспитание, будет личность учителя. В личности учителя главными его качествами будут вера в ученика, в его возможности, терпимость и терпение.

Кроме того, общение между людьми в свете психоэнергетического подхода – обмен энергиями. Психическая энергия обладает способностью «перетекать» из одного человека в другого по принципу: в сообщаюшихся сосудах уровень жидкости всегда одинаков. Значит, энергии у учителя должно быть достаточно для обмена (иначе получится обратный процесс – от учеников к учителю, т.е. «вампиризм») и она должна быть более утонченной, чем у детей  в среднем. Как видим, способность педагога  к самосовершенствованию, к воспитанию самого себя – главное условие в духовно-нравственном  воспитании.

Психическая энергия имеет еще и такую особенность: если даже два человека объединяются в гармоничных мыслях и чувствах, то в геометрической прогрессии возрастает их психическая энергия, и от характера мыслей, их качества зависит, созидательной или разрушительной будет рожденная взаимодействием мощная энергия.

Уроки, наполненные обоюдным недовольством, упреками и угрозами, естественно, не могут рождать созидательных энергий. И если серьезно задуматься об этом, становится страшно. Энергии эти обрушиваются не только на здоровье присутствующих, детей и педагога, но и широко разливаются в пространстве. Для своей пользы  и ради духовного и физического здоровья детей учителю насущно необходимо, оказывается, наполнение урока энергией радости, благожелательства. И сегодня это не просто слова, а процессы, которые может фиксировать современный прибор.

Приступая к духовно-нравственному воспитанию, нужно иметь в виду, что грубые энергии весьма заразительны и разрушительны, утончая психическую энергию,  нам необходимо  детей обучать умению противостоять разрушительным энергиям. Актуализация процессов самопознания, самосовершенствования, утверждение адекватной самооценки, положительного самоотношения – важные аспекты в духовно-нравственном воспитании. В школе мы проводим психологические тренинги, развивающие занятия,  классные часы, проигрываем различные ситуации взаимодействия со взрослыми и сверстниками, учимся понимать себя и других.

Такое понимание проблемы духовно-нравственного воспитания, мне кажется, своевременно и важно.

Список литературы:

  1. Бойко В.В. Психоэнергетика.. – М. – СПб: Питер, 2008.
  2. Журнал «Культура и время», 2007, № 4.
  3. Кильнер В. Атмосфера (аура) человека. – М.: МЦР, 2008
  4. Масару Эмото. Послания воды. «София», 2006.