Использование игровых методик на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Объем информации, изучаемой на уроках истории, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. Это с одной стороны. С другой стороны, количество часов, отводимых учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи учителя и методисты ищут пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории. Одним из возможных путей решения проблемы, является использование игровых форм на уроке.

В процессе обучения игровые формы достаточно широко применяются уже давно. Это понятно: игра – один из основных видов человеческой деятельности, один из важнейших способов познания окружающего мира, чрезвычайно значимых в детском возрасте.

Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся, на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующей уровней познавательной деятельности усвоение фактов, дат, имен и др.

Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка.

Важной задачей школы является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развитию подобных умений поможет игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания во время игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игровые формы, организует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих соображений, удобства, порядка и целесообразности. На своем опыте я не раз убеждалась, что в игровой форме материал, даже “трудный” и “скучный” усваивается лучше.

Применение игры на уроках истории в старших классах – дело достаточно сложное, особенно, если учитель дает вербальную установку на игру. Большинство старшеклассников считают этот вид деятельности недостойным их внимания. Поэтому введение игры в учебный процесс должно осуществляться постепенно, с небольших игровых эпизодов (например, “Верно – неверно”, “Вопрос – ответ”). Только спустя некоторое время игра станет неотъемлемой частью урока, и ее отсутствие будет вызывать вопросы учеников. Можно сделать вывод, что переход от неприятия игры к увлечению ей связан с особым типом взаимоотношений между учителем и учениками.

В традиционном процессе обучения отношения “учитель-ученик” строятся по принципу “передача знаний – усвоение знаний”. В процессе обучения через игру, являющуюся средовом формирования и развития исторического мышления, отношение “учитель-ученик” строятся через освоения содержания роли принимаемых участниками образовательного процесса в зависимости от области исторического познания и уровня исторического мышления.

Постижения в области фактологических связей (структурно-логический уровень исторического мышления) позволяет ученикам попробовать себя в роли исследователей. Учитель осуществляет инструктирование, проверяет результаты работы.

Область типологических связей (Социально-содержательный уровень исторического мышления) требует от учеников освоения некой социальной роли. Учитель моделирует общественные процессы, заставляет реагировать на социальные изменения, ощущая свою значимость или бесполезность как член общества.

В области духовно-смысловых связей (ценно-смысловой уровень исторического мышления) и учитель, и ученики выступают в роли субъектов истории. Они смотрят на происходившее в прошлом с одинаковой позиции сопричастности. Отсюда и особая атмосфера на уроках, и обсуждение игры на перемене, и даже спустя некоторое время после ее проведения. Игра действительно становиться привлекательной на столько, что ее игровое воздействие может закончиться только после проведения другой игры.

После использования игры на уроках можно сказать:

  • Заметно повышается успеваемость по предмету, ответы становятся более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается свое мнение;
  • Изменяется микроклимат в классном коллективе, появляется взаимопонимание, внимательное отношение к мнению одноклассников;
  • Повышается интерес к истории, что проявляется в чтении исторической литературы;
  • Обсуждение проблемы исторической науки, не только на уроках, но и в свободное время.

Важно помнить о тех требованиях, которые педагогическая наука предъявляет к организации игр:

  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
  2. Игра должна вызывать у учащихся положительные эмоции (веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа). Поэтому, цель должна быть достижимой, а используемое на уроке оформление – красочным и разнообразным.
  3. В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что приучает к четкому соблюдению установленных правил, активизирует деятельность.
  4. Игра должна строиться с учетом возрастных особенностей учащихся.
  5. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы, применение игры на уроках способствует:

  • развитию интереса к предмету,
  • усидчивости,
  • умению отбирать полученную информацию,
  • повышается успеваемость по предмету.
  • изменяется отношение учеников друг к другу.

Презентация